УИД: 66OS0000-01-2024-000311-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
21 мая 2024 года |
Номер производства 3а-611/2024 |
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митюковой А.В., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного производства № 3а-611/2024
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Параход» (ИНН 6673196453)
к административным ответчикам - Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки»,
с участием заинтересованных лиц – ППК «РОСКАДАСТР» в лице филиала ППК «РОСКАДАСТР» по Уральскому федеральному округу, индивидуального предпринимателя Лаппо Игоря Станиславовича, индивидуального предпринимателя Полякова Сергея Александровича, индивидуального предпринимателя Зинчука Николая Николаевича, Швейкина Владимира Павловича
об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Параход» (далее – административный истец) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: <№> по основанию установления их рыночной стоимости по состоянию на
01 января 2023 года, представив в обоснование размера рыночной стоимости отчет об оценке № 2024-0302 от 22 марта 2024 года (далее – Отчет), выполненный оценщиком ( / / )21
Представителем ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу Нуритдиновым А.Т. направлен отзыв, в котором подтверждены дата определения и размер кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: <№>.
В судебном заседании представитель административного истца Митричева Е.В. административный иск поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки», ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Уральскому федеральному округу, индивидуальный предприниматель Лаппо И.С., индивидуальный предприниматель Поляков С.А., индивидуальный предприниматель Зинчук С.А., Швейкин В.П., - о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили; возражения на Отчет не направили.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав и оценив имеющиеся в административном деле письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Аналогичная норма предусмотрена пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости административному истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес> площадью 3597,20 кв.м., вид объекта недвижимости – помещение, назначение – нежилое.
Также административному истцу на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 128,70 кв.м., вид объекта недвижимости – помещение, назначение – нежилое, доля в праве составляет – 6169/10000.
В качестве заинтересованных лиц привлечены долевые собственники объекта недвижимости с кадастровым номером: <№> - индивидуальный предприниматель Лаппо И.С., индивидуальный предприниматель Поляков С.А., индивидуальный предприниматель Зинчук С.А., Швейкин В.П.
Актом ГБУ Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки» от 16 февраля 2024 года № АОКС-66/2024/00190 по состоянию на 01 января 2023 года была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№> в размере 221 282333,55 руб.
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№> внесены в Единый государственный реестр недвижимости 20 февраля 2024 года.
Дата начала применения кадастровой стоимости - 01 января 2024 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№> утверждена по состоянию на 01 января 2023 года в размере 9227338,26 руб. Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 22 августа 2023 года № 4800 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест».
Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 66:41:0404019:4532 внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 октября 2023 года.
Дата начала применения кадастровой стоимости - 01 января 2024 года.
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из кадастровой стоимости, в силу чего результат определения кадастровой стоимости затрагивает его права и обязанности как плательщика налога.
Имея правовой интерес в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, административный истец в подтверждение величины рыночной стоимости представил в суд Отчет, согласно выводам которого, по состоянию на 01 января 2023 года:
-рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№> составляет – 144732 000 руб.;
-рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№> составляет – 4911 000 руб.;
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости.
Как предусмотрено статьей 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном названным кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений лиц, участвующих в деле, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
При установлении юридически значимого обстоятельства по административному делу (установлении величины рыночной стоимости объектов недвижимости) судом исследовался представленный административным истцом Отчет на предмет его соответствия законодательству об оценочной деятельности.
В частности, при проведении оценки оценщик обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
При этом оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.
Оценщик осуществляет сбор и анализ информации, существенной для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки.
В соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Оценивая по правилам статей 82, 84 и 168 КАС РФ Отчет, суд установил, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования.
Оценщик ( / / )22 имеет действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», является членом саморегулируемой организации, его ответственность застрахована в установленном законом порядке.
Отчет содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами: 66:<№>, и соответствует требованиям указанного Федерального Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
В частности, из Отчета следует, что при проведении оценки оценщиком описаны применяемые подходы и методы оценки; указаны количественные и качественные характеристики объектов исследования, произведен анализ рынка объектов исследования, фактических данных о ценах предложений, подобраны и описаны аналоги для объектов исследования.
Рыночная стоимость объектов исследования определена оценщиком в рамках сравнительного подхода, методом сравнения продаж.
Оценщиком были подобраны объекты-аналоги для расчета по принципу сопоставимости, который основан на установлении сходства показателей между объектом исследования и объектами-аналогами.
Применение корректировок, как и отказ от применения корректировок оценщиком мотивирован.
Рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: <№> определена оценщиком также в рамках доходного подхода методом прямой капитализации дохода.
В Отчете проведено согласование результатов оценки при использовании различных подходов к оценке и методов оценки и установлена итоговая рыночная стоимость объектов исследования.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Иных доказательств, кроме Отчета, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами: <№> является иной, сторонами, заинтересованными лицами по административному делу суду не представлено; ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Оснований для назначения по административному делу судебной экспертизы по инициативе суда не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административный истец исполнил возложенную на него обязанность, предусмотренную частью 5 статьи 247 КАС РФ, доказав факт не соответствия кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости, представив Отчет, отвечающий критериям относимости, допустимости и достоверности.
Таким образом, при рассмотрении административного дела установлено, и это нашло свое подтверждение, что по состоянию на 01 января 2023 года:
-рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№> составляла – 144732 000 руб.;
-рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№> составляла – 4911 000 руб.
Именно в таком размере, суд устанавливает по состоянию на 01 января 2023 года кадастровую стоимость объектов недвижимости, равной рыночной стоимости.
Датой обращения административного истца в суд с административным иском о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка является 09 апреля 2024 года.
Сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости материалы административного дела не содержат.
В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 09 апреля 2024 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» (░░░ 6673196453) ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2023 ░░░░:
-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 144732000 ░░░. (░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░) ░░░.;
-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№> ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 4911 000 (░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: <№> ░░░░░░░ 09 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░ 2024 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░