Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-512/2023 ~ М-526/2023 от 27.10.2023

№ 2а-512/2023

УИД № 27RS0016-01-2023-000769-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Вяземский 23 ноября 2023 года

Вяземский районный суд Хабаровского края, в составе:

председательствующего судьи Останиной К.А.,

при секретаре Фетисовой Е.А.,

с участием:

представителя административного истца - помощника прокурора Вяземского района Хабаровского края Стреленко Н.В.,

представителя административного ответчика МБУ «Молодежный центр Вяземского района» - Бадриевой Е.С.,

представителя заинтересованного лица администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края – Карпенко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Вяземского района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Молодежный центр Вяземского района» о признании незаконным бездействие и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Вяземского района Хабаровского края обратился в суд с административным иском защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Молодежный центр Вяземского района» (далее МБУ «Молодежный центр Вяземского района») о признании незаконным бездействие и возложении обязанности, в обоснование указал, что прокуратурой района проведена проверка в отношении МБУ «Молодежный центр Вяземского района» на предмет соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения доступности инвалидов, в ходе которой было установлено, что вход в МБУ «Молодежный центр Вяземского района» пандусом не оборудован, в связи с чем прокурором района 28.08.2023 в адрес МБУ «Молодежный центр Вяземского района» внесено представление об устранении нарушений закона. По обращению Давыдовой О.Г., прокуратурой повторно 25.10.2023 проведена проверка, в ходе которой установлено, что МБУ «Молодежный центр Вяземского района» направлено письмо главе Вяземского муниципального района для согласования внесения изменений в муниципальную программу «Доступная среда», утвержденную постановлением администрации Вяземского муниципального района от 21.10.2015 № 883, включив в неё мероприятие по устройству крыльца с пандусом МБУ «Молодежный центр Вяземского района». Сведений о включении указанного мероприятия в программу не имеется. Вход пандусом до настоящего времени не оборудован, что нарушает права маломобильных групп населения.

Просит суд признать незаконным бездействие МБУ «Молодежный центр Вяземского района» по не обеспечению возможности входа (выхода) для маломобильных групп населения, в том числе с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в здание, занимаемое ими по адресу: Хабаровский край, Вяземский район, г. Вяземский, ул. Козюкова, д. 18;

обязать предусмотреть МБУ «Молодежный центр Вяземского района» возможность входа (выхода) для маломобильных групп населения, в том числе с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в здание, занимаемое ими по адресу: Хабаровский край, Вяземский район, г. Вяземский, ул. Козюкова, д. 18, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В отзыве на административное исковое заявление представитель администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края Карпенко С.В. просила в удовлетворении требований административного иска отказать, указав, что в 2023 году у МБУ «Молодежный центр Вяземского муниципального района» не было предусмотрено финансирование на мероприятие по установке пандуса, 10.10.2023 начальником управления по социальным вопросам администрации района подготовлено письмо на главу района о согласовании внесения изменений в муниципальную программу «Доступная среда», утвержденную постановлением администрации Вяземского муниципального района от 21.10.2015 № 883, включив мероприятия по устройству крыльца с пандусом в МБУ «Молодежный центр Вяземского района» на общую сумму 278, 89 руб. на 2025 – 2026 гг. На сегодняшний день, проект по внесению изменений находится на согласовании.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Вяземского района Хабаровского края Стреленко Н.В., поддержала заявленные требования, пояснила, что МБУ «Молодежный центр Вяземского района» действий до принятия прокурором мер реагирования, направленных на устранение нарушений не предпринимало, несмотря на то, что МБУ «Молодежный центр Вяземского района» основан 16.11.2001.

В судебном заседании представитель административного ответчика МБУ «Молодежный центр Вяземского района» Бадриева Е.С., представитель заинтересованного лица администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края – Карпенко С.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на нецелесообразность установления пандуса, учитывая год постройки здания, также ссылаясь, на то, что здание оборудовано кнопкой вызова, в случае прибытия маломобильных граждан. Также указали, что заявленный прокурором срок для устройства пандуса, является не разумным, поскольку для установки пандуса необходимы денежные средства, а также положительные среднесуточные температуры для проведения работ.

Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Вяземского района в отношении МБУ «Молодежный центр Вяземского района» на предмет соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения доступности инвалидов, в ходе которой было установлено, что вход в МБУ «Молодежный центр Вяземского района» пандусом не оборудован, в связи с чем прокурором района 28.08.2023 в адрес МБУ «Молодежный центр Вяземского района» внесено представление об устранении нарушений закона. Вход (выход) пандусом до настоящего времени не оборудован.

Из акта от 25.10.2023 визуального обследования крыльца здания МБУ «Молодежный центр Вяземского района», расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Вяземский, ул. Козюкова, д. 18, составленного специалистами администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края, следует, что рекомендовано подготовить проектно-сметную документацию по выполнению комплекса работ по устройству крыльца, пандуса с ограждениями и входной группой в соответствии с требованиями для маломобильных групп населения. Работы проводить при наступлении положительных среднесуточных температур.

Согласно локальному сметному расчету установка пандуса в МБУ «Молодежный центр Вяземского района», составляет 278889, 58 руб.

