24RS0002-01-2024-003661-81
2а-2788/2024/
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2024 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
с участием представителя административного истца Воронова Г.Е.,
при секретаре Истоминой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ачинского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и интересах неопределенного круга лиц, к владельцам сайтов https://www.posylka.de/ru/kolbasa-kremlevskaya-svino-govyazhya-lackmann-650-g-08063840.html, https://www.avito.ru/sankt-peterburg/produkty_pitaniya/sesina_2212168223 о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский транспортный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к владельцам сайтов https://www.posylka.de/ru/kolbasa-kremlevskaya-svino-govyazhya-lackmann-650-g-08063840.html, https://www.avito.ru/sankt-peterburg/produkty_pitaniya/sesina_2212168223 о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной на территории Российской Федерации, мотивируя свои требования тем, что в рамках анализа состояния законности в сфере информационных технологий и о защите информации осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети Интернет с персонального компьютера с возможностью выхода в сеть Интернет, размещенного в кабинете Ачинской транспортной прокуратуры, по результатам которого выявлены интернет–сайты https://www.posylka.de/ru/kolbasa-kremlevskaya-svino-govyazhya-lackmann-650-g-08063840.html, https://www.avito.ru/sankt-peterburg/produkty_pitaniya/sesina_2212168223, на которых размещена информация о продаже продовольствия, запрещенного к ввозу на территорию России, а именно продажа колбасы «Кремлевская» марки «Lackmann», мяса «Сесина», произведенных в Королевстве Испания, Федеративной Республике Германия. Проверка и поиск сайтов осуществлялась с использованием программы (браузера): Google Chrome, который входит в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В окне поиска ключевых слов набран текст «купить деликатесы Европы» в результате чего отобразился список адресов и ссылок (сайтов), посредством которых возможно приобрести санкционную продукцию. Вход на данные сайты является свободным, ознакомиться с содержанием указанных Интернет-ресурсов, скопировать информацию в электронном варианте, воспользоваться услугами сервиса, на получение услуг по доставке санкционной продукции может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Свободный доступ к вышеуказанной информации пропагандирует приобретение санкционной продукции. В целях недопущения нарушения прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена. Вышеуказанные Интернет - сайты предоставляют возможность приобретения запрещенных к ввозу товаров на территории Российской Федерации с незаконным перемещением через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу, в связи с чем, просит признать, информацию, размещенную в сети Интернет на страницах https://www.posylka.de/ru/kolbasa-kremlevskaya-svino-govyazhya-lackmann-650-g-08063840.html, https://www.avito.ru/sankt-peterburg/produkty_pitaniya/sesina_2212168223, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено (л.д.3-6).
В судебном заседании представитель административного истца Ачинского транспортного прокурора Воронов Г.Е., исковые требования поддержал по аналогичным основаниям, настаивал на признании информации, размещенной в сети Интернет на страницах сайтов https://www.posylka.de/ru/kolbasa-kremlevskaya-svino-govyazhya-lackmann-650-g-08063840.html, https://www.avito.ru/sankt-peterburg/produkty_pitaniya/sesina_2212168223, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Административные ответчики владельцы сайтов https://www.posylka.de/ru/kolbasa-kremlevskaya-svino-govyazhya-lackmann-650-g-08063840.html, https://www.avito.ru/sankt-peterburg/produkty_pitaniya/sesina_2212168223, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания путем размещения информации о дате, времени и месте рассмотрения дела на сайте Ачинского городского суда, в суд не явились ходатайств об отложении слушания дела не представили, отзыва либо возражений относительно предъявленных требований не представили.
Представитель заинтересованного лица Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных и массовых коммуникаций, надлежащим образом, извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, руководитель Бурдюкова Н.А. в письменных объяснениях полагала возможным удовлетворить заявленные Ачинским транспортным прокурором требования в отношении интернет-сайтов https://www.posylka.de/ru/kolbasa-kremlevskaya-svino-govyazhya-lackmann-650-g-08063840.html, https://www.avito.ru/sankt-peterburg/produkty_pitaniya/sesina_2212168223, просила о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. 20-21).
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» к специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения.
В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» реализация специальных экономических мер обязательна для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также для находящихся под юрисдикцией Российской Федерации организаций и физических лиц.
В соответствии с Указом Президента России от 18.09.2023 № 693 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» с 01.01.2024 по 31.12.2024 продлено действие специальных экономических мер, предусмотренных Указом Президента России от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и продленных Указами Президента России от 24.06.2015 № 320, от 29.06.2016 № 305, от 30.06.2017 № 293, 12.07.2018 № 420, 24.06.2019 № 293, от 21.11.2020, №730, 20.09.2021 №534, 11.10.2022 № 725, в связи с чем отдельные категории товаров, страной происхождения которых являются страны Европейского союза, запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации.
Постановлением Правительства России от 07.08.2014 №778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560, от 24.06.2015 г. № 320, от 29.06.2016 г. № 305, от 30.0,6.2017 г. № 293, от 12.06.2018 г. № 420 и от 24.06.2019 г. № 293, от 21.11.2020 г. № 730, от 20.09.2021г., от 11.10.2022 г. №725 и от 18.09.2023 г. № 693» утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются США, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн и Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, которые до 31.12.2024 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию. Согласно Перечню мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое, запрещены к ввозу из вышеперечисленных стран.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть представляет собой технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, а сайт в сети Интернет - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.
В силу ч.5 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 10 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 3 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.
Согласно п.5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства России от 27.09.2007 №612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Статьей 16.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование товарами, которые незаконно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза и в отношении которых не уплачены таможенные пошлины, налоги или не соблюдены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения, либо товарами, выпущенными, в том числе условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов и (или) ограничений, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих -идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Одним из оснований для включения в реестр указанных сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено по делу, Ачинской транспортной прокуратурой осуществлен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что подтверждается актом осмотра сайта сети Интернет от 17.06.2024г. (л.д.9).
Так на страницах сайтов https://www.posylka.de/ru/kolbasa-kremlevskaya-svino-govyazhya-lackmann-650-g-08063840.html, https://www.avito.ru/sankt-peterburg/produkty_pitaniya/sesina_2212168223 размещена информация о продаже продовольствия, запрещенного к ввозу на территорию России, а именно реализация колбасы «Кремлевская» марки «Lackmann», мяса «Сесина», произведенных в Королевстве Испания, Федеративной Республике Германия, что подтверждается скриншотами Интернет–страниц вышеуказанных сайтов (л.д.10-13).
Вход на страницы сайтов https://www.posylka.de/ru/kolbasa-kremlevskaya-svino-govyazhya-lackmann-650-g-08063840.html, https://www.avito.ru/sankt-peterburg/produkty_pitaniya/sesina_2212168223 свободный, ознакомиться с содержанием указанных Интернет-ресурсов, скопировать информацию в электронном варианте, воспользоваться услугами сервиса, на получение услуг по доставке санкционной продукции может любой Интернет-пользователь. Информация на сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
На момент рассмотрения дела страницы сайтов https://www.posylka.de/ru/kolbasa-kremlevskaya-svino-govyazhya-lackmann-650-g-08063840.html, https://www.avito.ru/sankt-peterburg/produkty_pitaniya/sesina_2212168223, не заблокированы, к ним имеется неограниченный доступ, данный адрес не включен в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (л.д.12,15).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обоснованно Ачинским транспортным прокурором требуется запрещение указанной информации, поскольку сведения, размещенные на сайтах https://www.posylka.de/ru/kolbasa-kremlevskaya-svino-govyazhya-lackmann-650-g-08063840.html, https://www.avito.ru/sankt-peterburg/produkty_pitaniya/sesina_2212168223 являются фактором, способствующим совершению уголовно наказуемых деяний и административных правонарушений.
С учетом изложенного, суд считает необходимым признать информацию, размещенную на страницах сайтов https://www.posylka.de/ru/kolbasa-kremlevskaya-svino-govyazhya-lackmann-650-g-08063840.html, https://www.avito.ru/sankt-peterburg/produkty_pitaniya/sesina_2212168223, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» решение суда является основанием для включения указанных интернет-сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░-░░░░░░ https://www.posylka.de/ru/kolbasa-kremlevskaya-svino-govyazhya-lackmann-650-g-08063840.html, https://www.avito.ru/sankt-peterburg/produkty_pitaniya/sesina_2212168223, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░