10RS0011-01-2023-014179-06
№ 2а-1357/2024 (2а-9145/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2024 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Нуриевой А.В.,
при секретаре Ординой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Платонова Е. С. к ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия», Призывной комиссии Петрозаводского городского округа, Призывной комиссии Республики Карелия, Военному комиссариату города Петрозаводска о признании решения незаконным,
установил:
Платонов Е.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» об оспаривании решения от 12.12.2023 о призыве на военную службу. Административный истец считает указанное решение незаконным, поскольку при проведении медицинского освидетельствования призывной комиссией не был принят во внимание имеющийся у истца диагноз <данные изъяты> Полагает, что в связи с имеющимся у Платонова Е.С. заболеванием он должен был быть освидетельствован по п. «в» ст. 43 Расписания болезней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», что предполагает установление категории годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе. Административный истец указывает, что несмотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ он явился в военный комиссариат на контрольное медицинское освидетельствование, а не для отправки для прохождения воинской службы, ему была вручена повестка на отправку в этот же день, притом, что у истца имеется право на обжалование решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации в суде. В связи с изложенным, административный истец просит признать решение призывной комиссии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить его.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Военный комиссариат г.Петрозаводска, Призывная комиссия Петрозаводского городского округа, Призывная комиссия Республики Карелия.
В судебном заседании Платонов Е.С. требования административного искового заявления поддержал.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
Административные соответчики Военный комиссариат г.Петрозаводска, Призывная комиссия Петрозаводского городского округа, Призывная комиссия Республики Карелия в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, учетную карту призывника, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Согласно п. 7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Срок обжалования административным истцом в рассматриваемом случае не пропущен.
В силу п. 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу.
Согласно п. 14 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) о предварительном предназначении призывника.
Согласно пункту 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, а также для решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что Платонов Е. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином, подлежащим призыву на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, состоит на воинском учёте в военном комиссариате г. Петрозаводска Республики Карелия.
В период весеннего призыва 2023 года на военную службу Платовнов Е.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на обследовании в <данные изъяты> по направлению военного комиссара от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению ГБУЗ РК «БСМП» по результатам проведенного обследования Платонову Е.С. установлен диагноз <данные изъяты>
По результатам суточного мониторинга, проведенного ДД.ММ.ГГГГ в условиях дневного стационара ГБУЗ РК «БСМП», в дневное время среднее артериальное давление составило <данные изъяты> в ночное время среднее артериальное давление составило <данные изъяты> среднее суточное артериальное давление составило <данные изъяты>
По результатам медицинского освидетельствования Платонова Е.С. призывной комиссией Петрозаводского городского округа ДД.ММ.ГГГГ ему установлена категория годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе на основании ст. 43 «в» (<данные изъяты>), ст. 34 «г» (<данные изъяты>) графы 1 Расписания болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе граждан, являющегося приложением №1 к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства от 04.07.2013 № 565 (далее – Расписание болезней).
Результаты призывной комиссии Петрозаводского городского округа были проверены экспертной военно-врачебной комиссией Республики Карелия. По результатам медицинского освидетельствования Платонова Е.С. призывной комиссией Республики Карелия ДД.ММ.ГГГГ ему установлена категория годности к военной службе «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями на основании статьи 47 «б» Расписания болезней (<данные изъяты>), статьи 34 «г» (<данные изъяты>).
На основании медицинского заключения ГБУЗ РК «БСМП» от № врачом-терапевтом Л. исключен диагноз <данные изъяты> т.к. с учетом возраста освидетельствуемого, длительности заболевания, результатов обследования данных за гипертоническую болезнь не имелось.
В период призывной компании осень-зима 2023 года, в рамках медицинского освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ Платонов Е.С. прошел: хирурга, терапевта, психиатра, оториноларинголога, стоматолога, невропатолога, дерматолога, окулиста, осуществил диагностические мероприятия по направлению военного комиссариата: общий анализ мочи, общий анализ крови, флюорография – ДД.ММ.ГГГГ, ЭКГ, ВИЧ - ДД.ММ.ГГГГ, Гепатит «С», «В» - ДД.ММ.ГГГГ, установлен индекс массы тела – <данные изъяты> установлен рост и вес.
На заседании призывной комиссии Петрозаводского городского округа ДД.ММ.ГГГГ по результатам медицинского освидетельствования Платонова Е.С. врачами-специалистами ему установлена категория годности к военной службе «Б-3» - годен к военной службе с незначительными ограничениями на основании статьи 47 «б» Расписания болезней (<данные изъяты>), статьи 34 «г» (<данные изъяты>), принято решение о призыве административного истца на военную службу с предназначением в РВСН (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №).
Результаты проведенного медицинского освидетельствования отражены в разделе 2 учетной карты призывника, оформленной врачами, которые проводили медицинское освидетельствование Платонова Е.С.
ДД.ММ.ГГГГ Платоновым Е.С. выполнен суточный мониторинг артериального давления в ГБУЗ РК «Городская поликлиника №», согласно которому в дневное время среднее артериальное давление составило <данные изъяты>., в ночное время среднее артериальное давление составило <данные изъяты>
Согласно заключению по результатам суточного мониторинга артериального давления от ДД.ММ.ГГГГ динамика артериального давления характерна для стабильной изолированной диастолической артериальной гипотензии в ночные часы и стабильной изолированной систолической артериальной гипертензии в дневные часы.
По результатам контрольного медицинского освидетельствования решением Призывной комиссии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ решение Призывной комиссии Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ о призыве административного истца на военную службу утверждено.
На основании установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика и оспариваемое решение соответствуют действующему законодательству, права и законные интересы административного истца не нарушают. Решение призывной комиссии принято на основании полного медицинского освидетельствования призывника, после изучения анамнеза его заболеваний, результатов клинико-инструментального исследования и оценки состояния здоровья по представленным документам, в связи с чем, вынесено заключение о годности призывника к военной службе по категории «Б-3». Каких-либо заболеваний, препятствующих прохождению военной службы в Вооруженных Силах РФ, у административного истца выявлено не было.
В соответствии со статьей 43 Расписания болезней к пункту "в" относится гипертоническая болезнь с незначительным нарушением и без нарушения функции "органов-мишеней". Наличие гипертонической болезни является основанием для установления относящимся к графе I гражданам категории годности «В» лишь в том случае, если наличие гипертонической болезни подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
Статья 47 графы 1 Расписания болезней к болезням системы кровообращения относит нейроциркулярную астению при стойких значительно выраженных вегетативно-сосудистых нарушениях (пункт "а") и при стойких умеренно выраженных нарушениях (пункт "б").
Согласно описанию к статье 47, для нейроциркуляторной астении характерен синдром вегетативно-сосудистых расстройств с неадекватной реакцией артериального давления на какие-либо раздражители; нейроциркуляторную астению с гипотензивными реакциями следует отличать от физиологической гипотонии здоровых людей, которые не предъявляют никаких жалоб, сохраняют трудоспособность и способность исполнять обязанности военной службы при показателях артериального давления 90/50-100/60 мм рт.ст.
К пункту "б" относится нейроциркуляторная астения с умеренно выраженными проявлениями, в том числе с преходящими нарушениями сердечного ритма, не снижающими способность исполнять обязанности военной службы.
Редкие одиночные экстрасистолы покоя и синусовая аритмия функционального характера не являются основанием для применения этой статьи, не препятствуют прохождению военной службы, поступлению в военно-учебные заведения.
Вопреки доводам административного истца, представленные медицинские документы, которые оценены с достаточной полнотой призывной комиссией при принятии оспариваемого решения, не подтверждают наличие у него заболеваний, позволяющих в силу вышеприведенных норм права установить ему категорию годности к военной службе «В» - ограниченно годен к военной службе.
Таким образом, доводы административного иска своего подтверждения не нашли, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Нарушений законодательства при проведении медицинского освидетельствовании Платонова Е.С. также не установлено.
Медицинское освидетельствование, в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Согласно п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
В п. 2 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» указано, что врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 указанной статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
В соответствии с п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с «Положением о военно-врачебной экспертизе».
Согласно п. 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе).
Пунктами 9, 13, 16, 18 Положения № 565 определено, что организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. По заявке военного комиссара муниципального образования руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием. Персональный состав врачей-специалистов утверждается председателями призывных комиссий, а врачи, руководящие работой по освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, назначаются решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Обжалуемое решение призывной комиссии Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ вынесено на основании личного осмотра административного истца, с учетом заключений врачей-специалистов, по результатам изучения медицинских документов, в том числе, представленных истцом.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 № 574.
В силу п. 8 Положения независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения. В случае, если Платонов Е.С. желает воспользоваться своим правом на проверку обоснованности данного ему заключения о категории годности к военной службе, он вправе обратиться с заявлением в медицинскую организацию, имеющую право выполнять работы (услуги) по военно-врачебной экспертизе в рамках производства независимой экспертизы.
Анализируя изложенные выше положения закона и сведения, содержащиеся в представленных документах, суд приходит к выводу, что обжалуемое заявителем решение о призыве на военную службу принято призывной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и заключением о категории годности, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Давая формальную оценку законности оспариваемого решения, суд учитывает то, что оспариваемое решение вынесено полномочным коллегиальным органом, осуществляющим свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы», Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, распоряжением Главы Республики Карелия от 22.09.2023 №406-р, в установленной законом форме с соблюдением процедуры принятия решения.
Утверждение административного истца о допущенных в отношении него нарушениях требований закона объективного подтверждения не нашло.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы»).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.
Пунктом 6 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, предусмотрено, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований).
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва (пункт 7 Положения № 663).
Согласно пункту 16 Положения № 663, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы.
Таким образом, направление повесток на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, является установленной законом обязанностью военного комиссариата. Повестка выдана уполномоченным лицом, с целью реализации решения о призыве Платонова Е.С. на военную службу, права и законные интересы административного истца не нарушены.
Согласно статье 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными принимается, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Необходимая совокупность обстоятельств, подлежащих установлению для решения об удовлетворении иска судом, не установлена, в связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 177 - 178 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.01.2024