Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-841/2024 ~ М-739/2024 от 02.05.2024

Дело № 2а-841/2024

УИД 89RS0002-01-2024-001382-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июня 2024 года                            г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего: судьи         Когаева Г.Ю.,

при секретаре судебного заседания             Мусаевой Э.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу к Шашутову Сергею Викторовичу о взыскании недоимки по пени по налогу,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее по тексту – УФНС России по ЯНАО) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Шашутову С.В. о взыскании задолженности за счет имущества физического лица в сумме 58 674 руб. 25 коп., в том числе: по налогам в размере 3 794 руб.; по пени, подлежащим уплате в бюджетную систему Российской Федерации в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов, сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки в размере 54 880 руб. 25 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что на налоговом учете в УФНС России по ЯНАО состоит в качестве налогоплательщика Шашутов С.В. и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги. Налоговым органом в адрес Шашутова С.В. направлялось требование об уплате задолженности от 09.07.2023 № 2381 на сумму 6 146 506 руб. 80 коп., в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму отрицательного сальдо ЕНС. До настоящего времени отрицательное сальдо ЕНС налогоплательщиком не погашено. В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налогов, УФНС России по ЯНАО обратилось к мировому судьей с заявлением №101 от 10.01.2024 о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, на основании которого мировым судьей 16.02.2024 был вынесен судебный приказ на взыскание с Шашутова С.В. в доход бюджета недоимки по налогам и пени в сумме 58 674 руб. 25 коп., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 980 руб. В связи с поступившими от должника возражениями относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка №1 судебного района Лабытнангского городского суда в Ямало-Ненецком автономном округе, и.о. мирового судьи судебного участка №2 судебного района Лабытнангского городского суда в Ямало-Ненецком автономном округе от 06.03.2024 вышеуказанный судебный приказ был отменен.

Представитель административного истца УФНС России по ЯНАО в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в тексте административного искового заявления имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.

Административный ответчик Шашутов С.В. участия в судебном заседании также не принимал, извещался судом посредством направления заказных писем по имеющимся в деле адресам, подтверждённым, в том числе адресно-справочной информацией ОВМ ОМВД России «Лабытнанги».

С учетом разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» изложенных в п.76, по смыслу п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) извещение считается доставленной лицу, участвующему в деле (полученной им), и в тех случаях, когда она поступила данному лицу, но по обстоятельствам, зависящим от него, не была ему вручена или адресат не ознакомился с ней.

С учетом изложенного, суд полагает, что исчерпаны все возможные способы извещения административного ответчика, явка Шашутова С.В. не была признана судом обязательной, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно приказу Федеральной налоговой службы России №ЕД-7-12/1068@ от 10.11.2022 «О проведении мероприятий по модернизации организационно-функциональной модели Федеральной налоговой службы» проведены мероприятия по реорганизации налоговых органов путем перехода на двухуровневую систему управления и укрупнения территориальных органов ФНС России в 2023 год.

МИФНС России №1 по ЯНАО прекратила свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу. Согласно приказу УФНС России по ЯНАО №01-06/78 от 31.07.2023 «О реорганизации налоговых органов Ямало-Ненецкого автономного округа» УФНС России по ЯНАО является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности реорганизуемой МИФНС России №1 по ЯНАО.

Налоговые органы, как следует из п.п.9 п.1 ст.31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Согласно ст.72 НК РФ способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с ч.ч.2, 3, 4, 5 ст.75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Из административного искового заявления следует, что у налогоплательщика Шашутова С.В. на момент обращения в суд с настоящим административным иском имеется задолженность по пени в сумме 54 880 руб. 25 коп., начисленная за неуплату:

- налога на добавленную стоимость в размере 1 992 480 руб., списанного по решению суда;

- штрафа по налогу на добавленную стоимость в размере 335 828 руб., списанного по решению суда;

- налога на доходы физических лиц в размере 1 619 451 руб., списанного по решению суда;

- штрафа по налогу на доходы физических лиц в размере 359 997 руб., списанного по решению суда;

- налога по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 13 739 руб. 03 коп. (за 2019г., 2020г.).

