Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1336/2023 ~ М-1445/2023 от 21.11.2023

Дело № 2а-1336/2023 УИД 23RS0027-01-2023-002510-84

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Лабинск 25 декабря 2023 г.

Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Сафонова А.Е.

при секретаре судебного заседания Абезуановой Д.Р.,

с участием:

представителя административного истца – Мальцевой С.С.,

представителя административного ответчика – заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Лабинского ГОСП ГУ ФССП по Краснодарскому краю – Ушанова Д.А.,

заинтересованного лица – помощника Лабинского межрайонного прокурора – Глухова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Лабинского городского поселения Лабинского района к Лабинскому городскому отделению судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

администрация Лабинского городского поселения Лабинского района (далее по тексту – Администрация) обратилась в суд с административным иском к Лабинскому городскому отделению судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю (далее по тексту – Лабинское ГОСП) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование административного иска указано следующее: вступившим в законную силу решением Лабинского городского суда Краснодарского края по гражданскому делу № 2-751/2022 удовлетворены исковые требования Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию "Санитарная очистка" Лабинского городского поселения Лабинского района и администрации Лабинского городского поселения Лабинского района об устранении нарушений законодательства об обращении с отходами производства и потребления (далее по тексту – Решение). Решением на Администрацию возложены обязанности: разработать и утвердить с привлечением уполномоченных органов и организаций проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером: ###, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, город Лабинск, зона Северная промышленная, соответствующий нормам и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды; выполнить с привлечением уполномоченных органов и организаций рекультивацию земельного участка с кадастровым номером: ###, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, город Лабинск, зона Северная промышленная, в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель, соответствующим нормам и требованиям, установленным законодательством России области охраны окружающей среды.

13 октября 2023 года судебным приставом-исполнителем Лабинского ГОСП Ушановым Д.А. на основании исполнительного листа № ФС ###, выданного 10 октября 2023 года на основании Решения, возбуждено исполнительное производство № 368495/23/23049-ИП.

В связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительного документа, постановлением судебного пристава-исполнителя Ушанова Д.А. от 13 ноября 2023 года с должника – Администрации, взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, установлен срок для исполнения требований исполнительного документа – до 31 декабря 2023 года.

Администрация совершила ряд действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока, однако в силу объективных причин, не зависящих от должника, до настоящего времени Решение не исполнено.

Утверждая о наличии уважительных причин и оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора ввиду отсутствия виновных действий (бездействия) должника в нарушении установленного срока исполнения требований исполнительного документа, о принятии должником всех зависящих от него мер для надлежащего исполнения Решения, Администрация обратилась в суд с административным иском об освобождении от исполнительского сбора по исполнительному производству № 368495/23/23049-ИП от 13 октября 2023 года.

В судебном заседании представитель административного истца – администрации Лабинского городского поселения Лабинского района – Мальцева С.С., действующая на основании доверенности и документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования, поддержала требования административного иска, объяснив, что Решение объективно не могло и не может быть исполнено в ближайшее время. Согласно коммерческим предложениям по подготовке проекта рекультивации земельного участка, поступившим по запросу Администрации, стоимость указанного проекта составляет 30000000 рублей, предполагаемый срок исполнения – 12 месяцев. На 92-й очередной сессии Совета Лабинского городского поселения Лабинского района рассмотрен вопрос о выделении денежных средств, необходимых для исполнения решения суда в части подготовки проекта для рекультивации земельного участка, в выделении денежных средств отказано. 03 ноября 2023 года Администрацией получен ответ из Министерства ТЭК и ЖКХ о необходимости проведения ряда мероприятий для включения Администрации в федеральные или региональные программы на изготовление проектно-сметной документации на рекультивацию земельного участка. 12 декабря 2023 года Администрацией направлено письмо в администрацию муниципального образования Лабинский район для рассмотрения вопроса о принятии земельного участка, используемого для сбора и хранения ТКО в собственность муниципального образования Лабинский район. Кроме того, 17 ноября 2023 года суд отсрочил Администрации исполнение Решения до 01 июня 2024 года.

В судебном заседании административный ответчик – заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Лабинского ГОСП ГУ ФССП по Краснодарскому краю Ушанов Д.А., возражал против удовлетворения требований административного истца, объяснив, что 13 октября 2023 года на основании исполнительного документа (исполнительного листа) по гражданскому делу № 2-751/2022 им вынесено постановление о возбуждении исполнительного производство № 368495/23/23049-ИП в отношении должника – Администрации. В установленный законом срок – пять дней с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, в добровольном порядке Решение должником исполнено не было, в связи с чем 13 ноября 2023 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству и установлении нового срока исполнения Решения – до 31 декабря 2023 года. Определение Лабинского городского суда об отсрочке исполнения Решения было вынесено 17 ноября 2023 года – уже после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Администрация с заявлением о приостановлении исполнительного производства в Лабинский ГОСП не обращалась, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству № 368495/23/23049-ИП не оспаривала.

Заинтересованное лицо – помощник Лабинского межрайонного прокурора – Глухов В.А., просил суд в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на отсутствие для этого объективных причин и оснований.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему: как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, решением Лабинского городского суда Краснодарского края по гражданскому делу № 2-751/2022, вступившим в законную силу 02 февраля 2023 года, удовлетворены исковые требования Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию "Санитарная очистка" Лабинского городского поселения Лабинского района и администрации Лабинского городского поселения Лабинского района об устранении нарушений законодательства об обращении с отходами производства и потребления. Решением суд обязал Администрацию: с привлечением уполномоченных органов и организаций разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером: ###, расположенного по адресу: Россия, <...>, зона Северная промышленная, соответствующий нормам и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

- с привлечением уполномоченных органов и организаций выполнить рекультивацию земельного участка с кадастровым номером: ###, расположенного по адресу: Россия, <...>, зона Северная промышленная, в соответствии с разработанным и утвержденным проектом рекультивации земель, соответствующим нормам и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (л.д. 20-39).

13 октября 2023 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Лабинского ГОСП ГУ ФССП по Краснодарскому краю Ушановым Д.А., на основании исполнительного документа – исполнительного листа № ФС ###, выданного 10 октября 2023 года Лабинским городским судом Краснодарского края на основании Решения, возбуждено исполнительное производство № 368495/23/23049-ИП (л.д. 91-92, 96-98).

16 октября 2023 года представитель административного ответчика получил постановление о возбуждении исполнительного производства (л.д. 91).

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года "Об исполнительном производстве" (далее – Федеральный закон об исполнительном производстве), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона об исполнительном производстве).

13 ноября 2023 года в связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Лабинского ГОСП ГУ ФССП по Краснодарскому краю Ушанова Д.А., с должника – Администрации, взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, установлен срок для исполнения требований исполнительного документа – до 31 декабря 2023 года (л.д. 121-122).

В соответствии со ст. 112 Федерального закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).

Частью 6 названной статьи предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7).

В п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что суд вправе, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств, уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч.ч. 6, 7, 9 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ч. 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным.

Такой подход обусловлен правовой природой исполнительского сбора как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, от 19 января 2017 года № 1-П, Определение от 02 апреля 2015 года N 654-О и др.).

Исходя из положений ст. 401 Гражданского кодекса РФ, лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

При применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона об исполнительном производстве, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено, что административным истцом были совершены действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока.

Так, во исполнение Решения Администрацией было направлено обращение в соответствующие организации о предоставлении коммерческих предложений по подготовке проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером: 23:46:0103009:26.

Как следует из письма ФГБОУ ВО "СамГТУ" от 08 июня 2022 года № 03.03.07.07-230/22, ориентировочная стоимость разработки проектной документации и проведения инженерных изысканий по объекту "Рекультивация земельного участка с кадастровым номером ###, нарушенного размещением отходов" составляет 30000000 рублей с НДС в ценах на II квартал 2022 года (л.д. 48).

На 92-й очередной сессии Совета Лабинского городского поселения Лабинского района, проведенной 09 ноября 2023 года, рассмотрен вопрос о выделении денежных средств, необходимых для исполнения Решения в части подготовки проекта для рекультивации земельного участка (получение коммерческого кредита), в выделении денежных средств отказано (л.д. 40-43).

03 ноября 2023 года Администрацией получен ответ из Министерства ТЭК и ЖКХ за № 70.06-08-14255/23, согласно которому для получения субсидирования из федерального и краевого бюджетов на проведение работ по проектированию рекультивации объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Краснодарского края предусмотрено государственной программой Краснодарского края, утвержденной постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года № 967 "Об утверждении государственной программы Краснодарского края "Развитие жилищно-коммунального хозяйства". Основой политики в области ликвидации закрытых свалок ТКО в Краснодарском крае является взаимодействие с министерством природных ресурсов Краснодарского края в рамках проекта "Генеральная уборка". Для получения субсидирования из федерального и краевого бюджетов на ликвидацию объекта обращения с ТКО на территории муниципального образования Лабинский район необходимо обеспечить соответствие таких объектов пункту 3 приложения 4 к программе "Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края", в том числе объект обращения с ТКО не должен эксплуатироваться (л.д. 46-47).

