Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-155/2023 ~ М-95/2023 от 02.05.2023

    44OS0000-01-2023-000097-09

    дело № 3а-155/2023

    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2023 года                                                                                                     г. Кострома

Костромской областной суд в составе

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

с участием прокурора Рыловой Т.В.,

при секретаре Полищук Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Смирнов А.В. к Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области об оспаривании пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 27 декабря 2018 года     № 120-од, пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 30 декабря 2019 года № 124-од, пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 25 декабря 2020 года № 103-од, пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 28 декабря 2021 года № 107-од, пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 21 декабря 2022 года    № 140-од,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от 27 декабря 2018 года № 120-од утверждён на 2019 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Аналогичными приказами от 30 декабря 2019 года № 124-од, от 25 декабря 2020 года № 103-од, от 28 декабря 2021 года № 107-од и от 21 декабря 2022 года № 140-од утверждены соответственно перечни на 2020-2023 годы.

В пункт № перечня на 2019 год, пункт № перечня на 2020 год, пункт № перечня на 2021 год, пункт № перечня на 2022 год и пункт № перечня на 2023 год включено здание с кадастровым номером № площадью площадью кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru соответственно 27.12.2018 г., 31.12.2019 г., 28.12.2020 г., 28.12.2021 г. и 22.12.2022 г.

Смирнов А.В. обратился в суд с названным административным иском, просит признать недействующими перечисленные пункты перечней со дня их принятия.

В обоснование требований указал, что является собственником данного здания, применяет упрощённую систему налогообложения. Ввиду включения здания в перечни, несмотря на применение упрощенной системы налогообложения, Смирнов А.В. не освобождается от уплаты налога на имущество по этому зданию.

Считает незаконным включение здания в перечни, поскольку оно не отвечает критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ).

В сведениях Единого государственного реестра недвижимости указано наименование здания «административное здание», назначение «нежилое», вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, «для эксплуатации индивидуального жилищного фонда». Согласно технической документации помещения здания имеют назначение: кабинет, лестничная клетка, котельная, коридор, основная, подсобное, холл, комната охраны, зал, умывальная, туалет, санузел, сейфовая. Помещения с наименованием «кабинет» и другие помещения по своему предназначению не являются офисами, не являются тождественными термину «офис».

Наименование помещений не свидетельствует об их принадлежности к объектам деловой, административной или коммерческой деятельности. Наименование здания и вид разрешенного использования земельного участка не позволяют отнести здание к административно-деловому центру в смысле, предусмотренном в статье 378.2 НК РФ.

Так как срок на возврат излишне уплаченных налогов не истёк, оспариваемые нормы не перестали затрагивать права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца Смирнов А.В. – Котенева О.А. требования поддержала по изложенным в административном иске основаниям, дополнительно пояснила, что перед включением здания в перечни его обследование на предмет фактического использования не проводилось.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области Тулина О.А. возражала против удовлетворения требований, суду пояснила, что здание включено в оспариваемые перечни, поскольку в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ указано назначение здания «административное», более 30% площади здания составляют помещения с наименованием «кабинет», в решении Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано право собственности на здание за его предыдущим собственником, указано, что здание является административно-офисным. В 2008 году термин «офис» не употреблялся, использовался термин «кабинет», что даёт основания считать данные понятия тождественными друг другу.

Административный истец Смирнов А.В., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (пункт «и» части 1 статьи 72, часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налог на имущество физических лиц согласно статье 15 НК РФ относится к местным налогам.

Данный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32, статьи 399-409) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 НК РФ).

В соответствии со статьёй 403 Налогового кодекса Российской Федерации и нормами Закона Костромской области от 29.10.2015 г. № 18-6-ЗКО «Об установлении единой даты начала применения на территории Костромской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц с 01 января 2016 года определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Решением Думы города Кострома от 26.11.2015 г. N 239 "Об установлении и введении в действие на территории города Костромы налога на имущество физических лиц" установлено введение в действие с 1 января 2016 года на территории города Кострома налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

При этом подпунктом 4 пункта 2 данного решения определена налоговая ставка в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 2% от кадастровой стоимости объекта. Подпунктом 5 этого же пункта налоговая ставка для объектов налогообложения, не указанных в подпунктах 1-4.1 пункта 2 установлена в размере 0,5% от кадастровой стоимости (то есть в меньшем размере, в частности, для нежилых зданий, не включенных в указанный перечень).

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу:

1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень);

2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации;

3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Постановлением администрации Костромской области от 07 августа 2014 года         N 328-а Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области определён уполномоченным исполнительным органом Костромской области по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

Пунктом 29 Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Костромской области, утвержденного Постановлением Губернатора Костромской области от 29.05.2015 г. N 96 (далее – Положение), предусмотрено, что департамент определяет:

перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость;

вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пункту 129 Положения директор Департамента издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения.

Таким образом, оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты приняты полномочным органом в пределах предоставленной компетенции и в надлежащей форме.

Оспариваемые приказы опубликованы на Портале государственных органов Костромской области www.adm44.ru, что соответствует требованиям статьи 21 Закона Костромской области от 11.01.2007 г. N 106-4-ЗКО "О нормативных правовых актах Костромской области", регулирующей порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Костромской области.

То есть приказы опубликованы в установленном законом порядке.

В соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ в перечень, определяемый согласно пункту 7 данной статьи, включаются, в том числе, административно-деловые центры и помещения в них (подпункт 1 пункта 1).

При этом в пункте 3 статьи 378.2 НК РФ указано, что в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

То есть в перечень подлежат включению отдельно стоящие нежилые здания, признаваемые административно-деловыми центрами при наличии хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ.

Как видно из материалов дела, Смирнов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником здания (далее также – спорное здание) с кадастровым номером № площадью площадь кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего наименование «административное здание», назначение «нежилое», и с той же даты является собственником земельного участка, на котором это здание располагается, с кадастровым номером №, площадью площадью кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для эксплуатации индивидуального жилищного фонда» /л.д. 39-42, 158/.

В техническом паспорте на принадлежащее административному истцу здание, составленном ДД.ММ.ГГГГ (представлен административным ответчиком), назначение здания указано «административное», использование «по назначению». В экспликации к поэтажному плану строения указаны следующие назначения частей помещений здания: лестница, тамбур, коридор, основное, подсобное, кабинет, котельная, холл, комната охраны, умывальник, туалет, сан.узел, сейфовая комната, лестничная площадка, лестничная клетка.

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором располагается спорное здание, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.

Из представленных в материалы административного дела административным истцом и административным ответчиком выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости и технического паспорта на здание не следует, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.

Обследование здания на предмет его фактического использования не производилось.

Помещения с назначением «кабинет» не могут быть отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин «кабинет» тождественным по значению термину «офис» не является.

Утверждение представителя административного ответчика об обратном не соответствует разработанным и применяемым сводам правил, противоречит действующим нормативным правовым актам, в которых используются оба термина. При этом содержание сводов правил и нормативных положений свидетельствует о том, что данные термины не взаимозаменяемы и обозначают помещения разного назначения ("СП 23-102-2003. Естественное освещение жилых и общественных зданий" (одобрен Постановлением Госстроя РФ от 18.06.2003 N 63), раздел 8, подраздел «Рабочие кабинеты, офисы»; "СП 118.13330.2022. Свод правил. Общественные здания и сооружения. СНиП 31-06-2009" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 19.05.2022 N 389/пр), раздел 5, пункты 5.23, 5.30, 5.31 и др., приложения; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", таблица 5.25. и другие; "СП 367.1325800.2017. Свод правил. Здания жилые и общественные. Правила проектирования естественного и совмещенного освещения" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 05.12.2017 N 1618/пр), таблицы 5.25, 5.30. и другие).

Вопреки доводам представителя административного ответчика положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в частности пункт 3 данной статьи) не предусматривают в качестве основания для включения здания в соответствующий перечень указание в Едином государственном реестре недвижимости назначения здания «административное здание». Юридическое значение имеет не назначение здания, а назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.

Исходя из положений статьи 378.2 НК РФ, решение Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым за П.С.В. признано право собственности на административно-офисное здание, расположенное по адресу: <адрес>, не может являться доказательством соответствия здания критериям, определённым указанной статьёй.

Изложенное свидетельствует о том, что принадлежащее административному истцу здание не отвечает признакам, содержащимся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а, соответственно, оно не подлежало включению в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Доказательств, подтверждающих правомерность включения здания в перечни, административным ответчиком не представлено.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны не действующими, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц в 2019 – 2023 годах и признание оспариваемых норм не действующими с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемые пункты Перечней не действующими со дня их принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ № 120-░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 124-░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 103-░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 107-░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ № 140-░░.

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> www.adm44.ru.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-155/2023 ~ М-95/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Костромской области
Смирнов Андрей Витальевич
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области
Другие
Цыкало Ирина Геннадьевна
Суд
Костромской областной суд
Судья
Лукоянов Александр Николаевич
Дело на сайте суда
oblsud--kst.sudrf.ru
02.05.2023Регистрация административного искового заявления
02.05.2023Передача материалов судье
04.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
04.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.06.2023Предварительное судебное заседание
15.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
06.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее