Дело № 2а-1100/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волжский 20 февраля 2024 года
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Миловановой Ю.В.,
при секретаре Фетисовой М.А.,
с участием административного истца Быстрова Э.В., представителя административного ответчика Председателя Волжской городской Думы Волгоградской области Аксенова С.Н. Аржаных Н.Г., представителя административного ответчика Волжской городской Думы Воронцовой О.Г., представителя заинтересованного лица Главы городского округа – город Волжский Воронина И.Н. Арисовой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Быстрова Э.В. к Председателю Волжской городской Думы Аксенову С.Н., Волжской городской Думе о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Быстров Э.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Председателю Волжской городской Думы Аксенову С.Н. о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение, в обоснование требований указав, что "."..г. им было подано обращение Председателю Волжской городской Думы Аксенову С.Н. о внесении на рассмотрение Волжской городской Думы вопроса об установке памятника мэру г. Волжского Волгоградской области Воронину И.Н.. Однако, указанное обращение Быстрова Э.В. не было рассмотрено по существу, так как из ответа от "."..г. следует, что для разрешения вопроса ему необходимо обратиться в комиссию по присуждению городских наград администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области. Быстров Э.В. считает указанное бездействие по не направлению поступившего обращения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенции которых входит решение поставленных в обращении вопросов, незаконным. Быстров Э.В. просит суд признать незаконным бездействие Председателя Волжской городской Думы Аксенова С.Н. выразившееся в не направлении в порядке п.3 ст.8 ФЗ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращения Быстрова Э.В. зарегистрированного в Волжской городской Думе 7 ноября 2023 года за входящим номером 04-01/145 в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, обязать Председателя Волжской городской Думы Аксенова С.Н. устранить допущенные нарушения.
Определением судьи от "."..г. к участию в деле были привлечены в качестве административного ответчика Волжская городская Дума, в качестве заинтересованного лица Глава городского округа – город Волжский Волгоградской области Воронин И.Н..
Административный истец в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика Председателя Волжской городской Думы Волгоградской области Аксенова С.Н. – Аржаных Н.Г. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представителя административного ответчика Волжской городской Думы – Воронцова О.Г. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Заинтересованное лицо Глава городского округа – город Волжский Воронин И.Н. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представителя заинтересованного лица Главы городского округа – город Волжский Воронина И.Н. – Арисова Е.М. в судебном заседании полагала административные исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован положениями Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - ФЗ № 59-ФЗ).
В силу ч.1 ст.9 ФЗ № 59-ФЗ, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с ч.1 ст.10 ФЗ № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (ч.1 ст.12 ФЗ №59-ФЗ).
В силу ст.20 Устава городского округа – город Волжский Волгоградской области граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы об увековечивании памяти выдающихся личностей и исторических событий входят в компетенцию органов местного самоуправления.
Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 15 декабря 2006 года №30/26 утверждено «Городское положение о комиссии по присуждению городских наград» от 22 декабря 2006 года № 97-ВГД.
Статьей 1.1. Городского положения о комиссии по присуждению городских наград предусмотрено, что комиссия по присуждению городских наград (далее - Комиссия) формируется Волжской городской Думой из депутатов Волжской городской Думы, представителей администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области, профсоюзных организаций и общественных объединений города с целью рассмотрения ходатайств о награждении городскими наградами и об увековечении памяти выдающихся граждан, событий и организаций в городском округе - город Волжский Волгоградской области. Состав Комиссии утверждается Волжской городской Думой ежегодно. Комиссия работает на общественных началах.
В разделе 2 Городского положения основными функциями Комиссии указаны, в том числе, рассмотрение ходатайств о награждении городскими наградами и об увековечении памяти выдающихся граждан, событий и организаций в городском округе - город Волжский Волгоградской области и представление своих предложений о возможном награждении в Волжскую городскую Думу, главе городского округа - город Волжский Волгоградской области;
рассмотрение предложений, заявлений и жалоб по вопросам присуждения городских наград и увековечения памяти выдающихся граждан, событий и организаций в городском округе – город Волжский Волгоградской области;
обеспечение подготовки проектов постановлений Волжской городской Думы, главы городского округа - город Волжский Волгоградской области в соответствии с муниципальными правовыми актами по вопросам присуждения городских наград и увековечения памяти выдающихся граждан, событий и организаций в городском округе - город Волжский Волгоградской области.
В судебном заседании установлено, что "."..г. Председателю Волжской городской Думы Аксенову С.П. поступило обращение Быстрова Э.В. о внесении на рассмотрение Волжской городской Думы Волгоградской области вопроса об установке памятника мэру г. Волжского Волгоградской области Воронину И.Н., которое было зарегистрировано за входящим номером 04-01/145.
Также в судебном заседании установлено, что "."..г. на указанное обращение Быстрова Э.В. Волжской городской Думой Волгоградской области был направлен ответ о необходимости подачи заявления в комиссию по присуждению городских наград и отдел по работе с обращениями граждан администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области для рассмотрения обозначенного им вопроса.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона N 59-ФЗ предусмотрено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном этим Законом.
Закрепляя право лица на обращение в форме электронного документа, названный Закон не содержит нормы, регулирующей порядок такого обращения.
Подача электронных обращений предусмотрена, в частности, Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (пункт 2 статьи 10 и статья 11.3), Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (пункт 4 статьи 1 и пункт 1 статьи 7), которые также, как и Закон об обращениях граждан, не устанавливают перечни способов передачи электронного документа.
Понятие электронного документа - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах, - содержится в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (пункт 11.1 статьи 2).
Согласно пункту 12.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» в органах государственной власти должно применяться специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение. Адрес электронной почты автора и электронная подпись являются дополнительной информацией.
Учитывая изложенное, поступившее "."..г. в Волжскую городскую Думу Волгоградской области электронное письмо от Быстрова Э.В. не могло быть квалифицированно как обращение, предложение либо заявление или жалоба, так как в нем отсутствует фамилия, имя, отчество, а также адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ, в связи с чем, поступившее электронное письмо не соответствовало требованиям, предъявляемым к электронному обращению, и не могло быть рассмотрено по существу либо перенаправлено в органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
При указанных обстоятельствах, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований, поскольку административным истцом не соблюдена форма обращения за разрешением интересующего вопроса.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.3 ░░.8 ░░ ░░ 02.05.2006 № 59-░░ «░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07.11.2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ 04-01/145 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░