Дело № 2а-209/2023
25RS0017-01-2023-000425-29
Мотивированное решение
изготовлено 12 июля 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 июля 2023 года поселок Кавалерово
Кавалеровский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Клемешевой Н.С.,
при секретаре Кошелевой С.О.,
с участием административного истца – помощника прокурора Кавалеровского района Приморского края Петровой А.В.,
представителя административного ответчика Приходько К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Кавалеровского муниципального округа Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кавалеровского муниципального округа Приморского края о признании постановления незаконным в части и возложении обязанности,
Установил:
И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кавалеровского муниципального округа <адрес> о признании незаконным постановления администрации Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу по адресу: <адрес>», в части установления срока отселения граждан многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, до ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу определить срок отселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ, сообщить об исполнении решения суду и административному истцу.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в отдельных областях жилищно-коммунальной сферы, по результатам которой в деятельности администрации Кавалеровского муниципального округа выявлены нарушения требований жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Кавалеровского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу» установлен срок отселения граждан многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая фактическое состояние многоквартирного дома (протекающая кровля, разрушение стен, разрушение фундамента, повреждение электропроводки, отсутствие водоснабжения), административный истец полагал, что срок, установленный для расселения и сноса спорного дома, не может считаться разумным, поскольку аварийное техническое состояние конструкций многоквартирного дома представляет опасность для проживающих в нем граждан, а также допускает возможность дальнейшего проживания собственников и нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих жизни и здоровью, что может повлечь за собой опасные последствия, которые могут привести к массовой гибели людей, в том числе несовершеннолетних лиц.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>, АО «Почта России», КГБУЗ «Кавалеровская ЦРБ», ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО14, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным в нем основаниям.
Заинтересованные лица ФИО14, ФИО8, ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании административный иск поддержали.
Представитель администрации Кавалеровского муниципального округа <адрес> ФИО2 в судебном заседании административный иск не признал. Полагал, что срок расселения, заявленный административным истцом является недостаточным, поскольку в федеральную программу по переселению до 2025 года указанный дом не включен, в этой связи просил об увеличении срока отселения граждан из многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ.
Заинтересованные лица ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, представители Министерства имущественных и земельных отношений <адрес>, КГБУЗ «Кавалеровская ЦРБ» и АО «Почта России» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заинтересованные лица ФИО7, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО12, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
Суд признает явку представителя Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> не обязательной, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
В силу положений ст. 226 КАС РФ, обязанность представления суду доказательств, подтверждающих законность оспариваемых действий, возложена на административного ответчика.
Как установлено, на территории <адрес> находится многоквартирный дом по адресу: <адрес>, 1959 года постройки, который является двухэтажным, состоит из 7 квартир и двух нежилых помещений.
Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> в <адрес> собственником <адрес> <данные изъяты>) и <адрес> (<данные изъяты>) является Кавалеровский муниципальный округ <адрес> (собственность <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ); собственниками <адрес> (<данные изъяты>) - ФИО7 и ФИО6 (общая долевая собственность по ? доли, собственность <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и собственность 25:04:110006:80-25/007/2018-2 от ДД.ММ.ГГГГ); собственником <адрес> <данные изъяты> – ФИО9 (собственность <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ); собственником <адрес> (<данные изъяты>) – ФИО10 (собственность 25-25-<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ).
Сведения о зарегистрированных правах на квартиры № №, 4 и нежилое помещение магазина <данные изъяты>) в ЕГРН отсутствуют.
Собственником нежилого помещения, расположенного на 1 этаже указанного многоквартирного дома, номера на поэтажном плане 1-3, кадастровый №, площадью 48,6 кв.м, является <адрес>, от имени которого функции и полномочия собственника осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> (выписка из Реестра собственности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время указанное помещение находится в оперативном управлении КГБУЗ «Кавалеровская ЦРБ» (собственность 25-25-10/011/2012-673 от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно письменным пояснениям представителя КГБУЗ «Кавалеровская ЦРБ», данное помещение является бывшим помещением фельдшерско-акушерского пункта, более 5 лет медицинская деятельность в нем не осуществляется.
Собственником нежилых помещений, расположенных на 1 этаже указанного многоквартирного дома, кадастровые номера <данные изъяты> является АО «Почта России» (собственность 25:04:000000:3385-25/007/2019-3 от ДД.ММ.ГГГГ).
Заключением от ДД.ММ.ГГГГ № межведомственной комиссии по обследованию и оценке жилых помещений, утвержденной распоряжением администрации Кавалеровского муниципального района <адрес>, на основании заключения ООО «НЭК», многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 12-13, 14-32).
Согласно постановлению администрации Кавалеровского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу», срок отселения граждан из указанного многоквартирного дома и его снос установлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11).
На основании решения Думы Кавалеровского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация Кавалеровского муниципального округа <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ является правопреемником администрации Кавалеровского городского поселения <адрес>.
<адрес> проведена проверка исполнения законодательства в отдельных областях жилищно-коммунальной сферы, в ходе которой установлено, что в спорном многоквартирном доме повреждено кровельное покрытие крыши, чердачное помещение дома, повреждена и затоплена электрическая проводка и электрический щиток на первом этаже дома, в связи с чем в доме отсутствует электроснабжение, а также в многоквартирном доме отсутствует водоснабжение.
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, помещения 1 и 2 этажа дома находятся в аварийном состоянии (стены, потолки, пол здания, ступени лестницы разрушены, присутствует отслоение краски и штукатурки, провисание потолка на 2 этаже здания). В ходе беседы с жильцом <адрес> ФИО6, установлено, что в данном доме в настоящее время проживают 3 человека. ФИО6 проживает в нём на протяжении пяти лет, за все это время дом находится в аварийном состоянии, отопление в квартирах отсутствует (л.д. 33).
Данное обстоятельство подтверждается пояснениями заинтересованных лиц в судебном заседании ФИО14, ФИО6, ФИО8 и ФИО5, а также представленными в материалы дела фотоснимками (л.д. 34-37)
С учетом состояния многоквартирного дома, прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Кавалеровского муниципального округа Приморского внесено представление об устранении нарушений закона в части изменения срока расселения многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47-50).
Неисполнение предписания явилось основанием для обращения и.о. прокурора <адрес> в суд с настоящим административным иском.
По сообщению администрации Кавалеровского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании, длительный срок для расселения многоквартирного дома был установлен в связи с отсутствием достаточных средств в бюджете Кавалеровского городского поселения и возможностью включения данного аварийного дома в следующую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>».
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В силу абз. 2 п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение), на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абз. седьмым п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 22 постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Приведенные нормы права дают основания полагать, что решение органа местного самоуправления об установлении срока расселения и сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
Учитывая степень аварийности дома, значительный физический износ которого на 1 мая 2020 года составлял 71 %, отсутствие остаточного ресурса для безопасной эксплуатации, суд приходит к выводу, что спорный многоквартирный дом представляет опасность для жизни и здоровья жильцов дома и иных лиц.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что установленный срок отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным (более 10 лет с момента принятия постановления). Орган местного самоуправления, реализуя возложенные на него полномочия, обязан принимать меры по ликвидации аварийных домов, как создающих угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в этих домах.
Доказательств, разумности установленного срока отселения граждан многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не представлено.
Доводы представителя администрации Кавалеровского муниципального округа <адрес> об обоснованности установленного срока в силу объективной необходимости проведения ряда административных процедур, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку каких-либо доказательств о необходимости установления столь длительного срока для их осуществления не представлено.
Ссылка административного ответчика на невозможность расселения граждан из спорного дома ввиду его не включения в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» не основана на законе и не порождает права на установление столь длительного срока расселения граждан из аварийного жилого дома, в течение которого могут наступить необратимые негативные последствия, указанные в административном иске, ввиду наличия опасности для дальнейшего проживания граждан в жилом доме, признанном аварийным.
При этом жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются исключительно в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Вопреки доводам представителя административного ответчика предоставление гражданам, проживающим в спорном многоквартирном доме иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного органом местного самоуправления срока расселения дома.
Данная правовая позиция изложена в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года».
Довод административного ответчика о том, что большинство жильцов в настоящее время в аварийном доме не проживают, и не желают воспользоваться предложенным администрацией временным жильем, также суд признает не состоятельными. В судебном заседании установлено, что жильцы самостоятельно временно выехали из спорного дома. Их выезд носит вынужденный характер, они несут дополнительные затраты на обеспечение себя, в том числе временным жильем, при наличии у них права собственности на жилые помещения, которое они в настоящее время лишены возможности реализовать.
При таких обстоятельствах, учитывая, что нарушение требований жилищного законодательства создает угрозу причинения вреда здоровью или и жизни людей, суд полагает административный иск и.о. прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Срок исполнения обязанности устранить вышеуказанные нарушения требований жилищного законодательства администрацией Кавалеровского муниципального округа <адрес> - в течение месяца со дня вступления решения в законную силу определить срок отселения граждан, занимающих жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
Требование административного истца – сообщить об исполнении решения суда не носит искового характера. При этом прокурор, будучи административным истцом, в рамках своих полномочий не лишен возможности самостоятельно следить за ходом исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ,
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░░ 1022500972328) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░