Обращение налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа регламентировано пп.1 п.3 ст.48 НК РФ – заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно п.4 ст.48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

06.03.2024 мировым судьей судебного участка №1 судебного района Лабытнангского городского суда в Ямало-Ненецком автономном округе, и.о. мирового судьи судебного участка №2 судебного района Лабытнангского городского суда в Ямало-Ненецком автономном округе, судебный приказ от 16.02.2024 на взыскание с Шашутова С.В. недоимки по налогам и по пени в сумме 58 674 руб. 25 коп., а также государственной пошлины, отменен (л.д. 12).

26.04.2024 налоговым органом в адрес суда было направлено настоящее административное исковое заявление, 02.05.2024 указанное административное исковое заявление о взыскании недоимки с административного ответчика поступило в суд, то есть, с соблюдением шестимесячного срока после отмены судебного приказа (л.д. 22).

При изложенных обстоятельствах, порядок принудительного взыскания задолженности не нарушен.

В настоящем административном иске налоговый орган просит взыскать с Шашутова С.В. задолженность за счет имущества физического лица в сумме 58 674 руб. 25 коп., в том числе: по налогам в размере 3 794 руб.; по пени, подлежащим уплате в бюджетную систему Российской Федерации в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов, сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки в размере 54 880 руб. 25 коп.

Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

В постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Ростелеком» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации» положения Налогового кодекса РФ, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Из изложенного следует, что поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено, ее начисление (не начисление) правового значения не имеет.

Следует учитывать, что пени по налогу на добавленную стоимость, пени по штрафу по налогу на добавленную стоимость, пени по налогу на доходы физических лиц и пени по штрафу по налогу на доходы физических лиц, включенные в требование № 2381 от 09.07.2023, не могут быть взысканы, поскольку указанные налоги списаны налоговым органом по решению суда, что подтверждается расчетом, указанным в иске (л.д. 5, 17).

Положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможности начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.

При таком положении пени, начисленные по налогу на добавленную стоимость, пени по штрафу по налогу на добавленную стоимость, пени по налогу на доходы физических лиц и пени по штрафу по налогу на доходы физических лиц, при отсутствии обязанности по уплате налога, равно как и при истечении сроков на их принудительное взыскание, взысканы быть не могут.

Кроме того, суд считает необходимым отказать налоговому органу во взыскании с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленные на сумму налога в размере 13 739 руб. 03 коп., поскольку указанная недоимка по пени по страховым взносам за период с 10.01.2023 по 23.10.2023 в размере 1 156 руб. 60 коп. взыскана с Шашутова С.В. решением Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 июня 2024 года по административному делу № 2а-840/2024.

Помимо вышеизложенного, Шашутов С.В., в соответствии с положением ст.ст. 400 и 401 НК РФ, является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.

Согласно ст.405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (ч.ч.1, 2 ст.409 НК РФ).

Согласно сведениям, имеющимся в административном иске, в собственности административного ответчика в 2022 году имелось следующее имущество:

- квартира, по адресу: ..., кадастровый №, площадью 33,7. Дата регистрации права 07.11.2005, дата утраты права 22.02.2024;

-    квартира, по адресу: ..., кадастровый №, площадью 159,1. Дата регистрации права 25.05.2016.

При этом относимых и допустимых по своему характеру данных, подтверждающих о наличии льгот, выбытии из владения приведенных объектов налогообложения административным ответчиком не представлено.

В силу положений ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

29.07.2023 в адрес Шашутова С.В. налоговым органом направлялось налоговое уведомление № 80103661 об уплате налога на имущество физических лиц за 2022 год в сумме 3 794 руб. (л.д. 20).

Расчет налогов в налоговом уведомлении соответствует требованиям законодательства.

В связи с чем суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования налогового органа в указанной части и взыскать с Шашутова С.В. задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 3 794 руб.

Согласно п.4 ч.6 ст.180 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов.

В силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу ст.114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

При таких обстоятельствах с Шашутова С.В. подлежит взысканию государственная пошлина, рассчитанная по правилам пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ.

В соответствии со ст.114 КАС РФ, ст.ст.333.19, 333.36 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой административный истец был освобожден при подаче иска в суд, исчисленная в соответствии со ст.333.19 НК РФ, в размере 400 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░/░░/░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ... (░░░░░░░ ...) ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 3 794 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░: ...

...

...

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-841/2024 ~ М-739/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
УФНС по ЯНАО
Ответчики
Шашутов Сергей Викторович
Суд
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Когаев Герман Юрьевич
Дело на сайте суда
labytnangsky--ynao.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация административного искового заявления
03.05.2024Передача материалов судье
06.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
06.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее