Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5905/2023 ~ М-3154/2023 от 11.07.2023

Дело № 2а-5905/2023

УИД 24RS0056-01-2023-004610-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2023 года                                                                                г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Коваленко В.А.,

при ведении протокола секретарем Размышляевой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Панюкова Александра Владимировича к Главному управлению образования администрации г. Красноярска об оспаривании бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Панюков А.В., действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО7, 13.02.2018 года рождения, обратился в суд с административным иском к администрации г. Красноярска, Главному управлению образования администрации г. Красноярска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что Панюковым А.В. было подано заявление 2641536827 о предоставлении его сыну места в МБДОУ № 319 с указанной желаемой датой приема – 10.04.2023 года. 26.05.2023 года Главному управлению образования администрации г. Красноярска было направлено заявление с просьбой предоставить актуальную информацию о выделении места в дошкольной организации. Согласно ответу от 16.06.2023 года № П-748-гуо ФИО8.,13.02.2018 года рождения, поставлен на учет для получения места в МДОУ Свердловского района 15.04.2023. На 09.06.2023 года позиция в очереди Дмитрия в возрастной группе 5-6 лет (старший возраст) - 55. ФИО9. будет предложено место в дошкольном образовательном учреждении Свердловского района, согласно порядку, установленного Постановлением N° 304. Истец считает, что у административного ответчика возникла обязанность обеспечить ФИО10. местом в выбранном родителями дошкольном учреждении, однако мер к устройству ребенка не принято, чем нарушено конституционное право ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование.

На основании изложенного, просит возложить на Главное управление образования администрации г. Красноярска, администрацию г. Красноярска обязанность предоставить ФИО11. место в МБДОУ № 319, МБДОУ № 165, СП детский сад «Маленькая страна» МАОУ «Лицей № 9» им. А.М. Клешко.

В судебное заседание истец Панюков А.В. не явился, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель административного ответчика Главного управления образования администрации г. Красноярска Плеханова Е.В. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Представитель администрации г. Красноярска, Главного управления образования администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируются.

Как установлено положениями ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Согласно положениям ст. 9 данного Федерального закона организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Дошкольное образование является одним из уровней общего образования в Российской Федерации (ч. 4 ст. 10 указанного Федерального закона).

В соответствии со ст. 67 указанного Федерального закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч. 1).

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч. 2).

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3).

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч. 4).

Согласно ч. 1 ст. 55 указанного Федерального закона прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

На основании ч. 8 ст. 55 указанного Федерального закона порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В рамках реализации полномочий органов местного самоуправления в части организации предоставления дошкольного образования в городе Красноярске утверждено Положение о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений города Красноярска (Постановление администрации города от 22.05.2007 № 304).

Настоящее Положение регламентирует порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных групп муниципальных общеобразовательных учреждений. Согласно указанному Положению, учет и регистрацию детей для определения в дошкольные группы муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста и муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в том числе учреждения компенсирующего вида, комбинированного вида осуществляют управления образования администраций районов в городе (п. 2.6). Количество групп в учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости (п. 2.17). Ребенок, принятый в группу кратковременного пребывания, продолжает состоять на учете для определения в учреждение (п. 2.18).

Положением о комплектовании МДОУ (п. 2.1, 2.4, 2.9.1) определено, что комплектование учреждений на новый учебный год проводится ежегодно с 1 апреля по 1 сентября. Места в учреждениях предоставляются в порядке очереди. Наличие у родителей (законных представителей) права на внеочередной или первоочередной прием их детей в учреждение подтверждается соответствующими документами при постановке на учет и на момент выдачи направления. Подтверждающие документы хранятся у специалистов, осуществляющих выдачу направления. Выдача направлений на следующий учебный год осуществляется с 1 июня текущего года.

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

В судебном заседании установлено, что Панюков А.В. является отцом несовершеннолетнего ФИО12., 13.02.2018 г.р., постоянно проживает с ребенком по месту регистрации по адресу: г. Красноярск, пр. им. Газеты Красноярский рабочий, д. 172, кв. 37.

05.04.2023 года ФИО13 поставлен на учет по месту жительства (регистрации) для определения в МДОУ общеразвивающей направленности в Свердловском районе г. Красноярска. Желаемые МБОУ для зачисления: МБОУ № 319. Документы, подтверждающие льготное право на предоставление места в МДОУ, не предоставлены.

Как следует из справки от 08.08.2023 года, по итогам комплектования на 2023-2024 учебный год в порядке очереди ФИО14 14.06.2023 года предоставлено место в группе полного дня в МБДОУ № 194, однако в связи с отказом от зачисления в МБДОУ № 194, в учетной карточке ФИО15. выставлен статус «Очередник-отказ до освобождения места в приоритетном ДОУ» и внесены изменения в части приоритетных МДОУ, добавлены МДОУ № 165 и дошкольное структурное подразделение Лицей № 9.

В период комплектования в порядке очереди 27.07.2023 года ФИО16. скомплектован в МДОУ № 319 (Приказ ГУО от 28.07.2023 года № 341/п), расположенного на территории Свердловского района г. Красноярска, который является местом жительства и регистрации истца и ребенка.

Родителями ребенка принято решение о получении направления в данное дошкольное учреждение, что следует из согласия родителей от 02.08.2023 года.

08.08.2023 года выдано направление в МБДОУ № 319.

Разрешая при изложенных обстоятельствах заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

Как усматривается из материалов дела, Главным управлением образования администрации г. Красноярска ребенку административного истца предоставлено место в группе полного дня в детском дошкольном учреждении Свердловского района г. Красноярска.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административными ответчиками незаконного бездействия не допущено, право несовершеннолетнего ФИО17 на доступное и бесплатное дошкольное образование не нарушено. Более того, приоритетное для административного истца дошкольное образовательное учреждение № 319 предоставлено его ребенку, поэтому доводы административного истца о нарушении прав на момент рассмотрения иска по существу, также не подтверждены материалами дела.

Законодательство Российской Федерации в сфере образования не предусматривает обязательных требований для органов местного самоуправления определять детей дошкольного возраста только в те дошкольные учреждения, которые определены их родителями (законными представителями) в качестве приоритетных.

Из частей 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее частью 1 статьи 19, закрепляющих равенство всех перед законом и судом, следует, что конституционное право на судебную защиту предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме эффективного восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями.

Применительно же к административному судопроизводству таким федеральным законом является Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который, согласно части 1 статьи 1, регулирует порядок осуществления административного судопроизводства.

Процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. Таким образом, исходя из содержания указанной нормы, решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Данное регулирование позволяет получить эффективную судебную защиту только нарушенных прав и свобод граждан.

Из изложенного следует, что целью судебной защиты в порядке административного судопроизводства является восстановление действительно нарушенных или оспариваемых прав, а не формальная констатация факта несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного органа нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, на момент рассмотрения настоящего дела детский сад предоставлен ребенку истицы.

В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд, что административным истцом в процессе рассмотрения дела не выполнено.

Оценивая в совокупности представленные суду доказательства, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

    Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                         ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░

░░░░░                                              ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-5905/2023 ~ М-3154/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Панюков Александр Владимирович
Ответчики
Главное управление образования Администрации г.Красноярска
Суд
Центральный районный суд г. Красноярска
Судья
Коваленко Вероника Александровна
Дело на сайте суда
centr--krk.sudrf.ru
11.07.2023Регистрация административного искового заявления
12.07.2023Передача материалов судье
13.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
13.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.08.2023Предварительное судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее