РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 марта 2023 года город Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Дорохиной А.О.,
при секретаре Тимергалиевой Э.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №71RS0028-01-2023-000367-22 (производство №2а-571/2023) по административному исковому заявлению министерства труда и социальной защиты Тульской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области Гориной Елене Александровне, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области, об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора,
установил:
административный истец- министерство труда и социальной защиты Тульской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тульской области Гориной Елене Александровне, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области, об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству от 18.11.2022 №, взыскателем по которому является Курлова Д.О.
В обоснование административных исковых требований представитель административного истца указала, что 30.01.2023 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области Гориной Е.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству, возбужденному 18.11.2022 № взыскателем по которому является Курлова Д.О., по причине неисполнения решения суда в установленный в нем срок.
Однако в указанный срок исполнить требования исполнительного документа не представляется возможным, поскольку Законом Тульской области от 03.05.2007 № 820-ЗТО «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Тульской области» приобретение жилых помещений для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в домах-новостройках. Для проведения таких процедур требуется значительный промежуток времени, поскольку приказом от 09.01.2020 № 1лс полномочия по приобретению жилых помещений специализированного жилищного фонда Тульской области переданы Государственному учреждению капитального строительства «ТулоблУКС», которым проводятся аукционные процедуры по приобретению жилых помещений (квартир) для включения их в специализированных жилищный фонд Тульской области и последующего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Аукционные процедуры проводятся на постоянной основе, однако следует также учесть, что в соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции от 17.02.2021 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» общее количество жилых помещений в одном многоквартирном не может превышать 25% от общего количества квартир в доме.
Просила суд освободить министерство труда и социальной защиты Тульской области от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тульской области Гориной Е.А. от 30.01.2023 по исполнительному производству № от 18.11.2022.
Представитель административного истца министерства труда и социальной защиты Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тульской области Горина Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке.
Представители административных ответчиков Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тульской области, УФССП России по Тульской области, привлеченного к участию в деле в порядке досудебной подготовки, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались в установленном порядке.
Заинтересованное лицо Курлова Д.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном порядке.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом, руководствуясь статьей 150 и ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор в отношении должника-организации в размере 50000 рублей (часть 3).
В силу пунктов 105-106, 112-113 Положения о министерстве труда и социальной защиты Тульской области, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 25 сентября 2012 г. № 527, министерство осуществляет защиту прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляет им жилые помещения по договорам социального найма, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном действующим законодательством.
Применительно к названным нормам, а также предписаниям части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом установлено, что вступившими в законную силу определением Советского районного суда г. Тулы от 01.04.2021 по делу № 2-694/2021 утверждено мировое соглашение, заключенное между Курловой Д.О. и министерством труда и социальной защиты Тульской области в лице представителя по доверенности, на следующих условиях: министерство труда и социальной защиты Тульской области обязуется в полном объеме удовлетворить требования Курловой Д.О. о предоставлении вне очереди жилого помещения специализированного жилищного фонда Тульской области на состав семьи один человек, изложенные в исковом заявлении от 26.02.2021, в срок до 1 июля 2022 г.
На основании выданного Советским районным судом г. Тулы исполнительного листа судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тульской области Гориной Е.А., в отношении должника министерства труда и социальной защиты Тульской области, с целью исполнения определения Советского районного суда г. Тулы возбуждено исполнительное производство № от 18.11.2022.
В соответствии с постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Поскольку должник не исполнил в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесено 30.01.2023 постановление о взыскании с министерства труда и социальной защиты Тульской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей по исполнительному производству № от 18.11.2022.
Настаивая на удовлетворении административных исковых требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора, министерство труда и социальной защиты Тульской области сослалось на невозможность предоставления взыскателю жилого помещения вследствие наличия объективных обстоятельств, которые свидетельствуют об отсутствии вины должника в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения решения суда.
Проверяя данные доводы, суд установил, что согласно представленным сведениям, в соответствии с приказом от 09.01.2020 № 1лс полномочия по приобретению жилых помещений специализированного жилищного фонда Тульской области переданы Государственному учреждению капитального строительства «ТулоблУКС», которым проводятся аукционные процедуры по приобретению жилых помещений (квартир) для включения их в специализированных жилищный фонд Тульской области и последующего предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из ответа Министерства строительства Тульской области следует, что в 2022 году проведено 180 закупочных процедур в целях приобретения жилых помещений (квартир) в специализированный жилищный фонд Тульской области в г. Туле, из которых 102 закупки признаны несостоявшимися, 78 закупок состоялось, заключено 78 контрактов. Тем самым министерство труда и социальной защиты Тульской области в настоящее время в соответствии с указанным приказом самостоятельно работу по проведению аукционов не организует.
Кроме того, по распоряжению правительства Тульской области от 10.09.2020 № 707-р «Об утверждении порядка взаимодействия органов исполнительной власти Тульской области и подведомственных им учреждений при приобретении жилых помещений специализированного жилищного фонда Тульской области для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями» в функции министерства входит направление информации о численности нуждающихся по районам Тульской области, которая направляется по мере поступления соответствующих запросов министерства строительства Тульской области. Данная обязанность была выполнена министерством, что подтверждается письмом от 28.11.2022, направленным в адрес Министерства строительства Тульской области о необходимости обеспечить Курлову Д.О. жилым помещением.
Согласно заявлениям Курловой Д.О. от 10.08.2021, 12.10.2021 она отказывается от получения жилого помещения, расположенного в г.Узловая, г.Донской, г.Киреевск, г.Кимовск, г.Суворов, с.Архангельское сославшись на то, что работает в г. Тула, ожидает предоставления квартиры в г.Тула.
При этом суд принимает во внимание и то обстоятельство, что приобретение нового жилья для предоставления его как специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следует производить с учетом условий, указанных в п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ в редакции от 17.02.2021 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Анализируя вышеизложенное, в силу части 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
При этом освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
С учетом изложенного и вышеприведенных обстоятельств суд приходит к выводу, что министерством труда и социальной защиты Тульской области были приняты все зависящие от него меры для исполнения требований исполнительного документа, однако его исполнение оказалось невозможным вследствие отсутствия готового свободного жилья. При этом министерство в рамках предоставленных полномочий производит все зависящие от него действия для организации приобретения жилья и передачи жилых помещений детям-сиротам в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным удовлетворить административные исковые требования министерства труда и социальной защиты Тульской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Рассмотрев дело в пределах заявленных административных исковых требований, руководствуясь статьями 175-180, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 30.01.2023, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ 18.11.2022, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░ 2023 ░.