2а-3833/2022
55RS0№-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2022 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Глазковой Т.Г., при секретаре судебного заседания ФИО2, помощник судьи ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее – МИФНС № по <адрес>) обратилась в суд с требованиями о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 0,35 руб., налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 6367,58 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 57,99 руб., пени по земельному налогу за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58,36 руб.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 в связи с наличием в собственности недвижимого имущества являлся плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога в спорные периоды. В связи с неуплатой ФИО1 задолженности по обязательным платежам в установленный законом срок в адрес плательщика направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное требование налогового органа налогоплательщиком не исполнено.
Представитель административного истца по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, представила письменные пояснения, согласно которым налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 82 руб. уплачен налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ, налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 13551 руб. погашен в размере 7183,42 руб. (5413 руб. уплачены налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ, 1770,42 руб. погашено путем проведения зачета налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ),земельный налог за 2017 год в размере 13625 руб. уплачен налогоплательщиком ДД.ММ.ГГГГ. Указанная в требовании № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пеня по налогу на имущество физических лиц в размере 58,39 руб. уменьшена на 0,05 руб. по решению налогового органа о признании задолженности безнадежной к взысканию.
Административный ответчик ФИО1 и заинтересованное лицо финансовый управляющий ИП ФИО1 – ФИО6 в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд определил возможным рассматривать административное дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской федерации (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В соответствии с положениями статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах; налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно; неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога; уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом, иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.
На основании п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Частью 1 ст. 70 НК РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ) установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщик должен выплатить пени в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 5 ст. 75 НК РФ).
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 400, 401 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В силу ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На основании ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии с положениями части 4 статьей 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из материалов дела, согласно информации МИФНС России № по <адрес> и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, ФИО1 принадлежали:
- земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>/Б, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ;
- земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ;
- жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ;
- гараж, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ;
- иные строения, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с нахождением в собственности ФИО1 вышеуказанных объектов налогообложения в адрес налогоплательщика направлялось налоговое уведомление:
- от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате земельного налога за 2017 год (за земельные участки с кадастровыми номерами №
Уведомление направлено административному ответчику заказным письмом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком почтовых отправлений.
В порядке ст. 69 НК РФ вследствие неисполнения в установленный налоговым законодательством срок обязанности по уплате вышеуказанного налога (до ДД.ММ.ГГГГ) налоговым органом выставлено требование:
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по уплате: налога на имущество физических лиц в размере 13633 руб., пени по уплате налога на имущество физических лиц за 2016-2017 г.г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58,39 руб., земельного налога за 2017 год в размере 13625 руб., пени по уплате земельного налога за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 58,36 руб.
К указанному требованию приложен акт от ДД.ММ.ГГГГ № об уничтожении документов, не подлежащих хранению.
ДД.ММ.ГГГГ (за пределами установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ срока) МИФНС России № по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № в Октябрьском судебном районе в городе Омске с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 вышеуказанной задолженности.
На основании данного заявления мировым судьей вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ №а-560/2022(65) о взыскании с ФИО1 задолженности.
Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен по заявлению ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ (с соблюдением предусмотренного частью 3 статьи 48 НК РФ срока) МИФНС № по <адрес> обратилась в районный суд с настоящим административным иском посредством направления его почтовой связью.
Доводы административного ответчика, указанные в заявлении об отмене судебного приказа, об освобождении его от требований кредиторов в рамках дела о признании его банкротом несостоятельны.
Учитывая то, что заявление о признании ИП ФИО1 банкротом принято Арбитражным судом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (дело №А46-16637/2016) истребуемые налоговым органом обязательные платежи по настоящему административному делу являются в силу ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» текущими платежами.
В силу п. 5 ст. 213.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом влечет за собой квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, в качестве текущего. Требования, касающиеся пеней, относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами ("Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
С учетом изложенного требования административного истца являются текущими платежами и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако оценив представленные сторонами доказательства и проанализировав их применительно к требованиям законодательства о налогах и сборах, с учетом установленных фактических обстоятельств, суд не находит оснований для признания административного иска обоснованным и удовлетворения его ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с положениями абзаца 4 части 1 статьи 48 НК РФ указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции до внесения в данную норму изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 374-ФЗ, действующей на дату истечения срока исполнения вышеуказанного требования от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно части 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Поскольку сумма задолженности ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дату истечения срока исполнения по требованию №) превышала 3000 рублей, то в соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании задолженности в приказном порядке могло быть подано налоговым органом в суд в срок не позднее шести месяцев с даты истечения срока исполнения требования, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
МИФНС России № по <адрес> обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа только ДД.ММ.ГГГГ, то есть со значительным пропуском срока, установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ.
Установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 7-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П; Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 191-О).
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Аналогичный правовой подход приведен в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, связных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Таким образом, пропуск налоговым органом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного административный иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2016 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 0,35 ░░░., ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 6367,58 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2017 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 57,99 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 58,36 ░░░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.<░░░░░>
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░: ░.<░░░░░>