Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1423/2022 ~ М-1206/2022 от 17.06.2022

дело № 2а-1423/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2022 года                                                                г. Вязьма Смоленской области

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,

при секретаре Зуевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к ведущему судебному приставу–исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н. Н., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Изначально администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее - Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование требования указала, что решением Вяземского районного суда Смоленской области от 23 ноября 2021 года по делу № 2-2014/2021 на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области возложена обязанность выделить в срок до 1 марта 2022 года денежные средства на обеспечение охраны помещения МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальный гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области возложена обязанность незамедлительно с момента перечисления денежных средств обеспечить охрану помещения МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 4 марта 2022 года возбуждено исполнительное производство № 21002/22/67020-ИП.

Решением Вяземского районного Совета депутатов от 22 декабря 2021 года № 121 «О бюджете муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», лимиты бюджетных обязательств на обеспечение охраны помещений образовательных учреждений из-за трудного финансового положения бюджета муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, не предусмотрены.

В связи с тем, что объем денежных средств, выделенный на финансирование системы образования в 2022 году, не предусматривает расходы для обеспечения 10 общеобразовательных учреждений – МБОУ СОШ №№1-10 г. Вязьмы Смоленской области, квалифицированной физической охраны, администрация муниципального образования письмом от 21 января 2022 года № 234/0225 обратилась в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении денежных средств на обеспечение безопасности обучающих в размере 12 668 832 рублей.

Департамент Смоленской области по образованию и науке письмом от 21 февраля 2022 года сообщил, что выделение денежных средств не входит в компетенцию Департамента.

Кроме того, в связи с проведением специальной военной операции на территории Украины, запрещено внесение изменений в бюджет Смоленской области, бюджет муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области.

В настоящее время Администрация обратилась в адрес Губернатора Смоленской области с просьбой о выделении денежных средств.

Неисполнение решения суда возникло по независящим причинам от Администрации, так как бюджет Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области пополняется за счет собственных доходов.

Реальная возможность исполнения решения суда наступит по перечислению денежных средств из бюджета.

Администрация предпринимает все возможные меры по исполнению вышеуказанного решения суда, в том числе ищет внебюджетные источники финансирования.

По вышеприведенным основаниям полагает, что со стороны истца отсутствует вина (умысел или неосторожность) по неисполнению обязательств, возложенных судом.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28 мая 2022 года на Администрацию был наложен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей; указанное постановление поступило в адрес Администрации 2 июня 2022 года.

     Полагает, что со стороны Администрации отсутствует вина по неисполнению обязательств, возложенных судом. Считает нецелесообразным уплату исполнительского сбора, так как денежные средства при уплате исполнительского сбора переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, указанные денежные средства могли бы быть направлены на исполнение судебных решений

Ссылаясь на данные обстоятельства, Федеральный закон от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», просит освободить от взыскания исполнительского сбора.

Определением судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 20 июня 2022 года по настоящему делу в качестве административных ответчиков привлечены ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Н. Н., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области (л.д. 2).

В судебное заседание представители административного истца – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, административного ответчика - УФССП России по Смоленской области, заинтересованного лица - Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Административный ответчик – ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Н.Н., представитель административного ответчика - ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, в представленных ходатайствах просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав письменные материалы настоящего дела, материалы гражданского дела № 2-2014/2021 по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ СШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области, администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о понуждении совершить определенные действия; материал № 13-115/2022 по заявлению администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области об отсрочке исполнения решения суда, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частями 1, 11 статьи 30 названного федерального закона установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено и следует из материалов, решением Вяземского районного суда Смоленской области от 23 ноября 2021 года (л.д. 52-54 дела №2-2014/2021) удовлетворены исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ СШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области, администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о понуждении совершить определенные действия. Решением суда постановлено: обязать администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в срок до 1 марта 2022 года выделить денежные средства на обеспечение охраны помещения МБОУ СОШ № 7 г. Вязьмы Смоленской области сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

24 декабря 2021 года на основании вышеуказанного решения суда, вступившего в законную силу 24 декабря 2021 года, выписан исполнительный лист серии ФС № 033890312 и направлен взыскателю (справочный лист, л.д. 57 дела №2-2014/2021).

На основании вышеназванного исполнительного документа, 4 марта 2022 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство № 21002/22/67020-ИП в отношении должника - администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д. 24).

Определением судьи Вяземского районного суда Смоленской области от 6 апреля 2022 года администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области предоставлена отсрочка исполнения решения Вяземского районного суда Смоленской области по гражданскому делу № 2-2014/2021 до 1 января 2023 года (л.д. 14 материала № 13-115/2022).

Письмом от 21 января 2022 года администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обратилась в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств из регионального бюджета в размере 12 668 832 рублей в год для обеспечения 10 общеобразовательных учреждений – МБОУ СОШ №№1-10 г. Вязьмы Смоленской области квалифицированной физической охраной (по данным филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Смоленской области сумма на одно образовательное учреждение составляет 105 574 рубля в месяц), так как объем денежных средств, выделенный на финансирование системы образования в 2022 году, не предусматривает вышеуказанные расходы, а перераспределить средства муниципального бюджета не представляется возможным (л.д. 11).

На указанное письмом Департамент Смоленской области по образованию и науке 21 февраля 2022 года дал ответ, что выделение денежных средств на реализацию мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», не входит в компетенцию Департамента (л.д. 12).

Согласно справке финансового управления администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 28 апреля 2022 года, решением Вяземского районного Совета депутатов от 22 декабря 2021 года № 121 «О бюджете муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», лимиты бюджетных обязательств на обеспечение охраны помещений образовательных учреждений, из-за трудного финансового положения бюджета муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, не предусмотрены; дополнительные источники, за счет которых можно было бы профинансировать данные расходы, отсутствуют (л.д. 10).

Поскольку исполнительный документ должником - администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в установленный для добровольного исполнения срок не исполнен, 28 мая 2022 года ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н.Н. вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей 00 копеек (л.д. 24).

Названное постановление поступило в адрес Администрации 30 мая 2022 года    (л.д. 24).

17 июня 2022 года административный истец обратился с настоящим административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора посредствам почтовой связи.

В соответствии с частями 1-3,6,7 ст. ФЗ № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из разъяснений, содержащихся в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

По смыслу действующего законодательства освобождение от уплаты исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин и исключительных обстоятельств.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники по исполнительному производству могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Освобождение должника от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Суд принимает во внимание, что в ходе исполнительного производства должником принимаются все возможные меры для исполнения вышеуказанного решения суда.

Также необходимо отметить, что согласно статьи 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 15 БК РФ).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что с учетом ограниченного бюджетного финансирования Администрация была лишена реальной возможности исполнить требования исполнительного документа по независящим от нее в совокупности обстоятельствам, в чем усматривается отсутствие умысла или неосторожности, направленных на неисполнение в срок судебного решения.

Причины неисполнения судебного решения в установленный срок признаются судом уважительными, не зависящими от воли должника, в связи с чем заявленное Администрацией требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░ 2022 ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 21002/22/67020-░░, ░░░░░░░░░░░░░ 4 ░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                                                    ░.░. ░░░░░░░░░░

19.07.2022 – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░,

01.08.2022 – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,

02.09.2022 – ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1423/2022 ~ М-1206/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Смоленской области
ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области
Ведущий пристав-исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Н.Н.
Другие
Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Красногирь Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
vyazma--sml.sudrf.ru
17.06.2022Регистрация административного искового заявления
20.06.2022Передача материалов судье
20.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
20.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2022Рассмотрение дела начато с начала
20.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2022Судебное заседание
01.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.09.2022Дело оформлено
28.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее