Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-304/2024 от 15.01.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Туапсе                                                  Дело № 2а-304/2024

«13» февраля 2024 года

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Курбакова В.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой О.А., рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенюк АА к администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района о признании бездействия незаконным,

при участии:

от административного истца: Багдасарова Н.А. – представитель по доверенности;

от административного ответчика: не явился, извещен;

У С Т А Н О В И Л:

Семенюк А.А. обратилась в Туапсинский районный суд с административным иском к администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района (далее – администрации) со следующими требованиями:

– признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непредоставлении ответа на заявления Семенюк А.А. о предоставлении земельного участка в собственность либо аренду от 21.07.2021 года вх. № 572, от 21.07.2021 года вх. № 571, от 29.10.2021 года вх. № 866, от 02.09.2022 года вх. № 3109, от 21.11.2022 года и от 05.04.2023 года;

– обязать администрацию предоставить мотивированный ответ на указанные заявления в течении 10 рабочих дней с момента вынесения решения суда.

Административные исковые требования мотивированы незаконным бездействием администрации, выразившимся в непредставлении ответов на обращения административного истца о предоставлении в собственность либо аренду испрашиваемого земельного участка.

Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 13.09.2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано в связи с пропуском трехмесячного срока, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и отсутствием уважительным причин для его восстановления.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19.12.2023 года решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 13.09.2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение. Судебный акт мотивирован тем, что предусмотренный статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения административного истца в администрацию Джубгского городского поселения Туапсинского района о согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в суд необходимо исчислять с учетом требований статей 39.14 – 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которым срок рассмотрения заявления может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней. Суд апелляционной инстанции указал, на отсутствие доказательств, подтверждающих доводы административного истца, а также объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления, в части требований о признании незаконным бездействия административного ответчика по непредоставлению ответов на заявления от 21 июля 2021 года, 29 октября 2021 года, 02 сентября 2022 года, 21 ноября 2022 года, в установленный законом срок, в частности, тяжелая болезнь, беспомощное состояние, уход за тяжело больным членом семьи, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с иском в суд, в материалах дела не содержится и административным истцом не представлено как в суде первой, так и в суде апелляционной инстанции. Между тем, не согласился с выводами суда первой инстанции о пропуске административным истцом процессуального срока для обращения в суд с требованиями о признании незаконным бездействия административного ответчика по непредоставлению ответа на заявление от 05 апреля 2023 года. В силу приведенных положений земельного законодательства срок рассмотрения заявления административного истца от 05 апреля 2023 года мог быть продлен административным ответчиком не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления указанного заявления, а, следовательно, о предполагаемо нарушенном праве (непредоставлении ответа по результатам рассмотрения указанного заявления) Семенюк А.А. стало известно не раньше 10 мая 2023 года. При этом с настоящими административными исковыми требованиями Семенюк А.А. обратилась в суд 07 августа 2023 года, что подтверждается оттиском штемпеля на конверте почтового отправления, то есть в срок, установленный статьей 219 КАС РФ.

Дело поступило в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Представитель Семенюк А.А. в судебном заседании поддержал требования в полном объеме и просил их удовлетворить.

Администрация, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечила, отзыв на иск не представила.

Исследовав письменные доказательства, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 21.07.2021 года, 29.10.2021 года, 02.09.2022 года, 21.11.2022 года и 05.04.2023 года Семенюк А.А. обращался в администрацию с заявлением о согласовании и предоставлении земельного участка, занятого зданием, сооружением в собственность либо аренду; данные заявления были приняты администрацией, но ответы так и не поступили.

В связи с тем, что переговоры с администрацией на предмет данных заявлений и соответственно предоставления испрашиваемых земельных участков длились в течении всего этого времени, пока на кануне администрацией не предпринято действий по ликвидации имущества, находящегося на испрашиваемых участках, подача административного искового заявления откладывалась в надежде урегулирования спора внесудебным путем. Однако, на сегодняшний день не осталось надежд на урегулирование вопроса мирным путем, в связи с чем истец вынужден подать административное исковое заявление на бездействие администрации.

Указывая на бездействие администрации, выразившееся в непредставлении ответов на обращения, Семенюк А.А. обратилась с настоящим административным исковым заявлением в суд.

Положениями Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статьи 2 и 18).

