Дело № 2а-174/2023
УИД 25RS0026-01-2023-000133-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Лучегорск 28 марта 2023 года
Пожарский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Атрошко М.Н., при секретаре Беловой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Приморскому краю к Савченко ФИО5 о взыскании в доход бюджета задолженности по страховым взносам, налогу и пене,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 13 по Приморскому краю обратилась в суд с административным иском к Савченко В.И. о взыскании задолженности по страховым взносам, налогу и пене, указывая, что Савченко В.И. был зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 419 НК РФ являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Расчетным периодом по уплате страховых взносов признается календарный год. В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов, в соответствии с п.5 ст. 432 НК РФ, осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия его с учета в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с действующим законодательством и с учетом даты снятия с регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, Савченко В.И. исчислены страховые взносы за 2020 год: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 32 448 рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 8 426 рублей. Данная обязанность административным ответчиком в установленные законом сроки не исполнена, в связи с чем, на основании ст. 75 НК РФ, начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 165,48 рублей и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 42,97 рубля. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ, налоговым органом в адрес Савченко В.И. было направлено требование об уплате страховых взносов, налога и пени № от ДД.ММ.ГГГГ. Обязательство по уплате вышеуказанной задолженности не исполнено. Также Савченко В.И. является плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку является собственником недвижимого имущества и на основании действующего налогового законодательства ему начислен налог на имущество за 2020 год в размере 53 532 рублей, в том числе на объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения адресу: <адрес> – в размере 3 850 рублей; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>. – в размере 5 619 рублей; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, овощ Л.А. – в размере 7 971 рублей; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения, адресу: <адрес> – в размере 20 081 рублей; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес> – в размере 13 007 рублей; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения, по адресу: <адрес> – в размере 3 004 рублей. В адрес налогоплательщика через личный кабинет направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что в установленный срок указанную в налоговом уведомлении сумму налога на имущество Савченко В.И. не уплатил, инспекцией в порядке положений ст. 75 НК РФ начислена сумма пени по налогу на имущество в размере 200,74 рублей. На основании ст. 69, 70 НК РФ Савченко В.И. направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, задолженность не оплачена. Также за Савченко В.И. зарегистрированы транспортные средства, и на основании действующего налогового законодательства ему начислен транспортный налог за 2020 год в размере 14 228,58 рублей, в том числе: за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 1 215 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 1 215 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 1 215 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 1 200 рублей; за транспортное средство Трактор госномер № - в размере 2 100 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 1 215 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 845 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 1 215 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 1 200 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 480 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № в размере 1 215 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № в размере 1 200 рублей. Налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ направлено ответчику через личный кабинет. В установленный срок транспортный налог за 2020 год ответчиком не оплачен, и в соответствии со ст. 75 НК РФ начислена пеня в размере 4,77 рублей. На основании ст. 69, 70 НК РФ Савченко В.И. направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ, срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, данное требование ответчиком не исполнено. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 107 Пожарского судебного района Приморского края вынесено определение об отмене судебного приказа от № от ДД.ММ.ГГГГ. Сумма задолженности по налогам и сборам в размере 96 118,54 рублей до настоящего времени административным ответчиком не исполнена. Указывает, что на дату обращения с настоящим административным иском налоговым органом пропущен установленный п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок, поскольку функция по взысканию задолженности с физических лиц, зарегистрированных на территории Приморского края, передана инспекции с ДД.ММ.ГГГГ, только начиная с мая 2022 года, территориальными налоговыми органами Приморского края одновременно переданы материалы для формирования административных исковых заявлений в большом объеме с пресекательным сроком на принудительное взыскание. Кроме того, учитывая неукомплектованность кадрами и незначительность пропуска процессуального срока и в целях недопущения потерь бюджета РФ, просит признать причину пропуска налоговым органом срока на подачу заявления в суд уважительной и удовлетворить ходатайство о восстановлении срока. Просит восстановить срок на подачу административного искового заявления, взыскать с административного ответчика задолженность в сумме 96 118,54 рублей, в том числе: по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей и пене в размере 42,97 рубля; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 рублей и пене в размере 165,48 рублей; по налогу на имущество физических лиц в размере 53 532 рубля и пене в размере 200,74 рубля; по транспортному налогу с физических лиц в размере 1 298,58 рублей и пене в размере 4,77 рубля.
В судебное заседание МИФНС России № 13 по Приморскому краю своего представителя не направила, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в административном исковом заявлении ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя инспекции.
Административный ответчик Савченко В.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался судом надлежащим образом, судебные извещения возвращены в суд в связи с «истечением срока хранения и неявкой адресата».
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 НК РФ.
В силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с налогоплательщика производится в порядке, предусмотренном ст. 46, 47 НК РФ.
В соответствии со ст. 18.1 НК РФ, в Российской Федерации устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 19, 23 НК РФ, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы. Налогоплательщики страховых взносов обязаны уплатить законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования: жилой дом, квартира, комната.
В соответствии с ч. 1 ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании ст. 357 НК РФ, ст. 1 Закона Приморского края от 28.11.2002 № 24-КЗ «О транспортном налоге», налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно ч. 1 ст. 360, ч. 1 ст. 363 НК РФ, налоговым периодом признается календарный год; уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Закона Приморского края «О транспортном налоге», налогоплательщики-физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками-физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Положениями ч. 3 ст. 75 НК РФ установлено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, начисляется пеня.
Из материалов дела следует, Савченко В.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из ЕГРИП основным видом его деятельности является смешанное сельское хозяйство, код ОКВЭД ОК 029-2014.
Савченко В.И. является собственником недвижимого имущества: объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, цех А; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, свин. Л.Д.; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, овощ Л.А.; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (ст. 397 НК РФ).
Пунктом 6 ст. 58 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Из налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за 2020 год Савченко В.И. обязан был уплатить транспортный налог в размере 14 228,58 рублей, в том числе: за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 1 215 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 1 215 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 1 215 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 1 200 рублей; за транспортное средство Трактор госномер № - в размере 2 100 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 1 215 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 845 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 1 215 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 1 200 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № - в размере 480 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № в размере 1 215 рублей; за транспортное средство <данные изъяты> госномер № в размере 1 200 рублей. Также налог на имущество физических лиц в размере 53 532 рублей, в том числе: объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: Приморский край, Пожарский район, с. Нагорное, ул. <данные изъяты> – в размере 3 850 рублей; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, свин. Л.Д. – в размере 5 619 рублей; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес> – в размере 7 971 рублей; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес> – в размере 20 081 рублей; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес> – в размере 13 007 рублей; объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес> – в размере 3 004 рублей, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением Савченко В.И. обязанности по уплате страховых взносов МИФНС № 13 по Приморскому краю в адрес административного ответчика было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, со сроком исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ. Также в связи с неисполнением Савченко В.И. обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц МИФНС № 9 по <адрес> в адрес административного ответчика было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, со сроком исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ.
18.04.2022 мировым судьей судебного участка № 107 Пожарского судебного района Приморского края вынесен судебный приказ № 2а-998/2022-107 о взыскании с Савченко В.И. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32 448 рублей и пене в размере 165,48 рублей; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8 426 рублей и пене в размере 42,97 рубля; по транспортному налогу с физических лиц в размере 1 298,58 рублей и пене в размере 4,77 рубля; по налогу на имущество в размере 53 532 рубля и пене в размере 200,74 рубля; по налогу на профессиональный доход в размере 262,57 рублей и пене в размере 2,24 рубля.
12.05.2022 указанный судебный приказ отменен по причине поступивших от должника возражений.
Согласно п. 4 ст. 48 НК РФ, административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С учетом положений ст. 48 НК РФ, налоговый орган был вправе обратиться в суд не позднее 12.11.2022, то есть в течение шести месяцев со дня вынесения определения мировым судьей об отмене судебного приказа, однако административный иск был направлен в Пожарский районный суд Приморского края только 01.03.2023 (согласно штемпелю на конверте).
Возможность восстановления пропущенного срока действующее законодательство связывает с наличием обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные законом сроки.
К таким обстоятельствам нельзя отнести указанное административным истцом большой объем подачи исков и нехватку кадров. При этом суд учитывает, что пропущенный срок незначительным не является.
Таким образом, ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании недоимки не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, пропущен без уважительных причин.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Поскольку административным истцом пропущен предусмотренный законом срок обращения в суд и не представлено доказательств наличия обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска данного срока, по которым он может восстановлен, в удовлетворении административного иска следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 13 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 96118,54 ░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░: ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8426 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 42,97 ░░░░░; ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 32448 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 165,48 ░░░░░; ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 53532 ░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 200,74 ░░░░░; ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1298,58 ░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4,77 ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.04.2023.