УИД № 57RS0022-01-2023-003373-14
Производство № 2а-3349/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2023 года г. Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Ю.В. Большакова,
при ведении протокола помощником судьи Лютиковой И.А.,
представителя административного истца Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области по доверенности Карпушкина И.В.,
с участием помощника прокурора Заводского района г.Орла Верижниковой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел России по Орловской области к Соляник Владимиру Владимировичу о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальном учреждении,
установил:
Управление Министерства внутренних дел по Орловской области (далее – УМВД России по Орловской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Соляник В.В. о продлении срока пребывания в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области до исполнения решения о депортации за пределы Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указано, что Соляник В.В., (дата обезличена) года рождения, гражданин (адрес обезличен), прибыл в Российскую Федерацию в 2006 году. (дата обезличена) осужден (адрес обезличен) по ч. 2 ст. 322 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы и отбывал наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области по адресу: (адрес обезличен)
Распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» от 27 июля 2023 года № 3442 - рн, пребывание (проживание) в Российской Федерации Соляника В.В. признано нежелательным.
Руководствуясь вышеуказанным распоряжением, ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и ч.ч. 11, 12 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», УМВД России по Орловской области принято решение о депортации из Российской Федерации гражданина Украины Соляника В.В.
Обстоятельств, свидетельствующих о принадлежности Соляника В.В. к гражданству Российской Федерации, отсутствуют. Законных оснований для пребывания в Российской Федерации не имеется.
Решением Заводского районного суда г. Орла от 08.08.2023 Соляник В.В. помещен в «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области», расположенный по адресу: (адрес обезличен), до исполнения решения о его депортации сроком на три месяца, то есть до 08 ноября 2023 года.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.09.2023 № 734 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации граждан Украины» начальнику ПУ ФСБ России по Республике Северная Осетия-Алания 23.10.2023 направлен запрос о возможности осуществления депортации гражданина Украины Соляника В.В.
Ответ из ПУ ФСБ России по Республике Северная Осетия-Алания в адрес УМВД России по Орловской области не поступал.
По изложенным основаниям, просит о продлении срока пребывания Соляника В.В., гражданина Украины, в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области, расположенном по адресу: (адрес обезличен), сроком на три месяца (до (дата обезличена)), в связи с оформлением документов, необходимых для исполнения решения о депортации.
В судебном заседании представитель административного истца УМВД России по Орловской области по доверенности Карпушкин И.В. заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные административному исковому заявлению.
В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица (далее – КАС РФ), участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Помощник прокурора Заводского района г.Орла Верижникова Е.В. полагала административное исковое заявление о продлении срока пребывания Соляника В.В. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области подлежащим удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.266 КАС РФ административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается представителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю (надзору) и оказанию государственных услуг в сфере миграции, в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации. Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Согласно ч.ч. 1-4 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней. В случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации. Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации (ч. 9). В соответствии с ч. 9.3 данной статьи помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя.
За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда (ч. 9.4).
Как следует из положений ч.2 ст.267 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд не позднее чем за сорок восемь часов до истечения установленного по решению суда срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
На основании ч.ч.1,2 ст.269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении. В мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части – конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.
В судебном заседании установлено, что Соляник В.В., гражданин Украины, прибыл в Российскую Федерацию в 2006 году.
Соляник В.В. (дата обезличена) осужден Ракитянским районным судом (адрес обезличен) по ч. 2 ст. 322 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы и отбывал наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, откуда освобожден (дата обезличена).
Подтверждения принадлежности к гражданству Российской Федерации не имеет.
Личность Соляника В.В. установлена на основании заключения по установлению личности иностранного гражданина, справки об освобождении.
Распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» от 27 июля 2023 года № (номер обезличен), пребывание (проживание) в Российской Федерации Соляника В.В. признано нежелательным.
УМВД России по Орловской области принято решение о депортации из Российской Федерации Соляника В.В., гражданина Украины.
Решением Заводского районного суда г. Орла от 08.08.2023 Соляник В.В. помещен в «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области», расположенный по адресу: (адрес обезличен), до исполнения решения о его депортации сроком на три месяца, то есть до (дата обезличена).
Обращаясь в суд с иском о продлении срока пребывания Соляника В.В. в специальном учреждении, административный истец ссылается на то, на необходимость оформления документов, необходимых для исполнения решения о депортации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.09.2023 № 734 «О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации граждан Украины» начальнику ПУ ФСБ России по Республике Северная Осетия-Алания 23.10.2023 направлен запрос о возможности осуществления депортации гражданина Украины Соляника В.В.
Ответ из ПУ ФСБ России по Республике Северная Осетия-Алания в адрес УМВД России по Орловской области не поступал.
В силу п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора РФ о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
В соответствии со ст. 25.10 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 года № 114-ФЗ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ, обязаны выехать из РФ в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 115-ФЗ документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются: 1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; 2) разрешение на временное проживание; 3) вид на жительство; 4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина.
Помещение иностранного гражданина в специальное учреждение, продление срока содержания в специальном учреждении является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу РФ за пределы РФ, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного необходимостью депортации.
Суд приходит к выводу, что административным истцом проводятся достаточные и эффективные мероприятия в процессе исполнения процедуры депортации, представленные в материалы дела доказательства, свидетельствуют о том, что возможность исполнения решения о депортации Соляника В.В. не утрачена.
Принимая во внимание наличие в отношении Соляника В.В. распоряжения ФСИН России о нежелательности его пребывания на территории РФ, которое не отменено, решения о депортации, учитывая, что возможность исполнения решения о депортации не утрачена, а также то, что Соляник В.В. не имеет законных оснований для пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, доказательств невозможности пребывания Соляника В.В. в условиях специального учреждения, в том числе, по состоянию здоровья, суду не представлено, к числу лиц, названных в п. 1 Указа Президента РФ № 103 от 27.04.2023 «Об особенностях правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» Соляник В.В. не относится, суд приходит к выводу о наличии оснований для продления срока пребывания Соляник В.В. в Центре временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о депортации на срок три месяца, то есть до 03.02.2024, с учетом времени, необходимого для запланированных действий со стороны административного органа.
В соответствии со статьёй 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В силу части 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.
Суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению, поскольку административный ответчик не имеет законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации. При таких обстоятельствах замедление исполнения судебного решения о продлении срока пребывания Соляника В.В. в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Орловской области может привести к невозможности исполнения данного решения суда.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 266-269 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░ ░░░░░░░░░), ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 02.11.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░