Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате при помощи компьютера
Дело №а-104-2021
46RS0№-85
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> 07 мая 2021 года
Судья Прохорова Л.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Жерновецкий сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении принять меры по постановке гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйного объекта,
у с т а н о в и л:
В порядке ст. 39 КАС РФ прокурор <адрес> в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Жерновецкий сельсовет» <адрес> о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении принять меры по постановке гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйного объекта.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения в деятельности Администрации муниципального образования «Жерновецкий сельсовет» <адрес> по исполнению требований законодательства в сфере государственной и муниципальной собственности.
Прокуратурой установлено, что на территории муниципального образования «Жерновецкий сельсовет» <адрес> находится гидротехническое сооружение - ручей Жерновец. Документов, устанавливающих право собственности какого-либо лица на указанный объект, отсутствуют, гидротехническое сооружение на учет в качестве бесхозяйного объекта не поставлено, органом местного самоуправления работа по принятию гидротехнического сооружения в муниципальную собственность не начата.
В связи с выявленными нарушениями прокурором района в адрес главы Жерновецкого сельсовета <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мер администрацией по постановке гидротехнического сооружения на учет в качестве бесхозяйного объекта не принято.
Просит признать незаконным бездействие Администрации Жерновецкого сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по постановке гидротехнического сооружения, расположенного на территории муниципального образования «Жерновецкий сельсовет» <адрес> - ручей Жерновец, на учет в качестве бесхозяйного объекта, обязать Администрацию Жерновецкого сельсовета <адрес> в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке гидротехнического сооружения, расположенного на территории муниципального образования «Жерновецкий сельсовет» <адрес> - ручей Жерновец, на учет в качестве бесхозяйного объекта.
В силу ч. 2 ст. 291 КАС РФ настоящее дело рассмотрено судом в порядке упрощённого (письменного) производства в отсутствие сторон.
Изучив письменные материалы административного дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении».
Исходя из положений статьи 9 данного закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
На основании ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О противодействии терроризму"» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своей компетенции.
Статьей 3 Федерального закона № 35-ФЗ установлено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
По делу установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере государственной и муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что органом местного самоуправления - Администрацией муниципального образования «Жерновецкий сельсовет» <адрес> нарушаются требования действующего законодательства РФ.
Так, никем не оспаривается и подтверждается имеющимися материалами дела, что на территории муниципального образования «Жерновецкий сельсовет» <адрес> находится гидротехническое сооружение - ручей Жерновец.
Вместе с тем, документов, устанавливающих право собственности какого-либо лица на указанный объект, не имеется, гидротехническое сооружение на учет в качестве бесхозяйного объекта не поставлено.
В этой связи суд приходит к выводу, что бездействие Администрации муниципального образования «Жерновецкий сельсовет» <адрес> является незаконным и считает необходимым обязать данную Администрацию принять меры к их устранению.
Исходя из положений ст. 46 Конституции РФ, защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.
Как следует из ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Требования прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения Администрации муниципального образования «Жерновецкий сельсовет» <адрес> и граждан, приезжающих на территорию указанного муниципального образования, в целях защиты их прав и охраняемых законом интересов, для предупреждения причинения вреда не выходят за рамки предоставленных ему законом полномочий.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из части 9 статьи 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В силу ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, резолютивная часть решения должна содержать указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принимая во внимание значимость защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, объем работы по устранению выявленных нарушений, суд полагает необходимым установить для исполнения решения суда 10 месяцев с момента вступления его в законную силу, поскольку такой срок является разумным и достаточным.
В соответствии со ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 294 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» <░░░░░> - ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» <░░░░░> - ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░