Дело № 2А-1300/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2021 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Зарапиной А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области к Завьяловой Юлии Викторовне о взыскании обязательных платежей и санкций
У с т а н о в и л :
Межрайонная ИФНС России №11 по Московской области обратилась с административным исковым заявлением и просит взыскать с Завьяловой Ю.В. задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016, 2017 года в сумме 2464 рубля 00 копеек и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в сумме 48 рублей 79 копеек.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии со ст.400 НК РФ Завьялова Ю.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, как лицо, на которое зарегистрированы объекты недвижимого имущества.
Из представленных в инспекцию в соответствии со ст.85 НК РФ сведений органами, осуществляющими учет и регистрацию имущества, являющегося объектом налогообложения, следует, что на налогоплательщика зарегистрированы объекты недвижимого имущества, а именно: квартира, расположенная по <адрес>, кадастровый <номер>, а также гараж, расположенный по <адрес>, на которые за 2014, 2015, 2016, 2017 года был начислен налог на имущество физических лиц в общей сумме 2464 рубля 00 копеек, а именно: за 2014 год – 292 рубля, за 2015 год – 450 рублей, за 2016 год – 839 рублей, за 2017 год – 883 рубля.
В соответствии со ст.409 НК РФ налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложении на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Уплата налога производится не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области в срок, предусмотренный п.2 ст. 52 НК РФ, в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления от 13.06.2015 № 802239, от 09.09.2016 № 126442495, от 20.09.2017 № 63576556, от 19.08.2018 № 71439234, с указанием суммы налога, подлежащего уплате. Между тем, в установленный законодательством срок налог на имущество физических лиц в полном объеме уплачен не был.
В соответствии с п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом было вынесено и направлено в адрес Завьяловой Ю.В. требование об уплате налога, пени, штрафа от 02.09.2016 № 27999 со сроком исполнения до 11.10.2016, от 12.02.2017 № 15659 со сроком исполнения до 02.05.2017, от 14.02.2018 № 22524 со сроком исполнения до 30.03.2018, от 11.02.2019 № 24679 со сроком исполнения до 27.03.2019.
В установленный в требованиях срок и до настоящего времени задолженность в полном объеме налогоплательщиком не уплачена.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 11 по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Завьялова Ю.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, согласно имеющийся в материалах дела телефонограмме просила применить срок исковой давности в части заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствие со ст. 150 КАС РФ.
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами письменные материалы, исходя из фактических обстоятельств дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Завьялова Ю.В. является собственником следующего недвижимого имущества: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>, а также гаража, расположенного по <адрес> <номер>, кадастровый <номер>.
03.10.2016 в адрес Завьяловой Ю.В. направлено налоговое уведомление от 13.06.2015 № 802239 с расчетом налога в сумме 8930 рублей 00 копеек, а именно: налог на имущество физических лиц за 2012, 2013, 2014 года (с перерасчетом за 2012, 2013 год) в сумме 424 рубля 79 копеек, транспортный налог за 2014 год в сумме 8930 рублей, который необходимо было уплатить не позднее 01.10.2015 (л.д.5,6).
03.10.2016 Завьяловой Ю.В. направлено требование № 27999 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 02.09.2016, в соответствии с которым по состоянию на 02.09.2016 за ней числится задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 год с установленным сроком уплаты 01.10.2015 в сумме 292 рубля, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в сумме 35 рублей 70 копеек. Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области предложено погасить имеющуюся задолженность в срок до 11.10.2016 (л.д.7,8).
13.10.2016 в адрес Завьяловой Ю.В. направлено налоговое уведомление от 09.09.2016 № 126442495 с расчетом налога в общей сумме 4655 рублей 00 копеек, а именно: налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 450 рублей 00 копеек, транспортный налог за 2015 год в сумме 4655 рублей, который необходимо было уплатить не позднее 01.12.2016 (л.д.9,10).
15.02.2017 Завьяловой Ю.В. направлено требование № 15659 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 12.02.2017, в соответствии с которым по состоянию на 12.02.2017 за ней числится задолженность по налогу на имущество физических лиц с установленным сроком уплаты 01.12.2016 в сумме 450 рублей 00 копеек. Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области предложено погасить имеющуюся задолженность в срок до 02.05.2017 (л.д.11,12).
09.10.2017 в адрес Завьяловой Ю.В. направлено налоговое уведомление от 20.09.2017 № 63576556 с расчетом налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 839 рублей 00 копеек, который необходимо было уплатить не позднее 01.12.2017 (л.д.13,14).
17.02.2018 Завьяловой Ю.В. направлено требование № 22524 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 14.02.2018, в соответствии с которым по состоянию на 14.02.2018 за ней числится задолженность по налогу на имущество физических лиц с установленным сроком уплаты 01.12.2017 в сумме 839 рублей 00 копеек. Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области предложено погасить имеющуюся задолженность в срок до 30.03.2018 (л.д.15,16).
Кроме того, 15.09.2018 в адрес Завьяловой Ю.В. направлено налоговое уведомление от 19.08.2018 № 71439234 с расчетом налога на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 883 рубля 00 копеек, который необходимо было уплатить не позднее 03.12.2018 (л.д.17,18).
25.02.2019 Завьяловой Ю.В. направлено требование № 24679 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 11.02.2019, в соответствии с которым по состоянию на 11.02.2019 за ней числится задолженность по налогу на имущество физических лиц с установленным сроком уплаты 03.12.2018 в сумме 883 рубля 00 копеек, пени в сумме 15 рублей 64 копейки. Межрайонной ИФНС России №11 по Московской области предложено погасить имеющуюся задолженность в срок до 27.03.2019 (л.д.19,20).
26.08.2019 мировым судьей судебного участка № 237 Серпуховского судебного района Московской области был вынесен судебный приказ <номер> в отношении должника Завьяловой Ю.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2012-2017 года, а также по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 года. (л.д. 33).
Определением мирового судьи судебного участка № 237 Серпуховского судебного района Московской области от 16.09.2020 вышеназванный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника на его исполнение.
16.03.2021 налоговым органом подано настоящее административное исковое заявление.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ и ст.3 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 405 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени в определенные сроки.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно статье 15 часть 2 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
По смыслу данного положения, федеральный законодатель в процессе осуществления такого регулирования должен предусмотреть юридические механизмы поддержания правопорядка в этой сфере.
Следовательно, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком.
В целях обеспечения исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности платить налоги и возмещения ущерба, понесенного казной в случае ее неисполнения, федеральный законодатель - на основании статей 57, 71 (пункты «в», «ж», «з», «о»), 72 (пункты «б», «и» части 1), 75 (часть 3) и 76 (часть 1 и 2) Конституции Российской Федерации - устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, и общие принципы налогообложения, а также предусматривает меры государственного принуждения, которые могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности (погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога - пеня), так и штрафными, возлагающими на нарушителей в качестве меры ответственности дополнительные выплаты (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года № 9-П по делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации.
Возможность установления мер государственного принуждения в отношении налогоплательщиков вытекает из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей в названных ею целях ограничения конституционных прав и свобод федеральным законом. В качестве одной из таких мер Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает требование об уплате налога, которое представляет собой направляемое налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 48 и 52 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 4 названной статьи налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 апреля 2010 года N 468-О-О указал, что, признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. При этом факт получения налогового уведомления (налогового требования) по почте заказным письмом на шестой день после направления может быть опровергнут при рассмотрении соответствующего спора в суде, в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу.
Согласно пункту 1 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 ст.75 НК РФ).
На основании пункта 6 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-48 НК РФ.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Разрешая заявление административного истца о взыскании налога на имущество физических лиц с Завьяловой Ю.В. суд учитывает, что налоговым органом были сформированы налоговые уведомления об уплате налога с установленным сроком уплаты не позднее 01.10.2015, и в связи с неисполнением налогоплательщиком возложенных на него законом обязанности по уплате налога сформировано требование об уплате Завьяловой Ю.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014 год с установленным сроком уплаты 01.10.2015 в сумме 292 рубля 00 копеек и пени в сумме 35 рублей 70 копеек в срок до 11.10.2016.
Срок исполнения самого раннего требования от 02.09.2016 № 27999 - 11 октября 2016 года.
В течение трех лет, то есть до 11 октября 2019 года со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, задолженность по налогу на имущество физических лиц и пени не превысила 3 000 рублей.
Следовательно, налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц с Завьяловой Ю.В. налоговый орган обратился к мировому судье 20.08.2019, в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина в размере 400 рублей 00 копеек, от уплаты которой административный истец был освобожден в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию с административного ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 11 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ <░░░░░>), <░░░░> ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 11 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2014 ░░░ ░ ░░░░░ 292 ░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.10.2015 ░░ 02.09.2016 ░ ░░░░░ 33 ░░░░░ 15 ░░░░░░, ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░ 450 ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░ 839 ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░ 912 ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 04.12.2018 ░░ 11.02.2019 ░ ░░░░░ 15 ░░░░░░ 64 ░░░░░░░; ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ – 2512 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 79 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ <░░░░░>), <░░░░> ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░ 2021 ░░░░