Дело № 3а-30/2022 Изготовлено 20 августа 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2022 года город Южно-Сахалинск
Сахалинский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лихачевой С.А.,
при помощнике судьи Даниловой Ю.В.,
с участием прокурора Жаронкиной О.В., административного истца Кузнецова А.Т., представителей Корсаковской территориальной избирательной комиссии Сахалинской области Осотовой Е.П., Джавашвили Р.В., представляющего также интересы Избирательной комиссии Сахалинской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузнецова Александра Тимофеевича об оспаривании решения Корсаковской территориальной избирательной комиссии Сахалинской области от 02 августа 2022 года № 39/207 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 11,
у с т а н о в и л :
постановлением Сахалинской областной Думы от 09 июня 2022 года №13/16/176-7 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва, которое опубликовано в газете «Губернские ведомости» № 65 (6128) от 10 июня 2022 года.
Решением Корсаковской территориальной избирательной комиссии Сахалинской области от 02 августа 2022 года № 39/207, на которую постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 09 июня 2022 года № 16/53 возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва одномандатного избирательного округа № 11, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Кузнецова А.Т.
Основанием для принятия такого решения послужило то, что среди документов, представленных им для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, отсутствуют документы, необходимые в соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктами 5 и 6 части 4 статьи 22 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 года № 22-ЗО «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы» для уведомления о выдвижении кандидата, составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Кроме этого указано на недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных в поддержку самовыдвижения кандидата, поскольку из 562 отобранных для проверки подписей недействительными признаны 84, что составило 14,9%.
12 августа 2022 года посредством почтовой связи Кузнецов А.Т. обратился в Корсаковский городской суд с административным иском к Корсаковской территориальной избирательной комиссии, в котором просил: отменить решение от 02 августа 2022 года об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 11; признать действительными подписи в подписных листах граждан, имеющих временную регистрацию по месту проживания; обязать административного ответчика признать листы 3 и 7 папки 1 действительными, провести повторную проверку его подписных листов в соответствии с законодательством с надлежащим извещением о предстоящей проверке, восстановить его право довнесения недостающих документов, указанных в извещении территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2022 года № 01-06/87.
В обоснование заявленных требований указал, что недостающие документы он донес в Корсаковскую территориальную избирательную комиссию сразу после выдвижения себя в качестве кандидата в депутаты, однако подтверждающие документы ему выданы не были. Об отсутствии необходимых документов он был уведомлен с нарушением срока, установленного пунктом 5 статьи 27 Закона Сахалинской области № 22-ЗО. Не соглашается с выводами территориальной избирательной комиссии о признании недействительными 11 из представленных им подписей избирателей по причине наличия у избирателей временной регистрации по месту проживания. Считает необоснованным также признание недействительными 19 подписей избирателей из 85, относительно которых миграционный орган установил соответствие сведений об избирателях, изложенных в подписных листах, имеющимся в органе сведениям. Помимо этого считает действительными подписи избирателей, имеющиеся:
в папке 2 лист 21 строка 4- так как сокращение отчества избирателя Ф.И.О.1 –«Адам.» не препятствовало однозначному восприятию данных;
в папке 2 лист 16 строка 3 избиратель Ф.И.О.2 указал правильно паспортные данные;
в папке 2 лист 7 строка 3 избиратель Ф.И.О.3 указал правильно адрес места жительства;
в папке 5 лист 1 строка 1 избиратель Ф.И.О.4 указала правильные паспортные данные;
в папке 3 лист 23 строка 1 избиратель Ф.И.О.5 могла быть идентифицирована, так как действительно проживает по адресу, указанному в подписном листе, имеет временную регистрацию по адресу проживания;
в папке 1 листы 3 и 7, так как отсутствие числа и месяца в дате заверения этих подписных листов кандидатом в депутаты восполняется указанием полной даты их заверения сборщиком подписей, в качестве которого выступал сам кандидат.
Указанный административный иск поступил в Корсаковский городской суд 15 августа 2022 года, принят к производству данного суда с возбуждением административного дела. К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена избирательная комиссия Сахалинской области.
Определением Корсаковского городского суда от 16 августа 2022 года дело передано для рассмотрения по подведомственности в Сахалинский областной суд.
Определением Сахалинского областного суда от 17 августа 2022 года административное дело принято к производству данного суда.
В судебном заседании административный истец Кузнецов А.Т. заявленные требования поддержал, представители Корсаковской территориальной избирательной комиссии Сахалинской области Осотова Е.П. и Джавашвили Р.В., который представлял также интересы избирательной комиссии Сахалинской области, с заявленными требованиями не согласились. Настаивали на верном определении количества недействительных подписей избирателей в представленных кандидатом в депутаты подписных листах. Представитель избирательной комиссии Сахалинской области указал также на то, что избирательным законодательством не предусмотрена возможность дополнительного предоставления документов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктами 5 и 6 части 4 статьи 22 Закона Сахалинской области от № 22-ЗО «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы». Кроме этого указал на пропуск административным истцом срока обжалования решения территориальной избирательной комиссии, который в соответствии с положениями части 1 статьи 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ истек 11 августа 2022 года.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Жаронкиной О.В., полагавшей иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных предусмотренных им требований, а также иным законом.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Пунктом 3.1 статьи 33 указанного Федерального закона предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 35.1 данного Федерального закона необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации является поддержка выдвижения кандидата избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в количестве, установленном статьей 37 этого же федерального закона.
Пунктом 1.2 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно требованиям пункта 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, который собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ).
Требования к форме подписных листов, порядку их заполнения и представления в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотрены пунктами 5 - 16 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ, приложением № 5 к нему.
Федеральный законодатель установил, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (пункт 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами «г.1» и «д» пункта 24 или подпунктами «в.1» и «г» пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке (пункт 7 этой же статьи).
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 этого же федерального закона).
Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений (пункт 5 статьи 38 названного закона).
Исчерпывающий перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными предусмотрен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в том числе:
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме;
в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа;
н) подписи избирателей, участников референдума, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.
Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел, в том числе,
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»);
если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт «г.1»);
недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).
Аналогичные положения содержатся и в пунктах 6 и 7 части 6 статьи 29 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 года № 22-ЗО «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы».
Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 01 июня 2022 года № 15/50 установлено, что для регистрации кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 необходимо представить не менее 562 подписей избирателей, и определено максимальное количество подписей избирателей, представляемых в окружную избирательную комиссию - 618 подписей, исходя из численности избирателей по данному округу 18735 человек.
Решением Корсаковской территориальной избирательной комиссии Сахалинской области от 04 июля 2022 года № 21/90 определено, что при проведении выборов депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва проверке подлежит количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, необходимое для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу № 11 – 100 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, что составляет 562 подписи избирателей.
Из материалов дела следует, что 5 июля 2022 года Кузнецов А.Т. обратился в Корсаковскую территориальную избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 11 г. Корсаков, к которому приложил ряд документов.
О приеме документов, представленных для уведомления о самовыдвижении по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва Корсаковская территориальная избирательная комиссия в соответствии с частью 9 статьи 22 Закона Сахалинской области № 22-ЗО выдала Кузнецову А.Т. подтверждение.
Как следует из указанного подтверждения кандидат не представил в территориальную избирательную комиссию составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), цифровых финансовых активов, цифровой валюты, совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Согласно приведенному законодательству данные сведения необходимы для уведомления о выдвижении кандидата, в связи с чем их отсутствие в силу положений подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ свидетельствует о наличии правовых оснований для отказа в регистрации кандидата.
Доводы административного истца о том, что указанные документы он представил в территориальную избирательную комиссию непосредственно после выдвижения, объективными доказательствами не подтверждены, более того, опровергаются содержанием подтверждений в приеме документов от 05 июля 2022 года и 22 июля 2022 года, выданных ему Корсаковской территориальной избирательной комиссией, в которых указано, что иных документов, кроме указанных в них, в окружную избирательную комиссию не представлено.
Доводы о допущенных территориальной избирательной комиссией нарушениях, выразившихся в несвоевременном уведомлении его об отсутствии необходимых для выдвижения документов и лишении его в этой связи права восполнить допущенное нарушение путем представления недостающих документов, опровергаются содержанием уведомления от 08 июля 2022 года № 01-06/28, в котором имеется собственноручная подпись Кузнецова А.Т. о его получении 08 июля 2022 года (том 1 л.д. 86-87).
Кроме того, содержание приведенного пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ устанавливает безусловный характер предоставления сведений, перечисленных в подпунктах «а» и «б» данного пункта, вместе с заявлением о согласии баллотироваться.
Совокупное толкование положений пунктов 1, 2 и 3.1 статьи 33 указанного Федерального закона позволяет прийти к выводу о том, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные избирательным законодательством, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу вместе со сведениями, предусмотренными подпунктами «а» и «б» пункта 3.1 статьи 33 этого Федерального закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 сентября 2016 года № 1742, кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Срок для уведомления о регистрации кандидатов в депутаты Сахалинской областной Думы восьмого созыва истек 24 июля 2022 года, что следует из календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва, утвержденного постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 10 июня 2022 года № 17/69.
При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения Корсаковской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата по приведенному основанию.
22 июля 2022 года Кузнецов А.Т. представил в Корсаковскую территориальную избирательную комиссию сброшюрованные в виде 5 папок подписные листы на 138 листах с 618 подписями избирателей, собранными в поддержку его самовыдвижения в депутаты Сахалинской областной Думы восьмого созыва, из которых посредством случайной выборки с использованием государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» для проверки отобрано 562 подписи.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных Кузнецовым А.Т. в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 11, от 29 июля 2022 года по результатам проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, рабочая группа признала 84 подписи недействительными, что составило 14,9 процентов от 562 подлежащих проверке:
10- по основанию отсутствия даты в заверении подписного листа;
10- по основанию адрес не относится к 11 округу;
41 по основанию несоответствие данных о регистрации по месту жительства;
19- по основанию несоответствия паспортных данных;
4- по основанию несоответствия хронологии внесения даты подписи.
Указанные обстоятельства также послужили основанием для отказа в регистрации кандидата.
Исследовав подлинные подписные листы, представленные для регистрации кандидата в депутаты Кузнецова А.Т., суд приходит к следующему.
Согласно подпункту «б» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, а также пункту 1 части 12 статьи 28 Закона Сахалинской области № 22-ЗО «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы» недействительными считаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.
Из представленных кандидатом подписей избирателей 11 признаны недействительными в связи с наличием у них временной регистрации по месту жительства на территории избирательного округа.
Согласно сведениям, представленным в окружную избирательную комиссию ОВМ ОМВД России по Корсаковскому городскому округу 28 июля 2022 года избиратели Ф.И.О.6 (5.3.3), Ф.И.О.7 (5.3.4), Ф.И.О.8 (1.12.4), Ко А.А. (3.6.5), Ф.И.О.9 (3.12.2), Ф.И.О.10 (3.23.5), Ф.И.О.11 (2.14.3), Ф.И.О.12 (2.14.4), Ф.И.О.13 (2.25.1), Ф.И.О.14 (4.1.1), Ф.И.О.15 (4.1.4), имеют временную регистрацию на территории избирательного округа № 11 по месту пребывания.
В силу пункта 6 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме.
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
Под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ).
В соответствии с частями 1-2 статьи 3 Закона Сахалинской области № 22-ЗО «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы» гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа, имеет право избирать депутатов областной Думы.
Активным избирательным правом на выборах депутатов областной Думы также обладает гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории Сахалинской области не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, где он зарегистрирован по месту пребывания.
По сообщению Корсаковской территориальной избирательной комиссии Сахалинской области от 18 августа 2022 года указанные граждане заявлений о включении их в список избирателей по месту нахождения в Корсаковскую территориальную избирательную комиссию Сахалинской области и соответствующие участковые избирательные комиссии не подавали.
При таком положении указанные граждане, не имеющие постоянной регистрации на территории избирательного округа №11, не обладают активным избирательным правом, в связи с чем выводы избирательной комиссии о признании недействительными 11 подписей являются обоснованными.
Доводы административного истца об обратном основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Также в ходе предварительной проверки подписных листов рабочей группой было установлено, что адреса 10 избирателей (Ф.И.О.16 (1.10.2), Ф.И.О.17 (1.10.3), Ф.И.О.18 (1.10.4), Ф.И.О.19 (1.12.1), Ф.И.О.20 (2.8.2), Ф.И.О.21 (2.12.1), Ф.И.О.22 (2.12.2), Ф.И.О.23 (2.12.3), Ф.И.О.24 (2.12.4), Ф.И.О.25 (2.12.5)) не относятся к территории избирательного округа № 11, в связи с чем они обоснованно признаны недействительными, так как у избирателей отсутствует активное избирательное право на данном избирательном участке.
Согласно пункту 2 части 12 статьи 28 Закона Сахалинской области от 10 апреля 2008 года № 22-ЗО «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы» недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа регистрационного учета либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Судом установлено, что по результатам проверки избирательной комиссией сведений об избирателях, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата Кузнецова А.Т., с использованием государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» были выявлены несоответствия в сведениях о 85 избирателях, в связи с чем 26 июля 2022 года избирательной комиссией был направлен запрос в уполномоченный орган, осуществляющий регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ОВМ ОМВД России по Корсаковскому городскому округу). В запросе содержалось требование о проведении в срок до 29 июля 2022 года проверки достоверности сведений об избирателях и внесении результатов проверки в соответствующую графу таблицы сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Кузнецова А.Т. К запросу была приложена таблица, в которой содержались сведения об избирателях, в отношении которых были выявлены несоответствия.
28 июля 2022 года в ответ на указанный запрос уполномоченный орган представил в избирательную комиссию заверенную печатью и подписью исполнителя – документоведа ОВМ ОМВД России по Корсаковскому городскому округу таблицу с результатами проверки, согласно которым подтвердились данные о несоответствии действительности представленных сведений в отношении части избирателей, поставивших свои подписи в подписных листах, подлежавших проверке.
Поскольку указанная таблица содержит результаты проверки, заверенные подписью должностного лица органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что данный документ является официальной справкой органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, предусмотренную подпунктом «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Согласно итоговому протоколу 41 подпись избирателей признана недействительной в связи с несовпадением данных, указанных в подписных листах, с адресами места жительства избирателей (в числе которых 10 указанных выше лиц, не имеющих постоянной регистрации на территории избирательного округа), а 19 – в связи с несовпадением данных, указанных в подписных листах, паспортным данным избирателей (в их числе 1 указанное выше лицо, не имеющее постоянной регистрации на территории избирательного округа).
Из 49 подписей избирателей (41+19-10-1), признанных недействительными в связи с указанием в подписных листах сведений, не соответствующих действительности, суд может признать обоснованными такие выводы лишь в отношении 44 подписей, поскольку несоответствие паспортных данных избирателей Ф.И.О.26 (2.4.4) и Ф.И.О.27(2.4.5) не подтверждено справкой органа регистрационного учета; адрес места жительства избирателя Ф.И.О.28 (2.6.3), паспортные данные избирателя Ф.И.О.2 (2.16.3), серия паспорта избирателя Ф.И.О.4 (5.1.1), указанные в подписных листах, соответствует сведениям органа регистрационного учета. Остальные 44 избирателя указали в подписных листах сведения, не соответствующие действительности, что подтверждается оригиналами подписных листов и сведениями миграционного органа.
К числу избирателей, указавших в подписных листах недостоверные сведения, избирательной комиссией правомерно отнесена Ф.И.О.1, которая указала неверно отчество «Адам.», в связи с чем ее подпись признана недействительной.
Вопреки доводам административного истца, неверное написание отчества избирателя не может быть отнесено к сокращениям, не препятствующим однозначному восприятию данных, а влечет признание подписи избирателя недействительной, поскольку данная информация относится к сведениям об избирателе и должна отражаться в подписных листах в строгом соответствии с документом, удостоверяющим личность избирателя.
Вопреки доводам административного истца, избиратель Ф.И.О.03,1989 года рождения (2.7.3) неверно указал адрес места жительства, что подтверждено представленными миграционным органом сведениями. Копия паспорта иного лица – Ф.И.О.3, 1957 года рождения, об обратном не свидетельствует.
Подпись избирателя Ф.И.О.5 (3.23.1), на действительность которой указал административный истец в административном иске, недействительной не признана, что следует из ведомости проверки подписных листов № 1.
С выводами избирательной комиссии о недействительности 4 подписей избирателей Ф.И.О.29, (1.26.5), Ф.И.О.32 (2.9.2), Ф.И.О.30 (2.9.4) и Ф.И.О.31 (2.9.5) по причине несоответствия хронологии внесения избирателями подписей в подписной лист, суд не может согласиться, поскольку такое основание для признания подписей избирателей недействительными избирательным законодательством не предусмотрено.
Более того, согласно пункту 3.2.3.12 методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 09 июня 2021 года № 9/75-8, отсутствие хронологии в датах внесения подписей избирателей внутри одного подписного листа основанием для признания подписей недействительными не является.
При этом суд учитывает, что подпись избирателя Ф.И.О.32 внесена в подписной лист 13 июля 2022 года, то есть позднее даты заверения подписного листа сборщиком подписи и кандидатом (12 июля 2022 года), в связи с чем не может быть отнесена к числу действительных.
Находит суд правомерными и соответствующими положениям пункта 11 статьи 37, подпункт «3» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ выводы избирательной комиссии о недействительности всех 10 подписей избирателей в подписных листах 3 и 7 (папка 1), поскольку отсутствует полная дата заверения этих подписных листов кандидатом в депутаты (проставлен только год).
Доводы административного истца о том, что дата заверения подписного листа указана им, как сборщиком подписей, обоснованными признаны быть не могут, поскольку избирательное законодательство предусматривает возможность сбора подписей самим кандидатом, не делая при этом исключения относительно требований о заверении подписного листа двумя подписями с проставлением дат заверения как сборщиком подписи, так и кандидатом. Данное требование не может зависеть от усмотрения участников избирательного процесса, носит строго формальный характер и обязательно для исполнения всеми кандидатами.
Иное означало бы нарушение принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии правовых оснований, предусмотренных подпунктами «г.1» и «д» для отказа в регистрации кандидата.
В этой связи оспариваемое решение избирательной комиссии по существу в этой части также является верным.
Доводы административного истца о том, что он не был надлежащим образом извещен о проверке подписных листов опровергаются его пояснениями в судебном заседании о том, что он присутствовал как на случайной выборке подписных листов для проверки, так и непосредственно при проверке подписных листов, которые проходили 29 июля 2022 года; после проверки двух папок с подписными листами покинул заседание по собственной инициативе.
При изложенных обстоятельствах предусмотренных пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 76-ФЗ оснований для признания незаконным и отмене решения Корсаковской территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации Кузнецова А.Т. кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 11, не имеется.
Кроме того, суд соглашается с доводами представителя избирательной комиссии Сахалинской области о пропуске административным истцом срока обращения в суд с административным иском.
В соответствии с частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
В силу пункта 1 статьи 11.1 Федерального закона № 67-ФЗ если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
При исчислении срока по данному правилу первым днем десятидневного срока для подачи в суд заявления об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации является день принятия решения избирательной комиссии.
При этом в силу части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данный срок не подлежит восстановлению независимо от причины его пропуска.
В соответствии с частью 10 статьи 240 данного Кодекса пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата принято 02 августа 2022 года, в связи с чем последний день для его обжалования приходился на 11 августа 2022 года, тогда как административное исковое заявление подготовлено Кузнецовым А.Т. и направлено в суд посредством почтовой связи 12 августа 2022 года, что свидетельствует о пропуске установленного срока.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При изложенных обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ № 39/207 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 11; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 3 ░ 7 ░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░ 2022 ░░░░ № 01-06/87, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░.░░░░░░░░