Подлинник решения приобщён к административному делу № 2а-2314/2024 Альметьевского городского суда Республики Татарстан
Дело № 2а- 2314/2024
16RS0036-01-2024-004077-44
Р Е Ш Е Н И Е
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2024 года г. Альметьевск, РТ
Альметьевский городской суд Республики Татарстан в составе судьи Исмагилова А.Т.,
при секретаре Мухаметгариповой Ч.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мифтахова Р.Р., Мифтаховой Г.М., Шайдуллиной И.Т., Мифтахова А.Р., о признании незаконным действий и постановления судебного пристава-исполнителя Альметьевского РО СП УФССП России по РТ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, обратились в суд с административным исковым заявлением по вышеуказанной формулировке указывая, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Альметьевского РО СП ГУФССП России по РТ ФИО6 в отношении административных истцов возбуждены исполнительные производства, о чем вынесены соответствующие постановления.
В рамках указанных выше исполнительных производств судебным приставом-исполнителем ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об оценке имущества должника.
Указывая на то, что судебным приставом-исполнителем ФИО6 не определен ответственный хранитель имущества, поскольку взыскатель ФИО8 отказался их принять, и в настоящее время сроки вывоза имущества, определенные как двухмесячные не начали свое исчисление в виду отсутствия ответственного хранителя, административные истцы просили признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ФИО6 в части не назначения ответственного хранителя имущества должников, незаконным и отменить постановлением об оценке имущества должника от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительных производств и возложить обязанность устранить допущенные нарушения закона.
В судебное заседание административные истцы и их представители в судебное заседание не явились, извещены.
Заинтересованное лицо ФИО8 в судебное заседание не явился, извещен.
Судебный пристав-исполнитель Альметьевского РО СП ГУФССП России по РТ ФИО6 в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать. Пояснила, что административные истцы скрывают свой фактический адрес проживания. Во всех обращениях обозначают тот адрес, откуда они были выселены и утратили право собственности более 2 лет назад – ул. <адрес> 39 <адрес>. Однако все извещения, направленные по ЕПГУ ФИО2 получает. До судебного заседания к ним в отдел явился представитель ФИО10 и интересовался возможностью вывоза личных вещей. В обговоренный день никто из них не явился. Взыскатель ФИО8 отказывается принимать личные вещи должников ФИО10, поскольку он по исполнительным документам является лишь собственником жилого дома. Принудительно его заставить стать ответственным хранителем законодательством не предусмотрено. Неоднократно ФИО10 было предложено забрать свои вещи, последние постоянного игнорируют, не являются, всячески затягивают принятие мер по исполнительному производству, нарушая права взыскателя. В связи с данными обстоятельствами, отказом ФИО10 забрать свои личные вещи, в марте 2024 года вынесено постановление о наложении ареста на имущество должников, произведена опись, оценка, вынесено постановление об оценке ДД.ММ.ГГГГ (которая содержит более 500 позиций) и направлено на реализацию. Жилой дом и надворные постройки опечатаны, без ее ведома, никто, даже собственник ФИО8 попасть туда не могут. Ранее, наиболее ценное имущество ФИО10 было вывезено, оставшееся, не представляющее для них какой-либо ценности последние отказываются всячески забирать, препятствуют различными способами для исполнения требований исполнительного документа, на протяжении длительного времени (около двух лет) с моменты их выселения, обжалуют действия сторон в судебном порядке.
Специалист 2 разряда Альметьевского РОСП ГУФССП по РТ ФИО9 в судебном заседании пояснила, что реализацией арестованного имущества в Альметьевском отделе занимается она. Оценка была произведена исходя из стоимости равноценного имущества, посредством сети «Интернет» и справочников. Какие-либо сведения, опровергающие осуществленную оценку, должниками представлены не были. В настоящее время информация и документация по данному имуществу передано в Главное управление ФССП России по РТ, поскольку дальнейшее направление на реализацию производится на основании заключенного контракта Управления с торгующей организацией.
Изучив материалы административного искового дела, выслушав доводы явившихся сторон, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Основанием для возбуждения исполнительного производства является исполнительный документ, соответствующий требованиям ст. 13 Закона об исполнительном производстве.
Согласно частям 1 и 4 статьи 69 данного закона, обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю; при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности.
В силу части 3 статьи 80 того же закона арест на имущество должника применяется: для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации (пункт 1); при исполнении судебного акта о конфискации имущества (пункт 2); при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество, принадлежащее должнику и находящееся у него или у третьих лиц (пункт 3).
Согласно статье 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве", оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам (часть 1), судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки недвижимого имущества (часть 2).
Исходя из положений частей 6 и 7 статьи 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве", основаниями для начала процедуры проведения публичных торгов являются постановление судебного пристава-исполнителя о передаче имущества должника на реализацию и передача этого имущества судебным приставом-исполнителем специализированной организации по акту приема-передачи.
Таким образом, из системного толкования указанных правовых норм и целей ведения исполнительного производства следует, что принимаемые судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения в отношении недвижимого имущества, принадлежащего должнику, обусловлены скорейшим исполнением требований исполнительного документа в интересах взыскателя.
В соответствии с частью 2 статьи 107 Закона об исполнительном производстве исполнение требования о выселении включает в себя освобождение помещения, указанного в исполнительном документе, от должника, его имущества и запрещение должнику пользоваться освобожденным помещением.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 107 Закона об исполнительном производстве исполнение требования о выселении включает в себя освобождение помещения, указанного в исполнительном документе, от должника, его имущества, домашних животных и запрещение должнику пользоваться освобожденным помещением. Принудительное исполнение требования о выселении производится с участием понятых (в необходимых случаях - при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением соответствующего акта о выселении и описи имущества.
В необходимых случаях судебный пристав-исполнитель обеспечивает хранение описанного имущества с возложением на должника понесенных расходов. Если в течение двух месяцев со дня передачи имущества под охрану или на хранение должник не забрал указанное имущество, то судебный пристав-исполнитель после предупреждения должника в письменной форме передает указанное имущество на реализацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 6 статьи 107 Закона об исполнительном производстве).
Денежные средства, вырученные от реализации имущества должника и оставшиеся после возмещения расходов по исполнению, возвращаются должнику. Не востребованные должником денежные средства хранятся на депозитном счете подразделения судебных приставов в течение трех лет. По истечении этого срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет (часть 7).
Как следует из материалов дела и исполнительных производств, возбужденных ДД.ММ.ГГГГ административные истцы выселены с жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Поскольку на протяжении длительного времени ФИО10 не сообщают о месте своего жительства, меры для вывоза иного имущества не предпринимают, всячески уклоняются от полного освобождения от имущества утраченного жилого дома с надворными постройками, судебным приставом-исполнителем Альметьевского РО СП ГУФССП России по РТ ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о наложении аресту на имущество ФИО10.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Альметьевского РО СП ГУФССП России по РТ вынесено постановление об оценке имущества должников ФИО10, которая содержит более 500 позиций и направлено для реализацию в торгующую организацию.
В силу требований статьи 107 ФЗ «Об исполнительном производстве» необходимых случаях судебный пристав-исполнитель обеспечивает хранение описанного имущества с возложением на должника понесенных расходов.
Касаемо данного административного спора установлено, что взыскатель отказывается принять имущество должников, поскольку основным требованием исполнительного документа является выселение должников ФИО10, что судебным приставом-исполнителем осуществлено. ФИО10 уклоняются от исполнения требований исполнительного документа, о месте своего жительства не сообщают, возможность возложить на них ответственное хранение и своевременный вывоз имущества не предоставляют.
Доступ в жилой дом ограничен судебным приставом-исполнителем, сохранность имущества ФИО10 тем самым обеспечена.
Доводы административного иска о том, что при отсутствии назначенного ответственного хранителя на имущество должников, иные действия судебного пристава-исполнителя, в том числе арест и оценка их имущества не соответствуют нормам законодательства об исполнительном производстве, не служат основанием для признания действий и постановления судебного пристава-исполнителя незаконным.
Указанные доводы административного иска основаны на неверном, индивидуальном толковании норм права.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Такая совокупность условий в судебном заседании не установлена, и административными истцами не доказана.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных административными истцами требований суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ .░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░6 ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №-░░, №-░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ «_____ » ___________ 20___ ░░░░
░░░░░