Эксплуатация объекта обращения с ТКО (полигона) на территории земельного участка с кадастровым номером: ###, продолжается в настоящее время, что является препятствием для получения субсидирования из федерального и краевого бюджетов.

Согласно справке финансового управления администрации, в соответствии с решением Совета Лабинского городского поселения Лабинского района от 12 октября 2023 года № 293/89 "О внесении изменений в решение Совета Лабинского городского поселения от 17 ноября 2022 года №240/66 "Об утверждении бюджета Лабинского городского поселения Лабинского района на 2023 год", общий объем доходов бюджета Лабинского городского поселения составляет 1297620,9 тыс. рублей, в том числе безвозмездные средства (средства краевого бюджета) 640672,5 тыс. рублей; общий объем расходов 1349084,0 тыс. рублей; дефицит бюджета Лабинского городского поселения Лабинского района составляет 51463,1 тыс. рублей; объем муниципального долга по состоянию на 12 октября 2023 года составляет 75800,0 тыс. рублей (л.д. 65).

Из ответов муниципальных образований города Армавир, города Курганинск, поселка Мостовской на запрос Администрации по вопросу принятия на полигон захоронения ТКО, разместить отходы, образующиеся на территории Лабинского городского поселения Лабинского района на территориях своих полигонов, не представляется возможным (л.д. 49-51), что свидетельствует об отсутствии объективной возможности размещения твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Лабинского городского поселения Лабинского района, кроме как на территории земельного участка с кадастровым номером: ###.

17 ноября 2023 года определением Лабинского городского суда Краснодарского края от 17 ноября 2023 года, вступившим в законную силу 11 декабря 2023 года, Администрации отсрочено исполнение Решения на срок до 01 июня 2024 года (л.д. 132-135).

12 декабря 2023 года Администрацией направлено письмо № 40-7516/01-21 в администрацию муниципального образования Лабинский район для рассмотрения вопроса о принятии земельного участка с кадастровым номером: 23:46:0103009:26, используемого для сбора и хранения ТКО в собственность муниципального образования Лабинский район (л.д. 87-89).

Изложенное свидетельствует о том, что у органа местного самоуправления (Администрации) имелись объективные причины, препятствующие исполнению исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, который является заведомо недостаточным.

Действия административного ответчика были направлены на исполнение Решения в срок, установленный требованиями Федерального закона об исполнительном производстве, однако сложились обстоятельства, не зависящие от должника.

Требования Решения не исполнены административным ответчиком ввиду отсутствия денежных средств в бюджете Администрации, длительности исполнения работ по подготовке проекта и проведению рекультивации земельного участка.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины должника – административного ответчика, в неисполнении Решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Вопреки доводам административного ответчика, не обращение Администрации к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении исполнительного производства в период срока для добровольного исполнения Решения, в том числе в связи принятием судом к рассмотрению иска должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора, не свидетельствует о бездействии административного истца по принятию надлежащих мер для исполнения Решения.

Оценив приведенные выше обстоятельства с точки зрения положений процессуального законодательства, регулирующего вопросы вступления в законную силу и исполнения решения суда, нормы Федерального закона об исполнительном производстве, учитывая судебную практику (Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 апреля 2023 по делу № 88а-13746/2023), суд принимает решение об освобождении административного истца (должника) от исполнительского сбора по исполнительному производству № 368495/23/23049-ИП от 13 октября 2023 года.

Руководствуясь приведенными нормами и разъяснениями, ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 368495/23/23049-░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1336/2023 ~ М-1445/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Лабинского городского поселения Лабинского района
Ответчики
Лабинский городской отдел судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю
Другие
Лабинская межрайонная прокуратура
Суд
Лабинский городской суд Краснодарского края
Судья
Сафонов Алексей Евгеньевич
Дело на сайте суда
labins-gor--krd.sudrf.ru
21.11.2023Регистрация административного искового заявления
21.11.2023Передача материалов судье
23.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
23.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2023Подготовка дела (собеседование)
13.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
17.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2024Дело оформлено
26.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее