Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-260/2020 ~ М-170/2020 от 15.10.2020

Дело № 3а-260/2020

УИД 21OS0000-01-2020-000180-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 ноября 2020 года                                                            г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи ЛенковскогоС.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Т.Л.,

с участием представителей:

административного истца Общества с ограниченной ответственностью «Бодрость» Галкина Е.А.,

административных ответчиков Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В. и Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Артемьевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Бодрость» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Бодрость» (далее – ООО «Бодрость», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2018 года равной их рыночной стоимости следующих объектов недвижимости:

– городской бани, назначение: нежилое, 3-этажное, общей площадью 2083,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> размере 16316 855 рублей;

- городской бани, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 711,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес> размере 2979 322 рубля;

- здания, назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 684,6 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> размере 5419 319 рублей.

Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики от 26 июня 2014 года № 1156 «Об условиях приватизации муниципального унитарного предприятия «Бодрость», передаточного акта имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия «Бодрость» от 27 августа 2014 года, административный истец ООО «Бодрость» является собственником следующих объектов недвижимости:

– городской бани, назначение: нежилое, 3-этажное, общей площадью 2083,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>

- городской бани, назначение: нежилое, 1-этажное, общей площадью 711,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>

- здания, назначение: нежилое, 2-этажное, общей площадью 684,6 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость зданий с кадастровыми номерами составляет по состоянию на 1 января 2018 года составляет: № - 31848902 рубля 45 копеек; № - 8383977 рублей 99 копеек; № - 8152764 рубля 48 копеек.

Кадастровые стоимости данных объектов недвижимости значительно превышают действительную их рыночную стоимость, составившую согласно отчетам Общества с ограниченной ответственностью «Независимая оценочная компания «Актив», здания с кадастровым номером № в размере 16316 855 рубля, здания с кадастровым номером № в размере 2979322 рубля, здания с кадастровым номером № в размере 5419319 рублей.

Ссылаясь на то, что действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, и, указывая на нарушение его прав как плательщика налога на имущество юридических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец просил установить кадастровую стоимость вышеназванных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, с учетом данных отчетов.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Бодрость» Галкин Е.А. административный иск поддержал.

Административный ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики явку своего представителя в судебном заседании не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которого не возражает против иска.

В судебном заседании представители административных ответчиков Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Артемьева А.В. и Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. не возражали против административного иска.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике явку своего представителя в судебном заседании не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представил письменный отзыв, согласно которого не возражает против иска и просит рассмотреть без его участия.

Заинтересованные лица - Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики, администрация г. Новочебоксарск Чувашской Республики, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзывы, в которых просят рассмотреть дело без их участия и не возражают против иска.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения и выступления участников судебного разбирательства, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры: 1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; 2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки; 3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Из материалов дела следует, что административный истец ООО «Бодрость является собственником указанных объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Согласно статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается: 1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса; 2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание, что ООО «Бодрость» является собственником указанных выше объектов недвижимости, размер налога на имущество юридических лиц зависит от кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, то результаты кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем ООО «Бодрость» имеет право на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 512 установлено, что проведение государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» на территории Чувашской Республики осуществляется с 1 января 2017 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Чувашской Республики, выполненной по состоянию на 1 января 2018 года, и результаты оценки внесены в кадастр недвижимости 1 января 2019 года.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от 10 июля 2020 года кадастровая стоимость указанных зданий по состоянию на 1 января 2018 года составляет: 31848902 рубля 45 копеек, 8383 977 рубля 99 копеек, 8152 764 рубля 48 копеек.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обязанность доказывания величины рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, возложена на административного истца.

В обоснование своих требований административным истцом представлены составленные Обществом с ограниченной ответственностью «Независимая оценочная компания «Актив» отчеты от 31 июля 2020 года:

- № 36-07/20, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания, общей площадью 684,6 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 5419 319 рублей;

- № 37-07/20, согласно которому рыночная стоимость здания общей площадью 711,1 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 3014357 рублей;

- № 38-07/20, согласно которому рыночная стоимость здания общей площадью 2083,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2018 года составляет 16565 634 рублей.

Представленные административным истцом отчеты об оценке № 36-07/20, № 37-07/20, № 38-07/20 подготовлены независимым оценщиком, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объектов недвижимости. Оценка производилась в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки.

В отчетах проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, также приведено обоснование методов оценки.

В названных отчетах об оценке оценщиком проведен анализ рынка, анализ внешних факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, дано описание объектов оценки. В целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости оценщик использовал сравнительный и доходный подходы.

Оценив отчеты об оценке № 36-07/20, № 37-07/20, № 38-07/20, суд приходит к выводу о том, что отчеты основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости. При этом методики исследования, объем и этапы проведения оценки, выполнение расчетов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Отчеты об оценке № 36-07/20, № 37-07/20, № 38-07/20 отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности, являются надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.

Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что вывод о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером №, здания с кадастровым номером №, здания с кадастровым номером № сделаны оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуются с требованиями федеральных стандартов оценки.

При этом разница между кадастровой и рыночной стоимостью нежилого здания с кадастровым номером № составила 33,53%, здания с кадастровым номером № – 64,05%, здания с кадастровым номером № – 47,99%. Указанный диапазон расхождения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости с их рыночной стоимостью обусловлен индивидуальными характеристиками объектов недвижимости.

В ходе судебного разбирательства представители административных ответчиков Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильев С.В. и Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. возражали против отчетов, последняя представила замечания на отчеты об оценке № 36-07/20, № 37-07/20, № 38-07/20; просили иск не удовлетворять.

Согласно представленного письменного отзыва административным ответчиком, установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости исходя из вышеуказанных отчетов об оценке оставили на усмотрение суда.

Каких-либо доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость указанных объектов недвижимости и сведений о их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено.

Приняв за основу доказанности размера рыночной стоимости спорных объектов недвижимости отчеты об оценке № 36-07/20, № 37-07/20, № 38-07/20, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного административным истцом требования и установления кадастровой стоимости на 1 января 2018 года равной его рыночной стоимости трех объектов недвижимости с кадастровыми номерами в размере: № - 16565634 рубля; № - 3014357 рублей; № - 5419319 рублей.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Из материалов дела следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости подано в суд ООО «Бодрость» 14 октября 2020 года, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2019 года.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы.

Представитель административного истца не заявлял о взыскании с ответчика размера уплаченной госпошлины и денежные средства, потраченные на оплату проведения отчетов.

С учетом изложенного суд не разрешает вопрос о судебных расходах.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ :

░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> - 16565634 ( ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░;

░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> - 3014357 ( ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░

░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> - 5419319 (░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░ ░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-260/2020 ~ М-170/2020

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Бодрость"
Ответчики
Министерство экономического развития и имущественных отношений ЧР
БУ Чуваштехинвентаризация" ЧР
Управление Росреестра ЧР
Кабинет Министров ЧР
Другие
Управление имущественных и земельных отношений г. Новочебоксарска
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регисрации, кадастра и картографии"
Администрация г. Новочебоксарск
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики
Судья
Ленковский С.В.
Дело на сайте суда
vs--chv.sudrf.ru
15.10.2020Регистрация административного искового заявления
15.10.2020Передача материалов судье
16.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2020Судебное заседание
20.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.12.2020Дело оформлено
10.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее