Административное дело № 2а-5431/2023
УИД 48RS0001-01-2023-004747-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 ноября 2023 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Полухина Д.И.,
при секретаре Аршулик А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области к автономной некоммерческой организации по содействию реализации сельскохозяйственной продукции производителей Центрального федерального округа о ликвидации некоммерческой организации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области (далее также - Управление) обратилось с вышеуказанным административным иском к автономной некоммерческой организации по содействию реализации сельскохозяйственной продукции производителей Центрального федерального округа (далее также – АНО СРСПП ЦФО), ссылаясь на неисполнение последним требований статей 14, 29, 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" о представлении в орган юстиции документов, содержащих отчет о своей деятельности, документов о целях расходования денежных средств и использования иного имущества.
В судебное заседание стороны, а также привлеченный судом в качестве заинтересованного лица Азаров Ю.В., будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте разбирательства дела, не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным органом (пункт 3).
Пунктом 2 Приказа Минюста России от 30.09.2021 N 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» установлено, что а) некоммерческая организация представляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России): отчеты о ее деятельности, о персональном составе ее руководящих органов и работников, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе, полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14.07.2022 N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1).
Контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4.1).
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (пункт 10).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредительным документом некоммерческой организации является устав, который утверждается ее учредителями (участниками, членами, собственниками имущества), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта.
Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами (п.1).
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п.2).
Исходя из п.5 ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).
Согласно п.3 ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов); утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.
Согласно п. «л» ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице: сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга…
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.
Как усматривается из материалов дела, АНО СРСПП ЦФО была зарегистрирована в качестве некоммерческой организации территориальным органом Министерства юстиции и включена в Единый государственный реестр юридических лиц 22 августа 2014 года.
Согласно Уставу указанной организации и выписке из ЕГРЮЛ она имеет место нахождения постоянно действующего исполнительного органа по адресу: г. Липецк, ул. Юношеская, д. 50. Предметом деятельности является решение сложных проблем, связанных с реализацией сельскохозяйственной продукции сельхозпроизводителями ЦФО.
Было также установлено, что в нарушение ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" АНО СРСПП ЦФО не представила в Управление соответствующие документы для принятия решения о регистрации изменений в сведения об адресе, в то время как по вышеуказанному адресу Общество не находится.
Установлено также, что АНО СРСПП ЦФО не представила в Управление в установленный срок (до 15.04.2022 г. за 2021 год), (и до 15.04.2023 г. – 2022 г.) документы по формам ОН-0001 и ОН-0002.
Также суд приходит к выводу о том, что вопреки пунктам 3.1, 3.10, 3.11 Устава, п.2 ст.14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", денежные средства и иное имущество в Общество не поступало и не расходовалось, размер ежегодных взносов для учредителей не утверждался, взносы учредителями Общества не уплачивались, т.о. в нарушением ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" положения Устава не соблюдались.
Вопреки ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ст. 50 Гражданского кодекса РФ, Общество достаточного для осуществления указанной в Уставе предпринимательской деятельности имущества не имеет.
Также вопреки п. 3 ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в Уставе Общества не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, приносящих доход. Кроме того, в п.3.3 Устава отсутствует определение порядка приема в состав учредителей Общества и исключения из состава ее учредителей; утверждение индивидуального аудитора.
03.05.2023 г. Управлением в адрес Общества вынесено письменное предупреждение с установлением срока до 20.07.2023 г. для устранения выявленных нарушений.
Согласно представленному в материалы дела заявлению директора организации Азарова Ю.В. от 17.07.2023 г., АНО СРСПП ЦФО не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ; Азаров Ю.В. сложил с себя полномочия директора Общества; денежные средства у организации отсутствуют, в связи чем просил ликвидировать организацию в судебном порядке.
Названные нарушения закона, допущенные некоммерческой организацией, являются грубыми.
С учетом изложенного, суд находит обоснованным обращение Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области с административным иском о ликвидации названной некоммерческой организации и наличия по делу предусмотренных законом оснований для его удовлетворения. Также суд учитывает, что требование о ликвидации некоммерческой организации предъявлено в суд уполномоченным органом.
Согласно статье 21 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Руководствуясь статьями 175-179, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ №).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2023 ░░░░.