Мотивированное решение составлено 17 июня 2024 года
Дело № 2а-658/2024
УИД 76RS0017-01-2023-003601-90
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,
при секретаре Урожаевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
13 июня 2024 года
административное дело по административному иску Тупицыной С.В. к Муниципальному казенному учреждению «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района», УГИЗО Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
ФИО обратилась в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» (далее МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района»), просила:
1. Признать незаконным Приказ Муниципального казенного
учреждения «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» от 01.11.2023 № 117 об отказе Тупицыной С.В. в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым
номером №, площадью 3090 кв. м., из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>;
2. Обязать Муниципальное казенное учреждение «Центр земельных ресурсов
Ярославского муниципального района» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Тупицыной С.В. от 19.10.2023 № 2355 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3090 кв. м., из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>
Определением суда от 22.01.2024 к участию в деле привлечены УГИЗО Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Волкова Е.А. и Елкин В.С. в качестве заинтересованных лиц (л.д. 47).
Определением суда от 22.02.2024 процессуальный статус УГИЗО Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области изменен с заинтересованного лица на административного ответчика (л.д. 51).
Административный истец Тупицына С.В. в суд не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежаще.
Представитель административного истца по доверенности Федотова О.С. в суде просила удовлетворить требования, полагала отказ в предоставлении в аренду земельного участка незаконным.
Представитель МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» по доверенности Зубрилов И.В. против удовлетворения требований истца возражал, ссылалась на законность принятого административным ответчиком решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка. Также пояснил, что регистрирующим органом земельный участок с кадастровым номером № снят с кадастрового учета, в связи с чем предмет спора отсутствует.
Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.п. 1 ч. 3 ст. 2 Закона Ярославской области от 24.04.2007 г. № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» граждане, имеющие трех и более детей, вправе приобрести бесплатно находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки для индивидуального жилищного строительства в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 3 Закона Ярославской области от 08.04.2015 г. №14-з «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» граждане, имеющие трех и более детей и принятые на учет в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка на основании части 3 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 г. № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», имеют право на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта в аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, могут приобрести в аренду без проведения торгов земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на территории любого муниципального образования Ярославской области, независимо от того, в каком муниципальном образовании Ярославской области эти граждане приняты на учет в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приобретены в аренду без проведения торгов гражданами, указанными в части 1 настоящей статьи, по их выбору для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта независимо от предполагаемой цели использования земельного участка, которая указывалась этими гражданами в заявлении о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка при принятии их на учет в качестве имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка.
Статья 39.14 Земельного кодекса РФ определяет порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пунктом 6 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом, заявления о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав, а также цель использования земельного участка.
Указанной статьей Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельного участка. Право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Тупицына С.В. является многодетной матерью (л.д. 31).
02.02.2021 г. Администрацией Ярославского муниципального района Ярославской области Тупицына С.В. была принята на учет в качестве гражданина, имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, на основании Закона Ярославской области от 27.04.2007 года № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», порядковый номер очереди в книге учета граждан, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков - № 2274 (Письмо Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 02.02.2021 г. № 418) (л.д. 31).
Тупицына С.В. обратилась в МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 26-27).
Приказом от 01.11.2021 г. № 117 МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» было отказано в предоставлении указанного земельного участка в связи с тем, что в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ извещение о предоставлении земельного участка и поступили заявления иных лиц о намерении участвовать в аукционе (л.д. 20).
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрены ст. 39.16 ЗК РФ.
Согласно п. 12 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что 03.08.2017 г. в МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» обратилась Волкова Е.А. с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В качестве основания предоставления земельного участка указаны подп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
17.08.2017 в газете «Ярославский агрокурьер» и на официальном сайте Администрации ЯМР опубликовано Извещение о предоставлении земельного участка площадью 3092 кв. м., для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 63, 65).
30.08.2017 в МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» обратился Елкин В.С. с заявлением о намерении принять участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка площадью 3092 кв. м., для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 62).
Постановлением председателя КУМИ от 01.09.2017 № 599/8 Волковой Е.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с поступлением заявления гражданина о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка (л.д. 60).
Постановлением Главы ЯМР от 01.12.2017 г. № 4092 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в д<адрес>, также постановлено осуществить государственный кадастровый учет земельного участка (л.д. 34-35).
17.04.2018 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №
Подп. 4 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ предусматривает обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка.
Таким образом, судом установлено, что на момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка у административного ответчика имелись основания для отказа в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка по указанному выше основанию (п. 12 ст. 39.16 ЗК РФ), поскольку поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка; кадастровые работы были выполнены по заявке Администрации ЯМР ЯО, а не заинтересованными в предоставлении земельного участка лицами.
Оценивая применительно к изложенному собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом отказ принят компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной процедуры, не противоречит требованиям действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Кроме того, спорный земельный участок с кадастровым номером № Управлением Росреестра по Ярославской области 07 мая 2024 года снят с кадастрового учета, то есть спорный земельный участок с 07.05.2024 перестал существовать как объект земельных отношений, гражданских прав и как предмет спора, что также является основанием для отказа административному истцу в удовлетворении требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
По ходатайству административного истца определением суда от 20.12.2023 года приняты меры по обеспечению иска в виде запрета МКУ «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» принимать решения, опубликовывать и размещать извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность или в аренду, как на торгах, так и без проведения торгов; заключать договоры аренды земельного участка с кадастровым номером № с иными лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.
В случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску. В случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда (ч. 3 ст. 89 КАС РФ).
Таким образом, с момента вступления в силу решения суда по настоящему делу меры по обеспечению иска, наложенные определением Ярославского районного суда Ярославской области от 20.12.2023 года, надлежит считать отмененными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20.12.2023 ░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░ ░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░