Дело № 3а-38/2021 (3а- 269/2020)
55OS0000-01-2020-000285-92
Строка стат. отчета 3.121
Омский областной суд
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года г. Омск
Омский областной суд в составе
председательствующего судьи Кондратенко Е.В.
при секретаре Зварич Н.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Волковой Т. В. к Министерству имущественных отношений Омской области, Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Омской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (Управление Росреестра по Омской области), Бюджетному учреждению Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
у с т а н о в и л:
Административный истец Волкова Т.В. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора купли – продажи № <...> от 27 мая 2010 года административный истец является собственником земельного участка площадью <...> кв. м. с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: <...>, имеющего категорию: «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «Для жилищных нужд под строительство». Полагает, что установленная в отношении принадлежащего ей земельного участка кадастровая стоимость в размере <...> рубля, является завышенной. Из ответа Управления Росреестра по Омской области на ее обращение стало известно, что кадастровая стоимость земельного участка ошибочно была определена по первой группе ВРИ – земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки в размере <...> рубля 92 копейки. Просила обязать Министерство имущественных отношений исправить ошибку, допущенную при утверждении кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила требования (л.д.190). Просит установить по состоянию на 01 января 2014 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для второй группы видов разрешенного использования – «Для жилищных нужд под строительство», в размере <...> рублей 36 копеек за 1 кв. метр в период с 21 января 2015 года по 31 декабря 2020 года.
В судебном заседании административный истец Волкова Т.В. заявленные требования с учетом уточнений поддержала.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Л. в судебном заседании полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению, поскольку пропущен срок для обращения в суд. Признала факт наличия ошибки при указании группы видов разрешенного использования земельного участка оценщиком ЗАО «<...>», результаты которой были утверждены Приказом Министерства имущественных отношений Омской области № 50-п от 20 ноября 2014 года (л.д. 110-114, 185-187).
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Омской области В. А.Н. в судебном заседании полагал, что ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком по делу и просил отказать в удовлетворении требований к данному ответчику (л.д. 103-106).
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области П. А.А. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований административного истца (письменный отзыв на л.д.108-109).
Представитель Администрации г. Омска О. К.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований, указав, что в ходе проведения кадастровой оценки земель населенных пунктов Омской области в 2014 году группа видов разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу, указана неверно.
Представитель Бюджетного учреждения Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» П. Л.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований, по доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д.115-118). Подтвердила факт установления ошибки при определении группы видов разрешенного использования земельного участка административного истца, о чем учреждение уведомило Министерство имущественных отношений Омской области.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска Б. С.А. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя Инспекции (л.д.72)
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.
В соответствии со статьей 24.11 Закона об оценочной деятельности для целей названного Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в том числе: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления. Орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки, является заказчиком работ по определению кадастровой стоимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 9.1 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года № 26 министерство, являясь специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, осуществляет следующие функции: реализует полномочия по проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с федеральным законодательством (подпункт 12).
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями названного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 указанного Федерального закона (статья 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28), с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться в том числе физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 названного Постановления, а также в статье 24.18 Закона об оценочной деятельности указано, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе, требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, используемых при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении его технической и (или) кадастровой ошибки.
При рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки (пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28).
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 определено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Кроме того, как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда, приведенных в постановлении от 30.06.2015 N 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями части 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (часть 1). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 2). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (часть 5).
Налогоплательщиками земельного налога признаются, в том числе физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (статья 388 налогового кодекса РФ).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (статья 390 Налогового кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером № <...> (присвоен 17 февраля 2010 года), расположенный по адресу: <...>, категория земель – земли населенных пунктов – для жилищных нужд под строительство, площадь <...> кв. м., принадлежит на праве собственности Волковой Т.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09 февраля 2011 (л.д.42). Таким образом, Волкова Т.В. является плательщиком земельного налога. При этом из представленных суду копий налоговых уведомлений следует, что налоговая база по земельному налогу, подлежащему уплате административным истцом, рассчитана из кадастровой стоимости указанного объекта налогообложения, составляющей <...> рубля (л.д. 28-31), а согласно информации Инспекции ФНС по САО г. Омска налог уплачен исходя из указанной кадастровой стоимости (л.д.74,81).
Таким образом, учитывая, что административный истец является собственником названного земельного участка и плательщиком земельного налога, рассчитываемого исходя из кадастровой стоимости принадлежащего ей объекта недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают её права и законные интересы в сфере налогообложения.
Учитывая положения части 3 статьи 245 КАС РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, приведенные в постановлении от 30.06.2015 N 28, суд приходит к выводу о возможности восстановления Волковой Т.В. срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости. При этом суд исходит из того обстоятельства, что на момент обращения Волковой Т.В. с настоящим административным иском в суд 15 декабря 2020 года, предусмотренный законом пятилетний срок с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости (21 января 2015 года), истек, однако в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости.
Новая кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена Приказом Министерства имущественных отношений Омской области № 45 – п от 20 ноября 2020 года и по состоянию на 01 января 2021 года составила <...> рубля, исходя из вида разрешенного использования - «Земли населенных пунктов», разрешенного использования – «Для объектов жилой застройки» и удельного показателя – 1 083 рубля 35 копеек/м2, о чем 13 января 2021 года были внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости (л.д. 161 – 163, 164).
На основании изложенного, суд считает возможным восстановить срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № <...>
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № <...> был поставлен на кадастровый учет 17 февраля 2010 года, отнесен к категории земель – «Земли населенных пунктов», виду разрешенного использования – «Для жилищных нужд под строительство» (л.д. 47-53).
Кадастровая стоимость земельного участка согласно акту определения кадастровой стоимости от 17 февраля 2010 была установлена в размере <...> рублей 54 копейки, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, принятого на основании Постановления Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п и составившего 672 рубля 71 копейку, с учетом категории земель – «Земли населенных пунктов» и разрешенного использования – «Для жилищных нужд под строительство» (л.д. 159).
Судом также установлено, что в 2014 году по решению Министерства имущественных отношений Омской области была проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Омской области, исполнителем работ стало ЗАО «<...>), при этом Министерством был сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, с указанием их количественных и качественных характеристик, необходимых для проведения кадастровой оценки и содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области по состоянию на 01 января 2014 года были утверждены Приказом Министерством имущественных отношений Омской области № 50-п от 20 ноября 2014 года.
По итогам государственной кадастровой оценки, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 01 января 2014 года составила <...> копейки, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для первой группы видов разрешенного использования - «Земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки». <...> указанные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...> были внесены в ЕГРН. В настоящее время данная кадастровая стоимость является архивной.
Также из материалов дела следует, что обнаружив завышенную кадастровую стоимость земельного участка, 16 ноября 2020 Волкова Т.В. обратилась в Министерство имущественных отношений Омской области и Управление Росреестра по Омкой области, 25 ноября 2020 года – в БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» с заявлением о выявлении ошибки в расчете кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка (л.д. 17,18,22).
Из ответа Управления Росреестра по Омской области от 23 ноября 2020 года (л.д.19-20) следует, что земельный участок был оценен по 1 группе ВРИ «земельные участки, предназначенные для размещений домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки».
По итогам рассмотрения обращения БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» направило в адрес Волковой Т.В. письмо от 01 декабря 2020 года, в котором сообщалось о принятии решения о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и уведомлении о данном обстоятельстве Министерства имущественных отношений Омской области (л.д. 23). Одновременно было направлено письмо Министру имущественных отношений (л.д.24-25), из которого следует, что при установлении кадастровой стоимости земельного участка была допущена ошибка.
При государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Омской области, земельный участок, принадлежащий административному истцу, ошибочно был оценен по первой группе видов разрешенного использования, как земельный участок, предназначенный для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки, что, как следствие, повлекло установление кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере <...> рубля 92 копейки.
В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что фактическое использование земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу, соответствует виду разрешенного использования. На земельном участке, расположенном по адресу: <...>, расположен одноэтажный жилой дом площадью <...>.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19 октября 2009 года (л.д.16). В связи с чем, земельный участок, принадлежащий истцу, должен быть отнесен ко второй группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки».
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались в ходе рассмотрения дела представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Обратившись с настоящим административным иском, административный истец указала на факт нарушения ее прав в сфере налогообложения, поскольку кадастровая стоимость земельного участка в завышенном размере влечет увеличение размера уплачиваемого ею земельного налога.
При таком положении, суд считает установленным факт использования при установлении кадастровой стоимости земельного участка недостоверных сведений об объекте оценки по состоянию на 01 января 2014 года, а именно: его отнесение к не соответствующей действительности группе видов разрешенного использования, что привело к необоснованному увеличению размера земельного налога.
Согласно Приложению № 2 к приказу Министерства имущественных отношений Омской области от 20 ноября 2014 года № 50-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области» удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, установленный для второй группы разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой настройки, в том числе индивидуальной жилой застройки» в кадастровом квартале № <...>, в котором расположен земельный участок, принадлежащий административному истцу, составил составил 969 рублей 36 копеек за 1 кв.м.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца и необходимости установления по состоянию на 01 января 2014 года кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <...>, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного для второй группы видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки», в размере 969 рублей 36 копеек за 1 кв.м. в период с 21 января 2015 года по 31 декабря 2020 года.
В то же время, суд не находит оснований для возложения обязанности по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, поскольку такие сведения вносятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании настоящего решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...>
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2014 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <...> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░░, <...>, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░ 969 ░░░░░░ 36 ░░░░░░ ░░ 1 ░░.░. ░ ░░░░░░ ░ 21 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░ 2021 ░░░░.