Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2а-3698/2024 от 22.02.2024

УИД 11RS0005-01-2023-007791-63 Дело № 2а-3698/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

с участием административного истца Кудрявцева В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 08 мая 2024 года в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Кудрявцева Вячеслава Александровича к Управлению Судебного департамента Республики Коми, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,

УСТАНОВИЛ

Кудрявцев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Ухтинскому городскому суду Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 500 0000 рублей.

В обосновании заявленных требований указал, что административный истец неоднократно доставлялся в Ухтинский городской суда Республике Коми с целью личного участия в судебных заседаниях при рассмотрении в отношении него уголовного дела. При доставлении в здание Ухтинского городского суда Республике Коми помещался в камеры для обвиняемых, подозреваемых, площадь которых не позволяла свободно передвигаться. Во время судебных заседаниях в указанном суде он содержался в металлической клетке, что доставляло ему дискомфорт, причиняло нравственные страдания.

Ухтинским городским судом Республике Коми была произведена замена ненадлежащего административного ответчика на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Управление судебного департамента по Республике Коми привлечено в качестве заинтересованного лица.

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 17.01.2024 административное дело было передано на рассмотрение по подсудности в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление судебного департамента по Республике Коми.

В судебном заседании административный истец на требованиях настаивал.

Административные ответчики, извещенные надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.

В отзывах Управление Судебного департамента в Республике Коми, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации с требованиями не согласились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Заслушав участника процесса, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17); никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (статья 21).

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, приведенных в постановлении Пленума от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами и представляют собой, в том числе доставление, привод, конвоирование, перевод (направление) осужденного в иное исправительное учреждение, другое перемещение, например, к местам проведения следственных действий или судебных заседаний. Под местами принудительного содержания понимаются учреждения, помещения органов государственной власти, их территориальные органы, структурные подразделения и иные места, предназначенные для принудительного помещения физических лиц, исключающие возможность их самовольного оставления. Принудительное содержание лишенных свободы лиц должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие действий (бездействий) закону и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с положениями Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Согласно статье 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

На основании статьи 28 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает, в том числе, прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения.

Согласно абзацу 9 статьи 32 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест их содержания под стражей.

Изоляция достигается посредством охраны подозреваемых и обвиняемых в специальных местах и помещениях, осуществления постоянного надзора за ними, установления строгих правил поведения на период заключения под стражу, ограничения отношений между подозреваемыми и обвиняемыми, особенно с гражданами вне мест содержания под стражей.

Основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест содержания под стражей. В служебных зданиях всех судов и в местах проведения их постоянных выездных заседаний оборудуются камеры для содержания лиц, заключенных под стражу, в зале заседания суда, в помещениях для размещения личного состава караула.

Специальные требования безопасности устанавливаются на стадии проектирования здания суда.

Как следует из материалов дела, право Кудрявцева В.А. на свободу передвижения было ограничено вступившим в законную силу постановлением об избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу в рамках возбужденного уголовного дела, при этом административный истец обвинялся в совершении преступления, предусмотренного пунктом «в» части 2 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вступившим в законную силу приговором Ухтинского городского суда Республике Коми от ** ** ** по делу №... Кудрявцев В.А. осужден по пункту №... Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на ... с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы на срок ....

Кудрявцев В.А. по данному уголовному делу участвовал в судебных заседаниях Ухтинского городского суда Республике Коми ** ** ** при избрании меры пресечения, ** ** **, ** ** **, ** ** ** при продлении меры пресечения, ** ** **, ** ** **, ** ** **, ** ** ** при рассмотрении уголовного дела.

Камеры для подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, находящиеся в помещении Ухтинского городского суда Республики Коми оборудованы в соответствии с требованиями Свода правил СП 152.13330.2018 «Здания федеральных судов. Правила проектирования», утвержденных приказом Минстроя России от 15.08.2018 № 524/пр (далее Свод правил 2018).

Согласно разделу 9 Свода правил помещения для лиц, содержащихся под стражей, относятся к помещениям зданий судов общей юрисдикции.

В силу пункта 6.1 Свода названные помещения допускается размещать в подвальном или цокольном этажах.

    Пунктами 8.2, 8.3, 8.4, 8.11,8.15 Свода правил определено, что помещения для лиц, содержащихся под стражей, должны включать, в том числе камеры для лиц, содержащихся под стражей (камерный блок); количество камер для лиц, содержащихся под стражей, должно обеспечивать раздельное размещение в камерах различных категорий лиц, содержащихся под стражей (мужчин, женщин, несовершеннолетних, больных), но не менее четырех на суд. Площадь, приходящаяся на одно место в камере, должна составлять не менее 4 м2. Число мест в камерах определяют в задании на проектирование. Каждую камеру следует оборудовать электрическим освещением, приточно-вытяжной вентиляцией, отоплением, специальными металлическими дверями, скамьями, раскладным столом для принятия пищи. Приточные и вытяжные отверстия системы вентиляции следует размещать на противоположных стенах камер и ограждать металлическими пластинами с отверстиями 3-7 мм. Скамьи в камерах устанавливаются вдоль стен и жестко крепятся к полу и стене. Каркас скамьи выполняется из металлического уголка и обшивается деревянными строгаными досками толщиной не менее 50 мм. Доски с металлическим каркасом скрепляются болтами с потайными головками, покрываются специальным противопожарным составом и окрашиваются в светло-серый цвет.

Общее количество помещений в Ухтинском городском суде Республике Коми для лиц, содержащихся под стражей, 6.

Площадь 2 камер составляет по 3,72 кв. м., площадь 4 камер – по 4,02 кв.м.

Сведений о конкретной камере, в которой располагался административный истец, не представлено, вместе с тем не подлежат учёту при оценке нарушения прав истца по основанию несоблюдения норматива площади, приходящейся на лиц, содержащихся под стражей, поскольку фактическое отклонение, если такое имелось, является минимальным, незначительным, имело место в краткосрочный период в результате чего не влечет нарушений прав, влекущих взыскание в пользу истца заявленной компенсации.

Разрешая требования административного истца в части нарушений условий содержания в зале Ухтинского городского суда Республике Коми в металлической клетке, суд приходит к следующему.

Порядок и принципы организации охраны, конвоирования и содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, основы управления подразделениями и нарядами, выполняющими указанные функции, особенности несения службы, обязанности и права нарядов, а также действия личного состава при чрезвычайных обстоятельствах определяются Наставлением по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденным Приказом МВД России от 07.03.2006 № 140дсп.

В соответствии с пунктом 307 Наставления в зале судебного заседания подозреваемые и обвиняемые, размещаются за барьером (защитным заграждением) на скамьях в порядке, определяемом председательствующим в судебном заседании. Конвоиры на постах располагаются с правой и левой стороны от барьера (защитного заграждения). Доставка подозреваемых и обвиняемых в не оборудованные барьерами (защитными ограждениями) залы судебных заседаний запрещена.

Специальные требования безопасности устанавливаются еще на стадии проектирования здания суда.

Пунктом 3.113 ранее действовавшего Наставления по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, утвержденного приказом МВД России от 26 января 1996 года N 41дсп, определено, что размещение за барьером (металлическим заграждением) в зале судебного заседания предусмотрено в отношении тех обвиняемых, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19.10.2004 № ГКПИ04-1248 признано, что положения абзаца 1 пункта 3.113 указанного Наставления о содержании подсудимых за металлическим заграждением не может расцениваться как унижающее честь и достоинство личности и нарушающее права человека на справедливое публичное разбирательство уголовного дела независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В соответствии с разделом 7.2 Методических рекомендаций по организации деятельности администратора верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда, гарнизонного военного суда, утвержденных Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 24.11.2009, в залах судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел устанавливаются металлические решетки, пуленепробиваемые стекла либо иные приспособления, ограждающие места для размещения подсудимых во время проведения судебных процессов.

Согласно пункту 7.9 «СП 152.13330.2018. Свод правил. Здания федеральных судов. Правила проектирования», утвержденного Приказом Минстроя России от 15.08.2018 № 524/пр, для размещения подсудимых в залах судебных заседаний для слушания уголовных дел предусматриваются встроенные помещения (защитные кабины). Возможность установки встроенных помещений должна обеспечиваться несущей способностью конструкций пола зала судебных заседаний.

В залах для слушания уголовных дел место для размещения лиц, содержащихся под стражей, необходимо огораживать с четырех сторон на высоту не менее 2,2 м, формируя таким образом защитную кабину. Примыкание кабины к стене с оконными проемами не допускается. Ограждаемую площадь следует устанавливать в задании на проектирование и принимать из расчета 1,2 м2/чел. Скамьи должны быть установлены в один или два ряда. Рекомендуемое число мест на скамье - не более 6.

Согласно пункту 8.3 Свода правил по проектированию и строительству «СП 31-104-2000. Здания судов общей юрисдикции», утвержденного приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 02.12.1999 № 154, утратившего силу на основании приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 22.04.2014 № 96, в залах судебных заседаний для рассмотрения уголовных дел следует устанавливать металлическую заградительную решетку высотой 220 см, ограждающую с четырех сторон место для размещения подсудимых во время проведения судебных процессов. Ограждаемая решеткой площадь должна обеспечивать размещение от 3 до 20 подсудимых, она устанавливается в задании на проектирование.

Приведенное правовое регулирование свидетельствует о том, что размещение подозреваемых и обвиняемых в зале судебного заседания за защитным заграждением установлено в целях достижения справедливого баланса интересов подозреваемых, обвиняемых и иных лиц, присутствующих в зале судебного заседания при рассмотрении уголовного дела, разбирательство которых во всех судах открытое, за исключением предусмотренных законом случаев (часть 1 статьи 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, оборудование залов судебных заседаний в районной суде металлическими заградительными клетками и содержание в них обвиняемого соответствует установленным требованиям, при этом само по себе нахождение административного истца в зале судебного заседания за металлическим ограждением не может расцениваться как унижающее честь и достоинство личности и не является безусловным основанием для признания прав истца нарушенными.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

Административным истцом не представлено доказательств того, что условия содержания в камерах для подсудимых представляли собой обращение, выходящее за пределы минимального уровня суровости, и причинили ему страдания, являлись чрезмерными и посягали на его неимущественные, либо личные нематериальные блага.

Приведенные истцом обстоятельства не могут быть признаны унижающими человеческое достоинство и причиняющее лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы и за который возможно взыскание компенсации.

Кроме того, Конституционный суд Российской Федерации в своих определениях (от 16.10.2003 № 371-О, от 19.07.2007 № 480-О-О, от 20.03.2006 № 162-О-О) указал, что в любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, то есть такое лицо сознательно обрекает себя на определенные ограничения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нахождение истца в камерах для подсудимых в период судебных заседаний в Ухтинском городском суде Республики Коми не преследовало цель унизить или оскорбить истца, и не могло ущемлять его человеческое достоинство. Неудобства, которые истец мог претерпевать в указанный им период времени, неразрывно связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение уголовного преступления.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 08.05.2024.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-3698/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кудрявцев Вячеслав Александрович
Ответчики
Судебный Департамент при Верховном Суде Российской Федерации
Управление судебного департамента по Республике Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Прилепова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
syktsud--komi.sudrf.ru
22.02.2024Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
26.02.2024Передача материалов судье
27.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2024Судебное заседание
08.05.2024Судебное заседание
08.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее