УИД: 59RS0004-01-2023-004505-44
Дело № 2а-4217/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2023 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.
при секретаре Меновщиковой Ю.О.,
с участием представителя административного истца Баландиной Т.В., действующей на основании доверенности,
административного ответчика Сахабетдиновой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального казенного учреждения «Пермблагоустройство» к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества ГУФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Ларисе Михайловне, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества ГУФССП России по Пермскому краю, ГУФССП России по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора,
установил:
МКУ «Пермблагоустройство» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества ГУФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., с учетом уточненных требований, просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, подлежащего уплате в соответствии в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.08.2023 года по исполнительному производству № 57287/22/59046-ИП.
В обоснование своих требований указало, что 21.08.2023 года поступило постановление о взыскании исполнительского сбора от 16.08.2023 года по исполнительному производству № 57287/22/59046-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного по решению Ленинского районного суда г. Перми по делу № 2-2289/2019 от 16.07.2019. С данным постановлением не согласны, поскольку во исполнение решения суда принимаются исчерпывающие меры, неисполнение решения суда срок связано с препятствиями, находящимися вне контроля учреждения. Решением Ленинского районного суда г. Перми от 16.07.2019 года на Муниципальное казенное учреждение «Пермблагоустройство» возложена обязанность произвести в срок до 01.01.2022 капитальный ремонт автодорожного путепровода над Свердловской железной дорогой 2а км ПК7 перегона Пермь-2 - Пермь-1, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Решетниковский спуск, и привести данное дорожное сооружение в соответствие с требованиями строительных норм и правил. 16.12.2020 года между учреждением и ООО «Научно-исследовательская и проектная лаборатория транспортных сооружений и мостов» заключен муниципальный контракт № 23/08 на выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту путепровода над железнодорожными путями по ул. Решетниковский спуск, со сроком выполнения работ не позднее 15.11.2021 года. Фактически работы по контракту приняты по акту сдачи приемки выполненных работ 15.04.2021 года. Согласно проектной документации стоимость строительно-монтажных работ по капитальному ремонту путепровода над железнодорожными путями по ул. Решетниковский спуск составила 49 059, 04 тыс. рублей. 06.07.2022 года истец направил в Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми предложения для подготовки проекта бюджета города Перми на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, в том числе по включению в проект бюджета на 2023 год бюджетных ассигнований на капитальный ремонт в сумме установленной проектной документацией. В настоящее время муниципальной программой «Развитие автомобильных дорог и дорожных сооружений в городе Перми», утвержденной постановлением администрации г. Перми от 20.10.2021 года № 922 на капитальный ремонт путепровода над железнодорожными путями по ул. Решетниковский спуск предусмотрено в 2024 году 34 443 тыс. рублей, в 2025 году 20 892 тыс. рублей (п. 1.2.1.1.1.2.1 Программы). 15.05.2023 года администрацией г. Перми в Министерство транспорта Пермского края направлена заявка на участие в софинансировании мероприятий по приведению в нормативное состояние искусственных дорожных сооружений, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов Федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», входящего в состав национального проекта «Безопасные качественные дороги» по данному объекту. Таким образом, в 2024 году учреждением будут приняты меры по заключению муниципального контракта на выполнение строительных и монтажных работ по капитальному ремонту путепровода.
Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещен судом, представитель в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества ГУФССП России по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М. с требованиями не согласилась, указала, что решение суда до настоящего времени не исполнено.
Административные ответчики Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества ГУФССП России по Пермскому краю, ГУФССП России по Пермскому краю о месте и времени рассмотрения дела извещены судом, представители в судебное заседание не явились.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, оценив доводы административного ответчика, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в части, в силу следующего.
Согласно положению ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Пункт 13 части 1 статьи 64, статья 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривают возможность взыскания судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 16.07.2019 года на Муниципальное казенное учреждение «Пермблагоустройство» возложена обязанность произвести в срок до 01.01.2022 капитальный ремонт автодорожного путепровода над Свердловской железной дорогой 2а км ПК7 перегона Пермь-2 - Пермь-1, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Решетниковский спуск, и привести данное дорожное сооружение в соответствие с требованиями строительных норм и правил.
17.03.2022 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми возбуждено исполнительное производство № 51866/22/59004-ИП в отношении должника МКУ «Пермблагоустройство», должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника гражданина и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника гражданина устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Одновременно при наличии чрезвычайных, объективно непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
19.05.2022 года судебным приставом ОСП по Ленинскому и Индустриальному районам г. Перми принят акт об изменении места совершения исполнительных действий и вынесено постановление о передаче исполнительного производства, исполнительное производство № 51866/22/59004-ИП направлено в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества ГУФССП России по Пермскому краю.
09.08.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о принятии к исполнению исполнительного производства № 51866/22/59004-ИП от 17.03.2022 года, возбужденного на основании исполнительного листа от 18.12.2020 года, выданного Ленинским районным судом г. Перми по делу № 2-2289/2019, присвоен номер № 57287/22/59046-ИП.
В адрес МКУ «Пермблагоустройство» направлено требование от 09.08.2022 года об исполнении решения суда в срок до 13.09.2022 года.
14.09.2022 года в адрес судебного пристава-исполнителя Сахабетдиновой Л.М. от МКУ «Пермблагоустройство» поступила информация о том, что 16.12.2020 года между учреждением и ООО «Научно-исследовательская и проектная лаборатория транспортных сооружений и мостов» заключен муниципальный контракт № 23/08 на выполнение проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту путепровода над железнодорожными путями по ул. Решетниковский спуск, со сроком выполнения работ не позднее 15.11.2021 года. Фактически работы по контракту приняты по акту сдачи приемки выполненных работ 15.04.2022 года. Согласно проектной документации стоимость строительно-монтажных работ по капитальному ремонту путепровода над железнодорожными путями по ул. Решетниковский спуск составила 49 059, 04 тыс. рублей. 06.07.2022 года истец направил в Департамент дорог и благоустройства администрации г. Перми предложения для подготовки проекта бюджета города Перми на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, в том числе по включению в проект бюджета на 2023 год бюджетных ассигнований на капитальный ремонт в сумме установленной проектной документацией. После выделения бюджетных ассигнований учреждением будут приняты меры к заключению муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ.
30.05.2023 года от МКУ «Пермблагоустройство» в адрес судебного пристава направлена информация, аналогичная изложенной в письме от 14.09.2022 года. Кроме того, указано, что в настоящее время муниципальной программой «Развитие автомобильных дорог и дорожных сооружений в городе Перми», утвержденной постановлением администрации г. Перми от 20.10.2021 года № 922 на капитальный ремонт путепровода над железнодорожными путями по ул. Решетниковский спуск предусмотрено в 2024 году 34 443 тыс. рублей, в 2025 году 20 892 тыс. рублей (п. 1.2.1.1.1.2.1 Программы). 15.05.2023 года администрацией г. Перми в Министерство транспорта Пермского края направлена заявка на участие в софинансировании мероприятий по приведению в нормативное состояние искусственных дорожных сооружений, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов Федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», входящего в состав национального проекта «Безопасные качественные дороги» по данному объекту. Меры к заключению муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ будут приняты в 2024 году.
16.08.2023 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП РД и ИИ Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с МКУ «Пермблагоустройство» в размере 50 000 рублей.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Из разъяснений, содержащихся в пунктах 74,75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При этом, суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Каких-либо объективных доказательств, подтверждающих принятие МКУ «Пермблагоустройство» исчерпывающих мер для исполнения решения суда и отсутствия вины в неисполнении судебного акта, административным истцом не представлено, в связи с чем суд не усматривает оснований для освобождения МКУ «Пермблагоустройство» от исполнительского сбора. При этом суд учитывает, что решение суда было вынесено 16.07.2019 года, срок для его исполнения был определен до 01.01.2022 года. Однако доказательств, свидетельствующих о том, что в указанный период МКУ «Пермблагоустройство» предпринимались все необходимые меры для исполнения решения суда, в материалы дела не представлено.
В то же время, с учетом того, что в настоящее время разработана проектная и рабочая документация по определению стоимости строительно-монтажных работ по капитальному ремонту путепровода над железнодорожными путями по ул. Решетниковский спуск, в 2024 и 2025 годах будут выделены бюджетные средства, в результате полученного финансирования будут проводиться работы, что свидетельствует о принятии административным истцом определенных мер по исполнению решения суда, суд полагает, что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора.
Таким образом, в соответствии с положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд считает возможным уменьшить определенный судебным приставом-исполнителем исполнительский сбор на ?, то есть до 37 500 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 16.08.2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 57287/22/59046-░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 37 500 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.10.2023 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░
№ 2░-4217/2023 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░.