№ 2а-324/2023
57RS0027-01-2023-000072-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2023 года г. Орел
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Золотухина А.П.,
при помощнике судьи Исайкиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению страхового акционерного общества «ВСК» к судебному приставу-исполнителю Северного РОСП г. Орла Агафоновой Софье Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о признании незаконным бездействия,
установил:
Страховое акционерное общество «ВСК» (далее САО «ВСК») обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Северного РОСП г. Орла Агафоновой С.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области о признании незаконным бездействия, указав в обоснование заявленных требований, что общество является взыскателем по исполнительному производству № 49815/19/57004-ИП от 03.10.2019 о взыскании с Фомичевой Ю.В. денежных средств в размере 22407,42 руб. Со дня возбуждения исполнительного производства прошло длительное время, но до настоящего времени решение суда не исполнено. Административный истец полагает, что судебным приставом-исполнителем в нарушение законодательства, регулирующего исполнение судебных решений, не совершены действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а также на понуждение должника к исполнению требований исполнительного документа. Таким образом, административный истец полагает, что судебный пристав-исполнитель длительное время не исполняла требования судебного акта, не предпринимала своевременных и эффективных мер для исполнения решения суда, чем нарушила права взыскателя по исполнительному производству. По указанным основаниям, административный истец просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Северного РОСП г. Орла Агафоновой С.А. по исполнению требований исполнительного документа.
В судебное заседание представитель административного истца САО «ВСК» по доверенности Савиров С.Ю. надлежаще извещенный не явился, в административном иске содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика УФССП России по Орловской области по доверенности Панюшкина О.А., надлежаще извещенная не явилась, в предоставленном суду ходатайстве просит рассмотреть дело в ее отсутствие и отказать в удовлетворении административного иска.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Северного РОСП г. Орла Агафонова С.А., заинтересованные лица должник Фомичева Ю.В., взыскатели: ООО «УК Зеленая Роща», ПАО «Квадра – генерирующая компания» филиал ПАО «Квадра» - Орловская генерация, ООО «УК ЖРЭУ № 4», ИФНС России по г. Орлу, ООО «РСВ», МПП ВКХ «Орелводоканал», КПК «Орловский жилищный кредит», ООО «Константа», НАО «ПКБ», Отдел по обеспечению переданных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства комитета социальной политики администрации г. Орла надлежаще извещенные в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, возражений не представили, не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 360 КАС РФ предусмотрено, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Одним из принципов исполнительного производства в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", закрепляющей права и обязанности судебных приставов-исполнителей, предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.
Мерами принудительного исполнения являются: обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.В силу ч.1 ст.64 названного Федерального закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В силу ч.1 ст.36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ по общему правилу содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
В судебном заседании установлено, что в Северном РОСП г. Орла на исполнении находится исполнительное производство № 49815/19/57004-ИП, возбужденное 03.10.2019 на основании выданного мировым судьей судебного участка № 3 Северного района г. Орла исполнительного листа ВС № 076424438 о взыскании с должника Фомичевой Ю.В. в пользу САО «ВСК» задолженности в размере 23279,64 руб. Указанное исполнительное производство находится на исполнении у судебного пристава-исполнителя Агафоновой С.А.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 04.11.2019 указанное исполнительное производство объединено в сводное производство № 14458/17/57004-СД, взыскателем по которому, наряду с САО «ВСК», являются ООО «УК Зеленая Роща», ПАО «Квадра – генерирующая компания» филиал ПАО «Квадра» - Орловская генерация, ООО «УК ЖРЭУ № 4», ИФНС России по г. Орлу, ООО «РСВ», МПП ВКХ «Орелводоканал», КПК «Орловский жилищный кредит», ООО «Константа», НАО «ПКБ», Отдел по обеспечению переданных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства комитета социальной политики администрации г. Орла.
Как следует из материалов исполнительного производства в ходе исполнения требований исполнительного документа судебным приставом был совершен ряд исполнительных действий и были применены следующие меры принудительного исполнения.
С момента возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем неоднократно направлялись запросы в кредитные организации, и на основании полученных ответов в соответствующие периоды было установлено наличие счетов, открытых на имя должника в <данные изъяты>. На основании полученных ответов в отношении установленных счетов должника судебным приставом-исполнителем 09.10.2019, 16.04.2020 вынесены постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
20.01.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника Фомичевой Ю.В. в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Орловской области.
Также, неоднократно направлялись запросы в Управление Росреестра по Орловской области в целях установления наличия в собственности должника недвижимого имущества.
Постановлениями от 06.04.2020 и 04.09.2020 наложен арест на недвижимое имущество должника Фомичевой Ю.В.: земельный участок и два помещения.
Из материалов исполнительного производства так же следует, что судебным приставом-исполнителем неоднократно направлялись запросы в ФНС России в целях установления счетов должника, а также осуществления должником деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и участия в управлении юридическими лицами, а также запросы операторам связи.
Помимо этого, в целях установления наличия в собственности должника автомототранспортных средств судебным приставом-исполнителем неоднократно направлялись соответствующие запросы в ГИБДД МВД России.
28.03.2021 и 17.10.2022 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации сроком.
Кроме того, согласно представленным заявкам на кассовый расход по депозитному счету в рамках исполнительного производства № 4199/18/57004-ИП, входящего в состав сводного производства № 14458/17/57004-СД, взысканные с Фомичевой Ю.В. денежные средства в первую очередь направляются в счет погашения задолженности по уплате алиментов в пользу Отдела по обеспечению переданных государственных полномочий в сфере опеки и попечительства комитета социальной политики администрации г. Орла.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 111 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в первую очередь по требованию о взысканию алиментов. Взыскание задолженности относится к требованиям четвертой очереди.
Таким образом, из материалов исполнительного производства следует, что судебный пристав-исполнитель, вопреки доводам административного истца, при осуществлении возложенных на него задач предпринимал предусмотренные главой 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и главой III Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" действия, направленные на правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа, а именно судебным приставом были направлены запросы в соответствующие органы и организации на предмет установления движимого и недвижимого имущества должника, наличие у него денежных средств, в отношении денежных средств должника в банковских организациях были приняты соответствующие меры принудительного исполнения.
Вместе с тем, не достижение указанным должностным лицом желаемого взыскателем результата не свидетельствует о бездействии судебного пристава - исполнителя.
Кроме того, с учетом вышеприведенных разъяснений законодательства, неисполнение требований исполнительного документа в двухмесячный срок с момента возбуждения исполнительного производства не может расцениваться как незаконное бездействие судебного пристава, поскольку судом было установлено, что судебным приставом-исполнителем принимались меры по исполнению требований исполнительного документа, объем принятых мер, по мнению суда, в данном конкретном случае является достаточным, при этом, по смыслу Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела.
Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска САО «ВСК».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.