Дело № 2а-348/2024 (2а-4185/2023)
43RS0003-01-2023-005226-80
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Киров 18 декабря 2023 года г. Киров 28 июля 2020 года
Первомайский районный суд г. Кирова в составе председательствующего судьи Макеевой С.Г., при секретаре Мосеевой Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-348/2024 по административному исковому заявлению администрации города Кирова к ГУФССП России по Кировской области, начальнику отделения – старшему судебному приставу СОСП по Кировской области Венгер Наталье Леонидовне об оспаривании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
администрация г. Кирова обратилась в суд с административным иском к ГУФССП России по Кировской области, начальнику отделения – старшему судебному приставу СОСП по Кировской области Венгер Н.Л. об оспаривании исполнительского сбора.
В обоснование указано, что Первомайским районным судом г. Кирова принято решение по делу {Номер} о возложении на муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации города Кирова в срок до {Дата} утвердить проект организации дорожного движения по {Адрес} в порядке, установленном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от {Дата} {Номер}. С учетом проекта организации дорожного движения по {Адрес}, утвержденного администрацией города Кирова в порядке, установленном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от {Дата} {Номер}, обязать администрацию города Кирова в срок до {Дата} организовать: обустройство тротуаров по нечетной стороне, а также от {Адрес} до {Адрес} от {Адрес} до {Адрес} по четной стороне {Адрес} в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007; обустройство пешеходных переходов от {Адрес} до {Адрес} в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007; обустройство остановки общественного транспорта по {Адрес} города Кирова посадочной площадкой, пешеходным переходом в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007.
{Дата} возбуждено исполнительное производство {Номер}.
{Дата} начальником отдела – старшим судебным приставом Венгер Н.Л. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Указанное постановление получено администрацией г. Кирова по электронной почте {Дата}, что подтверждается входящим штампом.
Просят освободить администрацию г. Кирова от взыскания исполнительского сбора или уменьшить размер исполнительского сбора до ? от установленного размера, взысканного в рамках исполнительного производства {Номер}.
В судебное заседание представитель административного истца администрации г. Кирова, административный ответчик начальник отделения – старший судебный пристав СОСП по Кировской области Венгер Н.Л., ГУФССП России по Кировской области, заинтересованное лицо прокурор г. Кирова не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Прокурор г. Кирова просит рассмотреть дело без своего участия.
Суд полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав письменные материалы настоящего дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон №229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.Таким образом, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, Первомайским районным судом г. Кирова принято решение по делу {Номер} о возложении на муниципальное образование «Город Киров» в лице администрации города Кирова в срок до {Дата} утвердить проект организации дорожного движения по {Адрес} в порядке, установленном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от {Дата} {Номер}. С учетом проекта организации дорожного движения по {Адрес}, утвержденного администрацией города Кирова в порядке, установленном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от {Дата} {Номер}, обязать администрацию города Кирова в срок до {Дата} организовать: обустройство тротуаров по нечетной стороне, а также от {Адрес} до {Адрес} от {Адрес} до {Адрес} по четной стороне {Адрес} в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007; обустройство пешеходных переходов от {Адрес} до {Адрес} города Кирова в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007; обустройство остановки общественного транспорта по {Адрес} города Кирова посадочной площадкой, пешеходным переходом в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007.
Решение вступило в законную силу, выдан исполнительный лист ФС {Номер}.
{Дата} возбуждено исполнительное производство {Номер}
{Дата} начальником отдела – старшим судебным приставом Венгер Н.Л. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установления нового срока для исполнения требований исполнительного документа в срок до {Дата}.
Постановление получено администрацией г. Кирова по электронной почте {Дата}, что подтверждается входящим штампом.
Администрация г. Кирова в обоснование своей позиции указывает, что мероприятия по исполнению судебного акта заведомо подразумевают больший срок для исполнения судебного акта, чем установленный судебным приставом. Бюджетные ассигнования на выполнение работ по ремонту тротуаров по {Адрес} включены в проект бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 года. После строительства тротуаров на данном участке будет выполнено обустройство пешеходных переходов. Проект организации дорожного движения по {Адрес} разработан, согласован с отделом ГИБДД УМВД России по г. Кирову, утвержден администрацией г. Кирова.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Из разъяснений, приведенных в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», следует, что лица (помимо субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ (предусматривающего, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности), если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований администрации г. Кирова.
Принимая во внимание, что исполнение судебных актов администрацией г. Кирова возможно только за счет бюджетных средств, с учетом ограниченности бюджетных ассигнований, положений бюджетного законодательства, принимая во внимание необходимость проведения соответствующих мероприятий для исполнения решения суда, а также действия администрации по исполнению состоявшегося судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии умышленного уклонения от совершения действий по исполнению судебного акта.
Учитывая размер исполнительского сбора, фактический объем требований, подлежащих выполнению, степень вины администрации г. Кирова в неисполнении требований судебного пристава-исполнителя, мероприятия, необходимые для исполнения решения суда, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству на ? от установленного размера, то есть определить в размере 37 500 рублей.
Оснований для освобождения администрации г. Кирова от взыскания исполнительского сбора суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 358, 363 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ {░░░░} ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ {░░░░░} ░░ {░░░░} ░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 37 500 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 26.12.2023 ░░░░.