Дело № 2а-503/2024
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Григорьевой О.Н.
при секретаре судебного заседания Варламовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО ПКО «Агентство Финансового Контроля» к старшему судебному приставу <данные изъяты> РОСП УФССП России по <адрес> Долговой Т.Г. и УФССП России по <адрес> о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
у с т а н о в и л:
ООО ПКО «Агентство Финансового Контроля» обратилось в суд с административным иском к старшему судебному приставу <данные изъяты> РОСП УФССП России по <адрес> Долговой Т.Г. и УФССП России по <адрес> о признании незаконным бездействия старшего судебного пристава и возложении обязанности устранить допущенное нарушение, в обоснование которого указано, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> РОСП УФССП РФ по <адрес> на принудительное исполнение направлен судебный приказ мирового суда судебного участка № <адрес> о взыскании с С. в пользу ООО ПКО «Агентство Финансового Контроля» денежных средств по кредитному договору, который поступил в службу судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени административный истец не уведомлен судебным приставом исполнителем о возбуждении исполнительного производства, копия постановления о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства взыскателю не направлена. На официальном сайте службы судебных приставов информация о возбуждении исполнительного производства отсутствует. С учетом допущенного нарушения просит признать незаконным бездействие старшего судебного пристава <данные изъяты> РОСП УФССП России по <адрес> Долговой Т.Г., выразившееся в отсутствии надлежащей организации работы отделения по исполнению требований исполнительного документа и контроля за деятельностью должностных лиц, с возложением обязанности устранить нарушение.
Протокольным определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебные приставы-исполнители УФССП России по <адрес> Михайлова О.В. и Плешкова М.В.
Административный истец – представитель ООО ПКО «Агентство Финансового Контроля», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя (л.д.№
Административные ответчики – судебный пристав-исполнитель <данные изъяты> РОСП УФССП России по <адрес> Михайлова О.В., начальник отдела - старший судебный пристав <данные изъяты> РОСП УФССП России по <адрес> Долгова Т.Г., представитель УФССП России по <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель <данные изъяты> РОСП УФССП России по <адрес> Плешкова М.В. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать в связи с необоснованностью, указав, что исполнительное производство в отношении должника С. возбуждено в установленном законом порядке с направлением взыскателю копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Заинтересованное лицо – должник С., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Неявка участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к рассмотрению дела.
Выслушав пояснения явившихся участвующих в деле лиц и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения ст.46 Конституции РФ гарантируют право на обжалование в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии со ст.360? КАС РФ в порядке, установленном? главой 22? настоящего Кодекса, в суде в числе прочего могут быть оспорены постановления судебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава, а также их действия (бездействия).
Согласно ч.?1 ст.?218? КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст.227? КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При? отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве), ст.2 которого установлено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.
В силу ст.4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется на принципах законности и своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно ч.1 ст.5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
На основании положений ст.30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В соответствии с абз.2 п.4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10 декабря 2010 года № 682, постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.
Как следует из материалов дела, судебным приказом мирового суда судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № с С. в пользу ООО «Агентство Финансового Контроля» взысканы задолженность по кредитному договору в сумме 15 614 рублей 80 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в сумме № рублей (л.д.№).
ООО «Агентство Финансового Контроля» подано заявление о возбуждении исполнительного производства, на котором проставлен штамп о поступлении документа в <данные изъяты> РОСП ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению взыскателя на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя <данные изъяты> РОСП УФССП России по <адрес> Ерофеевой Д.В. возбуждено исполнительное производство? № в отношении должника С. о взыскании в пользу ООО «Агентство Финансового Контроля» задолженности по кредитному договору (л.д.№).
Из реестра почтовой корреспонденции следует, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ направлена ООО «Агентство Финансового Контроля» по адресу: <адрес> (л.д.№).
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства также направлена в адрес ООО «Агентство Финансового Контроля» заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату, которое последним получено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
Согласно сводке по исполнительному производству одновременно с возбуждением исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в целях установления наличия у должника имущества, денежных средств и доходов, на которые может быть обращено взыскание, направлены запросы в учетно-регистрирующие органы (ГИБДД МВД России, УФМС МВД РФ, ЗАГС, ФНС России, Росреестр), кредитные организации, операторам связи (л.д.№).
В п.15? Постановления? Пленума Верховного Суда РФ от? 17 ноября 2015 года №? 50? «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» указано, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность по доказыванию нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам возложена на должностных лиц службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По своей сути административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных решений, действий (бездействия) государственного органа или должностного лица, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (ст.46 Конституции РФ, ст.227 КАС РФ).
При этом несоблюдение порядка направления взыскателю копии постановления о возбуждении исполнительного производства (ненаправление документа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату) не является основанием для признания оспариваемого бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным, поскольку данное обстоятельство с учетом самого факта возбуждения исполнительного производства и совершения по нему исполнительных действий негативных последствий для административного истца не повлекло, на процесс исполнения требований исполнительного документа не повлияло. Права административного истца восстановлены путем направления документа в установленном законом порядке в период рассмотрения данного административного дела.
С учетом приведенных обстоятельств оснований для признания бездействия старшего судебного пристава <данные изъяты> РОСП УФССП России по <адрес> Долговой Т.Г. незаконным суд не усматривает.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180? КАС? РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.