В ходе судебного разбирательства установлено, что внесение изменений в муниципальную программу «Доступная среда», утвержденную постановлением администрации Вяземского муниципального района от 21.10.2015 № 883, в части включения мероприятия по устройству крыльца с пандусом в МБУ «Молодежный центр Вяземского района» на общую сумму 278, 889 руб. на 2025 г., находится на стадии согласования.

Согласно п.п. 1.5, 1.7 Устава МБУ «Молодежный центр Вяземского района» (далее Учреждение), Учреждение, является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной для оказания муниципальных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере самоуправления в сфере организации и осуществления мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью.

Пунктом 1.6 названного Устава предусмотрено, что Учредителем МБУ «Молодежный центр Вяземского района» является Вяземский муниципальный район в лице администрации Вяземского муниципального района, осуществляющей функции и права учредителя, а также собственника муниципального имущества.

Согласно п.п. 3.1, 3.2 Устава, имущество Учреждения является муниципальной собственностью Вяземского муниципального района и может быть использовании только для осуществления целей деятельности Учреждения. Имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Право оперативного управления имуществом возникает с момента фактической передачи имущества, оформленной соответствующим актом приема-передачи. Учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленным законодательством РФ, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учредителя и назначением имущества.

Согласно выписке из ЕГРН, здание, расположенное по адресу: Хабаровский край, г. Вяземский, ул. Козюкова, д. 18, находится в оперативном управлении МБУ «Молодежный центр Вяземского района» с 24.07.2014.

Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В силу ч. 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Установленная в приведенной норме федерального закона публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, и на владельцев зданий и сооружений, за которыми такое имущество закреплено на праве оперативного управления (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Сами здания и сооружения с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 2), Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статья 12), должны отвечать определенным требованиям, перечень которых установлен в Своде правил 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр.

Таким образом, здания социальной инфраструктуры, к которым относится МБУ «Молодежный центр Вяземского района», должны быть созданы условия для беспрепятственного входа (выхода) в здание Учреждения для маломобильных групп населения.

Поскольку МБУ «Молодежный центр Вяземского района» в нарушение вышеприведенных положений по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения не оборудована входная группа в задание пандусом, кроме того административным ответчиком не представлены доказательства о принятии каких-либо мер по установке пандуса до прокурорской проверки, в связи с чем, требования административного искового заявления о признании незаконным бездействие МБУ «Молодежный центр Вяземского района» по не обеспечению входа (выхода) в здание для маломобильных групп населения, подлежат удовлетворению.

Ссылки представителя администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края на то, что на стадии согласования находится вопрос о внесении изменений в муниципальную программу «Доступная среда», утвержденную постановлением администрации Вяземского муниципального района от 21.10.2015 № 883 и включении мероприятий по устройству крыльца с пандусом в МБУ «Молодежный центр Вяземского района», не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку на сегодняшний день не обеспечена возможность самостоятельного передвижения маломобильных групп населения при входе в учреждение.

Вопреки доводам административного ответчика само по себе установление кнопки вызова персонала учреждения, а также закрепления ответственного работника по сопровождению указанных лиц, не свидетельствует об обеспечении доступа маломобильных групп населения и инвалидов к услугам Учреждения, поскольку не учитывает требований, предъявляемых к таким объектам и являющихся обязательными к применению.

Согласно п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Применение для инвалидов вместо пандусов аппарелей не допускается (п. 6.1.2. СП 59.13330.2020).

Довод об отсутствии денежных средств в местном бюджете на указанные выше цели не может быть принят во внимание, поскольку Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, не предусматривает возможность освобождения владельцев зданий, за которыми такое имущество закреплено на праве оперативного управления, от выполнения обязанности в связи с отсутствием необходимых средств.

Из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения. Создание беспрепятственного доступа маломобильных групп населении к инженерной, транспортной и социальной инфраструктурам, в том числе объектам торговли и другим объектам социального использования, является одним из приоритетных направлений Российского государства.

Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в частности предусмотрено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Исходя из вышеуказанных положений законодательства, требования прокурора о возложении обязанности на МБУ «Молодежный центр Вяземского района» предусмотреть возможность входа (выхода) для маломобильных групп населения, в том числе с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в здание, занимаемое ими по адресу: Хабаровский край, Вяземский район, г. Вяземский, ул. Козюкова, д. 18, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, учитывая разумность и соблюдение баланса интересов сторон, а также рекомендации по проведению работ при наступлении положительных среднесуточных температур, установить срок для исполнения решения суда в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 18.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░. 18, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-512/2023 ~ М-526/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокрор Вяземского района
Ответчики
МБУ "Молодежный центр Вяземского района"
Другие
администрация Вяземского муниципального района
Суд
Вяземский районный суд Хабаровского края
Судья
Останина Ксения Александровна
Дело на сайте суда
vyazemsky--hbr.sudrf.ru
27.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.10.2023Передача материалов судье
30.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2023Подготовка дела (собеседование)
13.11.2023[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
23.11.2023Судебное заседание
23.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2023Дело оформлено
27.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее