РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2020 года г.<адрес>
Березовский районный суд <адрес> – Югры в составе председательствующего судьи Матвеевой Ж.Ю.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №А–488/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени
Установил:
Межрайонная ИФНС России № по ХМАО-Югре обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени.
В обоснование требований указано, что ФИО1 является налогоплательщиком, за ней числится задолженность по налогам и пени в сумме 37433,08 рублей, из которой недоимка по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2018 года в размере 35254 рубля; пени за несвоевременную уплату налога в размере 158,06 рублей; недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений в размере 2012 рублей; пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 9,02 рублей. ФИО1 является налогоплательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, и обязана уплатить исчисленные налоговым органом налоги за 2018 год, поскольку имела в собственности земельный участок с кадастровым номером №4, расположенный по адресу: <адрес> (период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время); здание магазина «Павушка» с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время). Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законом о налогах и сборах. Инспекцией в адрес ФИО1 направлено требование об уплате налога, сбора, пенни, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ №. Межрайонная ИФНС России № по ХМАО-Югре своевременно обратилась в судебный участок № Березовского судебного района с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1 Определением мирового судьи судебный приказ о взыскании недоимки по налогу и сбору отменен в связи с возражением должника относительно его исполнения.
В судебное заседание представитель Межрайонной ИФНС России № по ХМАО-Югре не явился, и.о. начальника ФИО3 представил ходатайство, в котором просит рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие представителя, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме (л.д.40-41).
В судебное заседание административный ответчик ФИО1 не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В отзыве указала, что не согласна с требованием Межрайонной ИФНС №, поскольку ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом ХМАО-Югры в отношении нее введена процедура реструктуризации долгов гражданина. Межрайонная ИФНС России № направила в Арбитражный суд требование о включении в реестр кредиторов на общую сумму 496025,89 рублей.
В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ суд рассматривает административное дело в отсутствие представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № по ХМАО-Югре и административного ответчика ФИО1
Изучив материалы дела, принимая во внимание доводы сторон, суд приходит к следующему.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Как определено статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Земельный налог относится к местным налогам и сборам и регламентирован главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно статье 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 403 НК РФ регламентировано, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статьей 409 НК РФ определено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2). Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3). Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4).
В статье 45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2 статьи 52 НК РФ). При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).
При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) в соответствии с положениями статьи 69 НК РФ.
По смыслу статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно статье 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Пунктом 1 ст. 397 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Материалами дела установлено, что административный ответчик ФИО1 состоит на налоговом учете у административного истца – Межрайонной ИФНС России № по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (л.д.19).
По сведениям об имуществе налогоплательщика в собственности ФИО1 имеется следующее имущество:
- земельный участок с кадастровым номером 86:05:0324054:4, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 229,5 кв.м. (период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время);
- здание магазина «Павушка» с кадастровым номером 86:05:0324066:150, расположенный по адресу: <адрес> (период владения с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) (л.д.16-17).
Сведений о снятии указанных объектов с регистрационного учета в материалах дела не имеется, документов об отсутствии права собственности суду не представлено, факт их принадлежности административному ответчику не оспаривался.
Таким образом, административный ответчик ФИО1 является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц.
Судом установлено, что налоговым органом ФИО1 за 2018 год начислен земельный налог в размере 2012 рублей; налог на имущество физических лиц в размере 35254 рубля, о чем в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление о необходимости уплатить указанные налоги сроком не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-22).
Расчет взыскиваемых сумм судом проверен, административным ответчиком не оспорен, произведен в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах, регулирующего порядок исчисления земельного налога и налога на имущество физических лиц, расчет является арифметически верным.
Поскольку административный ответчик в установленные в уведомлении сроки не оплатил указанные в нем налоги, налоговым органом в его адрес направлено требование № от об уплате налога, пени, штрафа, исчисленных в порядке Налогового кодекса Российской Федерации. Факт получения налогового уведомления и требования от налогового органа подтвержден письменными материалами дела (л.д.24).
Вместе с тем, обязательства по уплате недоимки ФИО1 не исполнены.
Доказательств, свидетельствующих об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год в полном объеме, неправильности его начисления, административным ответчиком не представлено.
В связи с наличием образовавшейся недоимки, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, однако определением мирового судьи судебного участка № Березовского судебного района <адрес> – Югры от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ №а-175-0302/2020, вынесенный ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре недоимки по налогам и сборам по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения расположенным в границах городских поселений за 2018 год, отменен (л.д.17).
Анализируя вышеизложенные обстоятельства в совокупности с исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о взыскании недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2018 год представляются суду правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Довод административного ответчика, что требования истца незаконны, так как в отношении нее введена процедура реструктуризации долгов гражданина, и Межрайонная ИФНС России № направила в Арбитражный суд требование о включении в реестр кредиторов на общую сумму 496025,89 рублей, суд признает несостоятельными, поскольку указанное требование включает в себя задолженность перед Межрайонной ИФНС России № по ХМАО-Югре по обязательным платежам и имущественным налогам, образовавшуюся на дату принятия Арбитражным судом заявления.
Исходя из положений ст. 2, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" налоги, пени, начисленные за неисполнение обязанности по уплате налогов, для целей этого Федерального закона отнесены к обязательным платежам. Они, в свою очередь, могут являться и текущими платежами, если возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом. При этом кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, лицами, участвующими в деле о банкротстве, не признаются. Их требования по текущим платежам в реестр требований кредиторов не включаются, а подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве.
Аналогичные положения содержатся в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Учитывая, что у административного ответчика обязанность по уплате земельного налога за 2018 год и начисленной на сумму недоимки пени возникла после введения ДД.ММ.ГГГГ Арбитражным судом ХМАО-Югры процедуры реализации имущества гражданина, недоимка по земельному налогу, а также начисленные нее пени являются текущей задолженностью и подлежит взысканию вне процедуры банкротства.
В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрение административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", а также пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, неоплаченная истцом, подлежит взысканию с ответчика в бюджет <адрес> пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд, приходит к выводу взыскать с ответчика сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден, в доход местного бюджета в размере 1322 рубля 99 копеек.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ 37433 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 08 ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 35254 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░; ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 158 (░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░ 06 ░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2012 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░; ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 (░░░░░░) ░░░░░░ 02 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1322 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░ 99 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> – ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░