ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 03 августа 2020 г. № 3а-415/2020
г.Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В.,
при секретаре Журавлевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зямилова Р.В. об оспаривании в части нормативного правового акта,
установил:
27 марта 2020 года Правительством Вологодской области принято постановление № 286 «О введении ограничительных мероприятий на территории Вологодской области, направленных на предотвращение распространения эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19» (далее - постановление, оспариваемый акт), которое в день принятия опубликовано на официальном интернет-портале (www.pravo.gov.ru) и в газете «Красный Север» № 34 от 31 марта 2020 года.
Постановлением Правительства Вологодской области от 30 марта 2020 года № 330 в постановление Правительства от 27 марта № 286 введён пункт 3(1) следующего содержания:
обязать:
- граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
- органы власти, организации и индивидуальных предпринимателей, а также иных лиц, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования;
- граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории области, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим постановлением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим постановлением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов.
Постановлением Правительства Вологодской области от 03 апреля 2020 года № 333 пункт 3(1) постановления Правительства от 27 марта № 286 изложен в следующей редакции:
Обязать не покидать места изоляции:
- лиц, прибывших на территорию Российской Федерации, обязанных выполнять требования по изоляции в домашних условиях либо изоляции в условиях обсерватора сроком на 14 календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации;
- граждан, больных ОРВИ, у которых новая коронавирусная инфекция COVID-19 под вопросом;
- граждан при установленном факте заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19, находящихся на режиме изоляции;
- лиц, контактировавших с гражданами, перечисленными в абзацах втором - четвертом настоящего пункта.
Постановлением Правительства Вологодской области от 14 апреля 2020 года № 404 пункт 3 (1) постановления Правительства от 27 марта № 286 изложен в новой редакции:
Обязать не покидать места изоляции:
- лиц, вернувшихся в Российскую Федерацию, обязанных выполнять требования по изоляции в домашних условиях или в условиях обсерватора на срок 14 календарных дней со дня их прибытия;
- лиц, прибывших (вернувшихся) на территорию области из других субъектов Российской Федерации для постоянного (временного) проживания или пребывания, в домашних условиях или в условиях обсерватора на срок 14 календарных дней со дня их прибытия (кроме лиц, пересекающих границу области в целях обеспечения бесперебойного функционирования организаций, деятельность которых не приостановлена (не ограничена) в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления);
- граждан, больных ОРВИ, у которых новая коронавирусная инфекция COVID-19 под вопросом;
- граждан при установленном факте заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19, находящихся на режиме изоляции;
- лиц, контактировавших с гражданами, перечисленными в абзацах втором - пятом настоящего пункта.
Постановлением Правительства Вологодской области от 08 мая 2020 года № 517 внесены изменения в пункт 3 (1) постановления Правительства от 27 марта № 286 в части исключения слова «(не ограничена)».
Постановлением Правительства Вологодской области от 13 июля 2020 года № 806 «О продлении режима функционирования «Повышенная готовность» и внесении изменений в некоторые постановления Правительства области» пункт 3 (1) постановления Правительства от 27 марта № 286 признан утратившим силу.
07 июля 2020 года Зямилов Р.В. обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующим абзац 3 пункта 3 (1) постановления Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286 «О введении ограничительных мероприятий на территории Вологодской области, направленных на предотвращение распространения эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19» в части самоизоляции на 14 календарных дней для лиц, прибывших (вернувшихся) на территорию области из других субъектов Российской Федерации, как не соответствующий абзацу 9 пункта 4.3 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт нарушает его конституционные права на свободу передвижения, поскольку в случае покидания территории Вологодской области с целью прибытия на территорию другого субъекта Российской Федерации он попадёт под действие оспариваемого пункта 3 (1) постановления Правительства от 27 марта № 286.Административный истец просил суд признать недействующим абзац 3 пункта 3 (1) постановления Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286 «О введении ограничительных мероприятий на территории Вологодской области, направленных на предотвращение распространения эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19» в части самоизоляции на 14 календарных дней для лиц, прибывших (вернувшихся) на территорию области из других субъектов Российской Федерации.
Административный истец Зямилов Р.В. в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Правительства Вологодской области по доверенности Попова Е.Е. исковые требования не признала. Полагала, что производство по делу подлежит прекращению, так как оспариваемые положения постановления Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286 утратили силу. Поддержала ходатайство о прекращении производства по делу, заявленное в возражениях на административное исковое заявление.
Заслушав представителя административного ответчика, прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., полагавшей производство по административному делу подлежащим прекращению, суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства о прекращении производства по административному делу.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, следовательно, такой акт не может быть предметом судебной проверки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Вологодской области от 13 июля 2020 года № 806 «О продлении режима функционирования «Повышенная готовность» и внесении изменений в некоторые постановления Правительства области» оспариваемые административным истцом положения постановления Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286 признаны утратившими силу.
Судом предлагалось административному истцу выразить своё мнение по ходатайству административного ответчика о прекращении производства по административному делу, с указанием были ли применены к административному истцу оспариваемые положения нормативного правового акта в период их действия.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.
Доказательств того, что нормативный правовой акт в оспариваемой части был применён к административному истцу в период его действия и нарушал права, свободы и законные интересы административного истца в материалах дела не имеется и истцом не представлено.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по административному делу судами общей юрисдикции.
Административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей согласно чек-ордеру от <ДАТА>, которая подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 194, 214, 198 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3(1) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░ 2020 ░░░░ № 286 «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ COVID-19» - ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░-░░░░░░ ░░ <░░░░>.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░