Дело № 2а-1779/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2023г. г. Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Манакова В.В.,
при помощнике судьи Тимониной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску НАО "Первое клиентское бюро" к УФССП России по Смоленской области, начальнику Ленинского РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Офицеровой Ольге Владимировне, судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области Тепляковой Александре Алексеевне, Ленинскому РОСП г. Смоленска УФССП России по Смоленской области о признании действий (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
НАО «Первое клиентское бюро» обратилось в суд с административным иском об оспаривании бездействия начальника Ленинского РОСП г.Смоленска Офицеровой О.В., постановления судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Смоленска Тепляковой А.А. об окончании исполнительного производства, бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Смоленска Тепляковой А.А., указав следующее. Мировым судьей судебного участка № 6 в г.Смоленске выдан судебный приказ № на взыскание в пользу НАО «Первое клиентское бюро» (до 06.12.2021 – НАО «Первое коллекторское бюро») денежных средств с должника Соколовой Т.М. ДД.ММ.ГГГГ на основании судебного приказа возбуждено исполнительное производство № ДД.ММ.ГГГГ указанное исполнительное производство окончено в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46, п.3 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве». Судебный пристав-исполнитель Теплякова А.А. не совершила исполнительные действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа: не осуществила выход по адресу гражданина – должника, в результате чего не было установлено имущество, на которое может быть обращено взыскание, не осуществила полный спектр действий, направленных на установление имущества должника, выразившееся в ненаправлении запросов в Росгвардию, Росреестр, Государственную инспекцию по маломерным судам, ЗАГС, Гостехнадзор, Государственную службу занятости населения и их территориальные подразделения, а также неполучении ответов на запросы из регистрирующих и контролирующих органов, не направила оригинал исполнительного документа в адрес взыскателя после окончания исполнительного производства. Бездействие начальника Ленинского РОСП г.Смоленска Офицеровой О.В. выражается в неосуществлении должного контроля за действиями должностных лиц вверенного подразделения, в том числе в части организации делопроизводства и контроля за соблюдением установленных инструкций и правил документирования и документооборота в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Службы; неосуществлении должного контроля за действиями должностных лиц органов принудительного исполнения в части принятия решений об окончании исполнительного производства. Бездействие должностных лиц органов принудительного исполнения не только усугубляет нарушение прав и законных интересов взыскателя, но и препятствует правильному и своевременному исполнению судебных актов, влечет ущемление прав субъекта предпринимательской деятельности, поскольку восстановление нарушенных прав и законных интересов в экономической сфере, за защитой которых обращается взыскатель, в установленном законом порядке своевременно не осуществляется.
Просит суд признать незаконными бездействие начальника Ленинского РОСП г.Смоленска Офицеровой О.В., выразившееся в неосуществлении должного контроля за действиями должностных лиц вверенного подразделения, в том числе в части организации делопроизводства и контроля за соблюдением установленных инструкций и правил документирования и документооборота в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Службы; признать незаконным решение судебного пристава - исполнителя Ленинского РОСП г.Смоленска Тепляковой А.А. об окончании исполнительного производства на основании п. 4 ч. 1 ст. 46, п.3 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»; признать незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя Ленинского РОСП г.Смоленска Тепляковой А.А. в части своевременного направления оригинала исполнительного документа и иных процессуальных документов о принятых мерах принудительного исполнения, в части своевременного выхода в адрес должника с целью установления его местонахождения и проверки имущественного положения, а также в целях произвести арест имущества, в части своевременного направления запросов и истребования ответов из Федеральной службы войск национальной гвардии (Росгвардии), Росреестра, органов ЗАГС, Гостехнадзора, Государственной инспекции по маломерным судам, Государственной службы занятости населения, в части своевременного истребования информации о зарегистрированных правах должника из федеральных регистрирующих и контролирующих органов, а также их территориальных подразделений, находящихся в других субъектах РФ; обязать начальника Ленинского РОСП г.Смоленска Офицерову О.В. устранить нарушение норм права и прав взыскателя путем отмены постановления об окончании исполнительного производства и возобновления исполнительного производства; обязать судебного пристава - исполнителя Ленинского РОСП г.Смоленска Теплякову А.А. устранить нарушения норм права и прав взыскателя путем установления местонахождения источника получения дохода должника (в том числе пенсионных выплат), направления запросов и истребования ответов из региональных и контролирующих органов, в том числе в других субъектах РФ, выхода в адрес должника в целях установления его имущественного положения.
Административный истец НАО «Первое клиентское бюро» ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.
УФССП России по Смоленской области, начальник Ленинского РОСП г.Смоленска Офицеровой О.В., судебный пристав - исполнитель Ленинского РОСП г.Смоленска Теплякова А.А., заинтересованное лицо Соколова Т.М. в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
Основания для отложения судебного разбирательства ввиду неявки лиц, участвующих в деле, перечисленные в ст.150 КАС РФ, отсутствуют.
Неявка лиц, участвующих в деле, в силу ч.6 ст.226 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.
В силу положений ч.1, ч.4 ст.128 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом от 08.03.2015 № 22-ФЗ на территории РФ с 15.09.2015 введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.
В частности, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в том числе - об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя (п.2 ч.2 ст.1, ст.226 КАС РФ).
Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч.3 ст.219 КАС РФ).
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст.210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.
В соответствии с положениями ст.ст.4, 5 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов (ст.2 Закона).
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.1 ст.30 Закона).
Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов (ч.7 ст.30 Закона).
В силу ч.8 ст.30 Закона судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № в г.Смоленске выдан судебный приказ № на взыскание в пользу НАО «Первое клиентское бюро» (до 06.12.2021 – НАО «Первое коллекторское бюро») денежных средств с должника Соколовой Т.М.
Исполнительный документ поступил в Ленинский РОСП г.Смоленска.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Смоленска Тепляковой А.А. возбуждено исполнительное производство №. на взыскание с Соколовой Т.М. в пользу НАО «Первое клиентское бюро» денежных средств в размере 51 980 руб. 01 коп.
В соответствии с нормами ст.68 Закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.
Согласно ч.8 ст.69 Закона если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса (ч.10 ст.69 Закона).
В силу п.11.1 ст.2 ФЗ РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» электронным документом признается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Согласно ч.1, ч.2 ст.11.1 Закона органы государственной власти, органы местного само-управления, а также организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в пределах своих полномочий обязаны предоставлять по выбору граждан (физических лиц) и организаций информацию в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и (или) документов на бумажном носителе, за исключением случаев, если иной порядок предоставления такой информации установлен федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности.
Информация, необходимая для осуществления полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, может быть представлена гражданами (физическими лицами) и организациями в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами, регулирующими правоотношения в установленной сфере деятельности.
В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 N 30 утвержден Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которым в случае если для предоставления государственных услуг федеральным органам исполнительной власти требуется получение документов и (или) информации от других федеральных органов исполнительной власти, межведомственное информационное взаимодействие между указанными органами осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (п.2.9 (1)).
В силу Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 Единая система межведомственного электронного взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам (далее - электронные сервисы), о программных и технических средствах, обеспечивающих единый документированный способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений (далее - единый электронный сервис), и сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие..
Согласно сводки по исполнительному производству, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство ДД.ММ.ГГГГ, между СПИ, ГИБДД МВД, ГУВМ МВД России, ФНС, кредитными организациями (Банками), ПФР, Росреестром, операторами мобильной связи ОАО «МегаФон», ОАО «МТС», Билайн, Государственной службой занятости населения (региональное подразделение) осуществлен обмен информацией в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия; получены ответы на соответствующие запросы.
На основании полученных ответов в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Тепляковой А.А. ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации №, №.
В рамках исполнительного производства на депозитный счет РОСП денежные средства не поступили.
Наличие иного имущества у должника не установлено.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Тепляковой А.А. осуществлен выход по адресу гражданина – должника, в результате которого имущество, на которое может быть обращено взыскание, не установлено.
Анализируя исследованные доказательства, суд приходит к убеждению, что судебным приставом-исполнителем совершены необходимые исполнительные действия и приняты меры к отысканию имущества должника, в отношении которых заявлен спор.
С учетом изложенного, административным истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств в подтверждение того, что действием (бездействием) судебного пристава – исполнителя Тепляковой А.А. нарушены права и его законные интересы.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Смоленска Тепляковой А.А. вынесено постановление об окончании исполнительного производства № на основании с п. 4 ч. 1 ст. 46, п.3 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» взыскатель извещается о невозможности взыскания по исполнительному документу, по которому взыскание не производилось или произведено частично, путем направления постановления об окончании исполнительного производства или постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа в случае если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Согласно пп.3 п.1 ст.47 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона.
Поскольку оспариваемое постановление судебного пристава-исполнителя соответствует требованиям закона, основания для его отмены отсутствуют.
В ходе судебного заседания установлено, что постановление об окончании исполнительного производства направлено в адрес взыскателя через ЕГПУ.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и не оспариваются административным истцом.
С учетом изложенного, требования административного истца о признании незаконным бездействий судебного пристава - исполнителя Ленинского РОСП г.Смоленска Тепляковой А.А. в части своевременного направления оригинала исполнительного документа и иных процессуальных документов о принятых мерах принудительного исполнения удовлетворению не подлежат.
Одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 поименованного кодекса).
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными бездействия начальника Ленинского РОСП г.Смоленска Офицеровой О.В., выразившееся в неосуществлении должного контроля за действиями должностных лиц вверенного подразделения, в том числе в части организации делопроизводства и контроля за соблюдением установленных инструкций и правил документирования и документооборота в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах Службы, поскольку нарушений гарантированных законом прав НАО «Первое клиентское бюро» судебным приставом – исполнителем Ленинского РОСП г.Смоленска Тепляковой А.А. не установлено. Достаточных и достоверных доказательств в подтверждение указанных доводов истцом не представлено.
Требования административного истца обязать начальника Ленинского РОСП г.Смоленска Офицерову О.В. устранить нарушение норм права и прав взыскателя путем отмены постановления об окончании исполнительного производства и возобновления исполнительного производства, а также возложении на судебного пристава - исполнителя Ленинского РОСП г.Смоленска Теплякову А.А. обязанности устранить нарушения норм права и прав взыскателя путем установления местонахождения источника получения дохода должника (в том числе пенсионных выплат), направления запросов и истребования ответов из региональных и контролирующих органов, в том числе в других субъектах РФ, выхода в адрес должника в целях установления его имущественного положения не подлежат удовлетворению, как производные.
Изложенное является основанием для отказа в удовлетворении административного иска НАО «Первое клиентское бюро».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ "░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░" ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░
░░░: 67RS0002-01-2023-000231-65
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-1779/2023