Дело № 2а-3368/23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
с участием: истца Григорьева Д.С.,
представителя ответчиков и заинтересованного лица Тихоновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 10 июля 2023 года административное дело по административному исковому заявлению Григорьева Д.С. к федеральному казённому учреждению исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми и Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации,
установил:
Григорьев Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казённому учреждению исправительная колония № 19 Управления ФСИН России по Республике Коми (далее также – ИК) о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, в обоснование требований указав, что он отбывал уголовное наказание в ИК, где коммунальные удобства и материальное оснащение, по его мнению, соответствовали стандартам и отклонялись от действующих норм.
Определением от 13.06.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованного лица – УФСИН России по РК.
Истец, выступая в судебном заседании посредством использования систем ВКС, доводы иска поддержал.
Представитель ответчиков и заинтересованного лица с иском не согласилась.
Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил провести судебное заседание в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Григорьев Д.С. отбывал наказание в виде лишения свободы в ИК с 14.03.2020 по 20.07.2021, после чего переведён в другое исправительное учреждение. По прибытию в ИК был помещен в карантинное отделение, далее проживал в отряде № 6 (секция № 1).
В карантинном отделении истец указал на нарушение нормы площади, приходящейся на одного осужденного, отсутствие достаточного количества кроватей, наличие грибка и плесени, стол для приема пищи мал по размеру, крысы и тараканы, отсутствовало горячее водоснабжение, в санитарном узле перегородки между унитазами не были закреплены, вентиляция отсутствовала, простыни и наволочки были выданы из подменного фонда, грязные и рваные.
В отряде № 6 истец указал на нарушение нормы площади, приходящейся на одного осужденного в секции № 1, на 4 осужденных приходилась 1 тумбочка, недостаточность сантехнического оборудования, отключение холодной воды с 22 час. по 06 час., а также на отсутствие горячей воды в ИК, нет бытовых помещений, времени на помывку в бане недостаточно, столовая расположена в отдельном здании, питание плохое, помещение столовой требует ремонта, наличие крыс и тараканов. Кроме того истец пояснил, что во время отбывания наказания в ИК было нарушено его право на труд, получение образования и спорт.
Карантинное отделение имеет общую площадь 273,5 кв.м., спальное помещение 107,2 кв.м., в период содержания истца в карантинном отделении содержалось от 13 до 16 осужденных.
Отряд № 6 разделен на три жилые секции площадью 86,8 кв.м., 86,5 кв.м. и 87,6 кв.м., каждая из секций рассчитана на 43 осужденных.
В силу части 2 статьи 10 и части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Норма жилой площади в расчёте на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Исходя из имеющихся данных, норма площади на одного осужденного в секциях при максимальном их наполнении в разные периоды составляла более 2 кв.м., что соответствует установленной частью 1 статьи 99 УИК РФ норме. При этом суд обращает внимание на то, что исключений из этого норматива мебели и иного инвентаря, установленного в жилом помещении, не предусмотрено. С учетом наполняемости секций довод о нарушении площади своего подтверждения не нашел.
Вместе с тем, следует отметить, что в отряде № 6 осужденные проживают в обычных условиях отбывания наказания. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях проживают в общежитиях. Это означает, что в течение дня истцу, за исключением режимных мероприятий, дозволено перемещаться по локальному участку, также по графику, установленному учреждением он может посещать магазин, библиотеку, ходить в столовую учреждения, баню, и др. В этой связи суд приходит к выводу, что стеснений при передвижении в течение дня по территории отряда у административного истца не возникало, поскольку он достаточно просторный, а в спальным помещением отряда осужденные могут находиться только в период ночного отдыха.
Локальный участок карантинного отделения, составляет 100 кв.м., отряда № 6 –
200 кв.м. Норма площади в локальном участке на одного осужденного, законодательством не предусмотрена.
Согласно представленным фотоматериалам, в карантинном отделении имеется достаточное количество двухъярусных кроватей. Помимо прочего фотоматериалами подтверждается, что помещение карантинного отделения находится в пригодном для проживания состоянии, стекла в оконных проемах имеются, перегородки в санитарном узле имеются, закреплены статично.
В отряде № 6 секция № 1 имеется 22 двухъярусные кровати, 22 тумбочки, 44 табурета. исходя из этого количественного показателя, одна тумбочка приходится двух осужденных, что соответствует установленной норме.
Истец также выразил несогласие с тем, что в карантинном отделении ему выдали постельные принадлежности из подменного фонда.
Приказом Минюста России от 03.12.2013 N 216 (ред. от 23.04.2018) "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" установлены нормы снабжения постельными принадлежностями и мягким инвентарем больных осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых, проходящих стационарное лечение в лечебно-профилактических учреждениях и лечебных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Так приказом установлен срок эксплуатации матраца, подушки и одеяла 4 года для каждого наименования. При использовании мягкого инвентаря с синтетическим наполнителем сроки эксплуатации предметов увеличиваются на 1 год.
Выдача постельного инвентаря из подменного фонда допускается (приложение № 7 к Приказу). Данных о том, что инвентарь и постельное белье было рваным, грязным, не пригодным к использованию, материалы дела не содержат. Стирка постельных принадлежностей осуществляется в банно-прачечном комплексе, белье проходит обработку дезинфицирующими средствами и прожарку в дезинфекционной камере. Белье не прошедшее дезинфицирующую обработку осужденным не выдается. Сведения о выдаче истцу гигиенических наборов к настоящему моменту также уничтожены.
Согласно лицевому счету № Г-1119 14.03.2020 истцу было выдано: матрас 1 шт. (б/у), одеяло 1 шт. (б/у), подушка 1 шт. (б/у), простынь 2 шт. (нов.), наволочка 1 шт. (нов.). поэтому довод истца о выдаче ему простыней и наволочки из подменного фонда, своего подтверждения не нашел.
Административным истцом сделано утверждение об отсутствии горячей воды в ИК.
В силу п.п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп. Согласно
п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
В этой связи, довод об отсутствии горячей воды мог быть признан заслуживающим внимания. Однако проектирование и строительство корпусов ИК осуществлялось задолго (1970-е годы) до утверждения инструкции, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП и Своду правил от 20.10.2017№ 1454/пр. При этом, отсутствие горячей воды было компенсировано правом помывки в душе или бане учреждения, также для осуществления гигиенических процедур истец имел возможность вскипятить воду при помощи кипятильника, электрического чайника, либо электрической плитки, которыми осужденные обеспечивались в ИК. В этой связи суд отмечает, что в ИК были приняты все необходимые компенсационные меры, в связи с отсутствием горячей воды, а корпуса ИК по проекту не предполагали подведение, либо обеспечение горячим водоснабжением.
Вентиляция в отрядах и карантинном отделении естественная, однако, материалы дела и не содержат данных о том, что корпуса ИК по проекту предполагали вентиляцию с механическим побуждением (принудительную) и она не была построена, либо пришла в негодность.
Отряд № 6 рассчитанный на 129 человек, оборудован двумя санитарными узлами. В отряде установлено: 10 умывальников, 8 унитазов и 3 писсуара.
Согласно Своду правил «Исправительные учреждения и центры УИС. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр туалет должен быть оборудован одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных.
При таких обстоятельствах суд отмечает, что количество унитазов/писсуаров могло незначительно отклоняться от норматива. Однако это не является столь серьезным нарушением, которое могло являться основанием для взыскания в его пользу денежной компенсации. Доступ к санитарным узлам у истца имелся, исправным санитарным оборудованием отряды обеспечены.
Из представления прокуратуры от 04.09.2020 № 17-02-2020 следует, что имело место отключение воды в блоке ШИЗО/ПКТ, блоке СУОН, карантине и иных местах колонии с 22 до 06 часов, что приводит к антисанитарным условиям содержания осужденных. Однако данных о систематических отключениях холодной воды в отряде № 6 у суда не имеется. Отключение воды могло быть обусловлено проведением ремонтно-технических работ на системе водоснабжения. Что по своей сути не может являться основанием для взыскания в пользу истца денежной компенсации.
Площадь комнаты для приема пиши в карантинном отделении составляет 22,8 кв.м., что вполне достаточно для того что бы одновременно разместиться в ней всем осужденным, при том что максимальное количество человек в карантинном отделении не превышает 15. Комната для приема пищи в отряде № 6 составляет 25,8 кв.м., оборудован 6 столами 12 скамейками, рассчитанными на 4 человека каждая, что также достаточно для приема пищи осужденными, содержащимися в отряде, при условии, что полноценное питание организовано в столовой учреждения.
Административным истцом сделано утверждение, что питание плохое, в столовой учреждения грибок и плесень, крысы и тараканы.
Приготовление пищи спецконтингента организовано в соответствии с нормами питания постановления правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».
В ИК регулярно проводится контрольно-показательная варка пищи, о чем составляются акты. В контрольно-показательной варке участвуют пять сотрудников из числа столовой учреждения, качество блюд удовлетворительное.
Меню-раскладками подтверждается, что питание осуждённых организовано согласно нормам, в достаточном количестве и разнообразии как супов (на мясном и курином бульоне), так и вторых блюд (плов, макароны, говядина, курица, рыба, каши), каши на молоке, компот, кисель, чай.
Из представленных материалов следует, что приём пищи довольствующимися производится по распорядку дня, утверждённому начальником учреждения, в ИК организовано трехразовое питание, перерыв между приемами пищи составляет не более 7 часов. Посещение столовой организовано поотрядно. Пища готовится по утвержденным меню-раскладкам отдельно по каждой норме. Дежурный помощник присутствует при каждой закладке продуктов в котел и совместно медицинским работником проверяет качество пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам.
Согласно письму ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 11.03.2022, имеющемуся в материалах дела столовая расположена в 1-этажном здании, располагает необходимым набором помещений. Канализационная и водопроводная системы функционируют исправно. Технологическое оборудование в достаточном количестве и находится в исправном состоянии. Поточность технологического процесса соблюдается на всех этапах приготовления и реализации пищи. Во всех производственных помещениях имеется вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Качество приготовленных блюд удовлетворительное. Столовая и кухонная посуда имеется в достаточном количества и надлежащего качества. Вся документация: меню-раскладка, журнал контроля за качеством приготовленной пищи, санитарный журнал, бракеражный журнал, журнал на гнойничковые заболевания, журнал температурного режима холодильников, ведется согласно установленным формам. Уборочный инвентарь промаркирован, хранение упорядочено, использование осуществляется в соответствии с маркировкой. Обеденный зал рассчитан на 200 осадочных мест. При входе в обеденный зал установлено 8 раковин для мытья рук. Состояние обеденного зала удовлетворительное. Об этом свидетельствуют и фотоматериалы.
Осужденным в ИК предоставлено право помывки в бане учреждения не менее двух раз в неделю. Согласно письму ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 11.03.2022 помывка в бане осуществляется по графику, утвержденному начальником учреждения. Между промывками отрядов происходит дезинфекция помещения. Пропускная способность бани позволяет обеспечить помывку по графику для всего спецконтенгента. В моечном отделении 10 душевых и 1 водоразборная колонка. Имеется вытяжка с механическим побуждением.
В части предоставления права истцу помывки в бане учреждения нарушений также не установлено.
В качестве основания для взыскания в его пользу денежной компенсации истец указал, что был лишен права на работу, получение образования и занятия спортом.
Из материалов дела следует, что истец был трудоустроен на швейное производство с 10.07.2020 по 19.07.2021.
С заявлениями по вопросу обучения истец к администрации учреждения не обращался.
На локальном участке отряда № 6 в свободном доступе имеются турники, позволяющие заниматься спортом.
В этой связи суд не находит, что имело место нарушение прав истца.
Положениями статьей 17, 21, 22 Конституции Российской Федерации предусмотрено право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Согласно ст. 8 УИК РФ Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской федерации предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу частей 2, 11 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.
В настоящем случае, суд не усматривает отклонения от стандартного, неизбежного, уровня страданий, при отбывании наказания истцом в перечисленных случаях.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам на тот период времени, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на денежную компенсацию.
По указанным выше причинам, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 19 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2023 ░░░░.
11RS0005-01-2023-003752-55