Неотчуждаемость основных прав и свобод человека, принадлежность их каждому от рождения предполагают необходимость установления гарантий, одной из которых является право каждого на судебную защиту, не подлежащее ограничению (статьи 46 и 56 Конституции Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании в том числе решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Между тем, статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5). Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (часть 6). Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным Кодексом (часть 7).

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании на основании исследования фактических обстоятельств (определения от 20 декабря 2016 года № 2599-0, от 28 февраля 2017 года № 360-0, от 27 сентября 2018 года № 2489-0, от 25 июня 2019 года № 1553-0 и др.).

Определение судом момента начала течения установленного законом срока предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов (определение от 2 декабря 2013 года № 1908-О).

Под уважительными причинами должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие (определение от 18 июля 2006 года № 308-0).

При этом из разъяснений, содержащихся в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", следует, что причины пропуска срока обращения в суд, их уважительность оцениваются судом независимо от того, заявлено ли административным истцом отдельное ходатайство о восстановлении срока.

Из приведенных законоположений следует обязанность суда первой инстанции при установлении факта пропуска срока обращения в суд в порядке главы 22 КАС РФ выяснить причины пропуска такого срока.

Предметом заявленных требований является обжалование бездействие органа местного самоуправления по непредоставлению ответов на заявления административного истца о согласовании предоставления земельного участка от 21 июля 2021 года, 29 октября 2021 года, 02 сентября 2022 года, 21 ноября 2022 года и 05 апреля 2023 года.

При этом как следует из представленных в материалах дела заявлений, в качестве приложения административным истцом, в том числе, указана схема расположения испрашиваемого земельного участка, с условным номером 23:33:0101001:ЗУ1.

Вместе с тем, порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьями 39.14 – 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 7 настоящей статьи, может быть продлен не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. О продлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя (пункт 7.1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, предусмотренный статьей 219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд необходимо исчислять с учетом требований с учетом приведенных положений действующего законодательства, с момента поступления заявлений административного истца в администрацию Джубгского городского поселения Туапсинского района о согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.

Как установлено судом и подтверждено судом апелляционной инстанцией и не опровергается представленными в материалах дела сведениями, каких-либо доказательств, подтверждающих доводы административного истца, а также объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления, в части требований о признании незаконным бездействия административного ответчика по непредоставлению ответов на заявления от 21 июля 2021 года, 29 октября 2021 года, 02 сентября 2022 года, 21 ноября 2022 года, в установленный законом срок, в частности, тяжелая болезнь, беспомощное состояние, уход за тяжело больным членом семьи, иные относящиеся к личности заявителя обстоятельства, а также другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с иском в суд, в материалах дела не содержится и не представлено.

В тоже время в части заявления от 05 апреля 2023 года суд считает, с учетом указания суда апелляционной инстанции, что данный срок не пропущен, по следующим основаниям.

В силу приведенных ранее положений земельного законодательства следует, что срок рассмотрения заявления административного истца от 05 апреля 2023 года мог быть продлен административным ответчиком не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления указанного заявления, а, следовательно, о предполагаемо нарушенном праве (непредоставлении ответа по результатам рассмотрения указанного заявления) Семенюк А.А. стало известно не раньше 10 мая 2023 года.

При этом с настоящими административными исковыми требованиями Семенюк А.А. обратилась в суд 07 августа 2023 года, что подтверждается оттиском штемпеля на конверте почтового отправления на л. д. 31, то есть в срок, установленный статьей 219 КАС РФ.

В материалы дела не представлены доказательства рассмотрения заявления Семенюк А.А. о предоставлении земельного участка в собственность от 05.04.2023 года и предоставления заявителю ответа в установленные законом сроки, что свидетельствует о незаконном бездействии администрации, в связи с чем требования в данной части являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Поскольку до настоящего времени заявление не рассмотрено, на административного ответчика следует возложить обязанность рассмотреть заявление и предоставить мотивированный ответ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 05.04.2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░                    ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.02.2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-304/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Семенюк Алла Александровна
Ответчики
Администрация Джубгского городского поселения Туапсинского района
Суд
Туапсинский районный суд Краснодарского края
Судья
Курбаков Виталий Юрьевич
Дело на сайте суда
tuapse--krd.sudrf.ru
15.01.2024Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
15.01.2024Передача материалов судье
16.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2024Предварительное судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
13.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2024Дело оформлено
21.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее