УИД 25ОS0000-01-2020-000231-34
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации2 сентября 2020 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при помощнике судьи Ткаченко А.С.,
с участием представителя административного истца Ефремовой С.А. - Сливина В.А., представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Пекарского К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ефремовой Светланы Анатольевны к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованное лицо - администрация Находкинского городского округа Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Ефремова С.А. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 996 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: магазины (4.4), адрес: Приморский край, <адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она является собственником указанного земельного участка.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 июня 2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 27 мая 2019 года составляет ....
Кадастровая стоимость была установлена Актом об утверждении кадастровой стоимости №
Вместе с тем, рыночная стоимость указанного земельного участка согласно Отчёту № 93-о/2020 об оценке рыночной стоимости от 29 июня 2020 года, составленному ЗАО «Дальком-Аудит», по состоянию на 27 мая 2019 года составляет ....
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Просит пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка площадью 996 кв.м с кадастровым номером № и установить её равной рыночной стоимости в размере ....
Административный истец Ефремова С.А. в судебное заседание не явилась, извещена, в её отсутствие её интересы представляет Сливин В.А., действующий на основании доверенности.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
Заинтересованным лицом администрацией Находкинского городского округа подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, и представлены возражения на административное исковое заявление, согласно которым полагают, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 996 кв.м, адрес объекта: Приморский край, <адрес>, определённая оценщиком, значительно занижена; не согласны с представленным Отчётом об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленным ЗАО «Дальком-Аудит», полагают, что отчёт не отражает действительную рыночную стоимость земельного участка, поскольку, применяя только сравнительный подход, оценщик некорректно подобрал объекты-аналоги, различающиеся по месту расположения, не приведены сведения о наличии транспортной инфраструктуры. Просят в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель административного истца Ефремовой С.А. – Сливин В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по основаниям и доводам, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Пекарский К.К. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал, по доводам, изложенным в ранее представленном отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края утверждены постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п, которое обосновано, действует в настоящее время и ни кем не обжаловано. Дополнительно пояснил, что оспариваемая кадастровая стоимость, установленная Актом об утверждении кадастровой стоимости от 27 мая 2019 года № №, не является завышенной.
Выслушав объяснения представителя административного истца Сливина В.А, представителя административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Пекарского К.К., исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Из содержания положений статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) следует, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием её результатов, устанавливается переходный период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года. В течение указанного переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ или в соответствие с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ). При этом, решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Администрации Приморского края от 21 декабря 2017 года № 536-па «О реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлено, что на территории Приморского края проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ осуществляется с 1 января 2018 года.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 февраля 2015 года; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края в разрезе населенных пунктов; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края в разрезе кадастровых кварталов. Данное постановление опубликовано 16 декабря 2015 года и с 1 января 2016 года вступило в законную силу.
Актом об утверждении кадастровой стоимости от 27 мая 2019 года № 25-0-1-131/3001/2019-1232/1 была определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере ....
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, Ефремова С.А. указала на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности, его рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, как плательщика земельного налога, размер которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в комиссии в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) административный истец является плательщиком земельного налога и вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, так как она влияет на размер земельного налога.
В суде установлено и подтверждается материалами дела, что Ефремовой С.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 996 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: магазины (4.4), адрес: Приморский край, город Находка, проспект Мира, 1Д, о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись от 26 сентября 2019 года № №:25/010/2019-1.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю от 23 июня 2020 года № 25/ИСХ/20-263464 в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере ..., которая определена по состоянию на 27 мая 2019 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 27 мая 2019 года, установлена Актом об утверждении кадастровой стоимости от 27 мая 2019 года № №
В силу разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, пункта 4 части 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению при разрешении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Так, в обоснование заявленных требований административным истцом Ефремовой С.А. представлен в Отчёт № 93-о/2020, составленный ЗАО «Дальком-Аудит» 29 июня 2020 года, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 996 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: магазины (4.4), адрес: Приморский край, <адрес>, по состоянию на 27 мая 2019 года составляет ....
Суд, оценивая Отчёт № 93-о/2020 об оценке рыночной стоимости земельного участка от 29 июня 2020 года, составленный ЗАО «Дальком-Аудит», приходит к выводу о том, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством.
Оценка рыночной стоимости земельного участка произведена оценщиком Бахваловым Е.А., имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; указанный Отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, оценщиком составлено точное описание объекта оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемого земельного участка, в частности, его площади, разрешенном использовании; количественных и качественных характеристиках элементов, входящих в состав объекта оценки, которые имеют специфику, влияющую на результаты оценки объекта оценки; информация о текущем использовании объекта оценки, другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость. Проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. В Отчёте подробно описан процесс оценки объекта недвижимости в части применения подходов к оценке с обоснованием применения сравнительного подхода и обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов; подробно описан процесс оценки объекта недвижимости с обоснованием применения метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода и обоснован отказ от применения метода выделения и метода распределения.
Довод заинтересованного лица о том, что оценщиком оценщик некорректно подобрал объекты-аналоги, различающиеся по месту расположения, не приведены сведения о наличии транспортной инфраструктуры является несостоятельным.
Объектом - аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года № 297).
Отобранные для сравнения земельные участки расположены на территории г. Находки Приморского края.
В качестве аналогов объекта оценки оценщиком выбрано четыре земельных участка, относящихся к одному сегменту рынка, и наиболее сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам (таблица № 5.1 – л. 72 Отчёта).
Расчет рыночной стоимости земельного участка в рамках сравнительного подхода приведен в таблице № 5.2 (л. 76-78 Отчёта), из которой следует, что объекты-аналоги сопоставлялись с объектом оценки, в том числе и по таким элементам сравнения, как тип района города, транспортная доступность (расположение относительно красной линии). При расчете рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № на различия между объектом оценки и объектами-аналогами оценщиком подробно описано применение необходимых корректировок по каждому объекту-аналогу, в том числе, по местоположению (тип района города), по транспортной доступности (расположение относительно красной линии).
В Отчёте содержатся таблицы, описания расчетов, сами расчеты и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
Доказательств несоответствия Отчёта № 93-о/2020 от 29 июня 2020 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорного земельного участка административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о проведении судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка ими не заявлялось.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Ефремовой С.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 27 мая 2019 года.
При этом, датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, суд признает дату обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка - 7 июля 2020 года.
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 996 ░░.░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ (4.4), ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░): ░░░░░░░░░░ ░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ... ░░ ░░░░░░░░░ 27 ░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░7 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░