Решение в окончательной форме изготовлено 30 ноября 2023 года
Дело № 2а-9270/2023 Санкт-Петербург
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2023 года
Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Мининой Е.Н.,
при секретаре Соколовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гейст Е. Б. к судебному приставу-исполнителю Выборгского РОСП ГУ ФССП России по г. Санкт-Петербургу Багарян А.Ю., ГУ ФССП России по г. Санкт-Петербургу об освобождении от исполнительного сбора,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратилась в Выборгский районный суд города Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к административным ответчикам в котором просила освободить ее от взыскания исполнительного сбора в сумме 2 504,26 руб.
В обосновании административных требований указала, что она является должником в исполнительном производстве №393639/22/78002-ИП от 18.11.2022 по причине неоплаченных коммунальных платежей, включая пени и госпошлину, возбужденного на основании судебного приказа по делу №2-712/2022-21 от 19.09.2022. Долг по судебному приказу погашен в полном объеме, в связи с чем, считает что имеются основания для освобождения административного истца от уплаты исполнительного сбора.
Административный истец, административные ответчики, заинтересованное лицо – ООО "ЖСК Северо-Запад" в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав представленные по делу письменные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующему.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Закон об исполнительном производстве).
Как следует из материалов дела, 18.11.2022 СПИ Выборгского РОСП Багарян А.Ю. возбуждено исполнительное производство№393639/22/78002-ИП, на основании судебного приказа по делу №2-712/2022-21 от 19.09.2022, выданным судебным участком №21 Выборгского района Санкт-Петербурга в отношении должника Гейст Е.Б. в пользу взыскателя ООО "ЖКС Северо-Запад", предмет: задолженность по платежам за жилое площадь, коммунальные платежи, включая пени, за исключение задолженности по платежам за газ, тепло и электроэнергию в размере 35 775,24 руб. (л.д.16-35).
13.01.2023 СПИ Выборгского РОСП Багарян А.Ю. вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству имущественного характера, а именно в размере 2 504,26 руб. (л.д.29).
Определением от 27.02.2023 судебный приказ №2-712/2022-21 от 19.09.2022 о взыскании с Гейст Е.Б. задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, пени отменен (л.д.17-18).
31.03.2023 исполнительное производство №393639/22/78002-ИП от 18.11.2022 прекращено.
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 218, 227 КАС РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Приведенные выводы соотносятся с положением ст. 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением ч. 1 ст. 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав.
Учитывая, что исполнительное производство №393639/22/78002 от 18.11.2022 прекращено, постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству отменено (п. 2 постановления от 31.03.2023), оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 150, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░