Копия дело № 2а-1407/2024г.
УИД: 16RS0050-01-2023-011626-16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2024 года г.Казань
Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И., при секретаре Куклиной Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Муниципальному казенному учреждению «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования <адрес>» (далее - Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани), главе Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани ФИО3, жилищной комиссии Вахитовского и Приволжского районов г.Казани об оспаривании отказа в постановке на учёт нуждающегося в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и обязании устранить допущенное нарушение прав.
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 (далее – административный истец) обратилась в суд с административным иском к Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани (далее – административный ответчик) в котором с учётом последующих уточнений просила признать незаконным отказ в принятии на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязать поставить на такой учёт. В обоснование требований указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она значилась зарегистрированной в квартире общей площадью 106,80 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, принадлежащей на праве общей долевой собственности её родителям ФИО7, ФИО5 данное обстоятельство послужило основанием для принятия административным ответчиком решения об отказе в постановке её на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Полагает, что данное решение является незаконным, поскольку она является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Регистрация по месту жительства у родителей на момент обращения с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий была ей жизненно необходима, в том числе для трудоустройства и потому не может учитываться при определении права состоять на данном учете. В силу статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации она могла быть выселена из квартиры родителей в любое время по их требованию после соответствующего предупреждения. Заявление для включения в состав участников программы по улучшению жилищных условий в системе социальной ипотеки подано административным истцом на семью в составе одного человека, включение администрацией района родителей в члены её семьи и учёт их личной собственности при расчёте совокупного уровня обеспеченности общей площадью на одного члена в семье считает незаконным. Статья 27 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Имея регистрацию по месту жительства родителей, административный истец фактически совместно с ними не проживала и общее хозяйство не вела. Также указывает, что последующая смена регистрации не является намеренным ухудшением жилищных условий и совершена не для постановки её на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, а связана с приобретением собственного жилья. Так, с ДД.ММ.ГГГГ административный истец является собственником комнаты № жилой площадью 17,3 кв.м., расположенной в <адрес> по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учёте по месту нахождения указанного жилого помещения. Административный истец считает, что в результате незаконного и необоснованного решения она лишена закреплённого законом права на постановку на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
Определениями суда к участию в деле привлечены: в качестве административных соответчиков – глава Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани ФИО3, жилищная комиссия Вахитовского и Приволжского районов г.Казани; в качестве заинтересованных лиц - Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани (далее - ИК МО г.Казани), первый заместитель главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани ФИО6, начальник отдела жилищной политики Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани ФИО12, заместитель начальника отдела жилищной политики Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани ФИО13, собственники квартиры по адресу: <адрес>, корпус 2, <адрес>: ФИО11, ФИО7
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержала, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани, также представляющая интересы заинтересованного лица ИК МО г.Казани, с требованиями административного истца не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.
Заинтересованное лицо ФИО7 в судебном заседании полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Иные административные ответчики, заинтересованные лица (представители) в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Из содержания статей 72, 76 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Согласно пункту 4 статьи 50 ЖК РФ учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании пункта 5 статьи 50 ЖК РФ учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 50 ЖК РФ Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в пункте 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.
Как указано в пункте 2 статьи 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
К членам семьи собственника жилого помещения согласно пункту 1 статьи 31 ЖК РФ относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (пункт 2 статьи 31 ЖК РФ).
В силу пункта 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Как установлено статьей 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как установлено статьей 3 Закона Республики Татарстан от 27.12.2004 № 69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» социальная ипотека - предоставление гражданам жилья в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства; специализированные организации - республиканские некоммерческие организации или органы, созданные или уполномоченные Президентом Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом в целях его непосредственной реализации; специализированные ипотечные организации - организации, уполномоченные Кабинетом Министров Республики Татарстан в целях развития ипотечного жилищного кредитования.
В соответствии с пунктом 3 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 190, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре и (или) локальном нормативном акте организации.
При расчете размера общей площади в объектах жилищных прав, приходящегося на одного члена семьи заявителя, учитываются все жилые помещения (доли в них), которые находятся у заявителя и членов его семьи в собственности и (или) пользовании по договору найма, а также жилое помещение, право постоянного проживания в котором им предоставил собственник такого помещения путем вселения их как членов своей семьи; при этом суммарный размер общей площади данных жилых помещений должен рассчитываться пропорционально количеству всех пользующихся этими жилыми помещениями членов семьи, включая собственника жилого помещения, независимо от факта их совместного проживания (регистрации) (пункт 3.1 вышеуказанных Правил и порядка постановки на учет нуждающихся улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан).
Согласно пункту 4 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, признаются разными семьями.
Разные семьи подлежат отдельному принятию на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, если размер общей площади, приходящийся на каждого гражданина в занимаемых по договору найма и (или) находящихся в собственности объектах жилищных прав, соответствует норме постановки на учет, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка.
Согласно пункту 5 вышеуказанных Правил и порядка постановки на учет нуждающихся улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются: подача заявителем заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; осуществление трудовой деятельности Заявителем в организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Татарстан; наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность (пункт 5.1), а также совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, определенной пунктом 3 настоящих Правил и порядка; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров жилого помещения; проживание в коммунальной квартире независимо от размеров жилого помещения при условии, что все иные жилые помещения в указанной квартире не принадлежат членам семьи на праве собственности или члены семьи не занимают такие жилые помещения по договору социального найма; необходимость сноса занимаемых помещений по градостроительным планам (пункт 5.2).
В соответствии с пунктом 7 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, для рассмотрения вопроса о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки Заявитель: подает заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам и порядку на имя руководителя органа местного самоуправления по месту жительства или на имя руководителя организации по месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки. Заявление подписывается всеми дееспособными членами семьи; заполняет анкету Заявителя с указанием всех необходимых сведений по форме согласно приложению N 2; представляет обосновывающие документы по перечню согласно приложению N 3.
Согласно пункту 10 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, заявителю отказывается в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в случаях:
получения документов и сведений, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки по основаниям, указанным в пункте 5 настоящих Правил и порядка;
отсутствия документов, подлежащих представлению Заявителем в соответствии с приложением N 3 к настоящим Правилам и порядку, или полноты их заполнения;
выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах;
подачи документов до истечения срока, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил и порядка;
наличия задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
неполной оплаты стоимости приобретенного ранее по федеральным и республиканским программам по обеспечению жильем отдельных категорий граждан жилого помещения по заключенным со специализированной организацией договорам, в том числе неполного возврата целевого денежного займа по заключенному со специализированной организацией договору в целях его оплаты.
Решения о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки либо об отказе в нем принимаются в форме распоряжения, утверждаемого руководителем органа местного самоуправления или руководителем организации, согласно приложениям N 9 и N 10 к настоящим Правилам и порядку.
Заявители, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в государственной поддержке в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в системе социальной ипотеки не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (пункт 19 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан).
Из имеющихся в деле документов следует, что с ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО2 является собственником комнаты № жилой площадью 17,3 кв.м., расположенной в <адрес> по адресу: <адрес> (л.д. 40, 41) и согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ состоит на регистрационном учёте по месту нахождения указанного жилого помещения (л.д. 20).
Из оспариваемого распоряжения следует, что ранее, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была зарегистрирована в квартире общей площадью 106,80 кв.м. по адресу: <адрес>, корпус 2, <адрес> (л.д. 14), сособственниками которой на праве общей долевой собственности (доля в праве каждого составляет по ?) согласно сведений из Единого государственного реестра недвижимости являются её родители: ФИО7 и ФИО11 (л.д. 38), которые зарегистрированы на данной жилой площади с ДД.ММ.ГГГГ постоянно (л.д. 19).
Из трудовой книжки ФИО2 и справки за подписью председателя Комитета жилищно-коммунального хозяйства ИК МО г.Казани ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в Комитете жилищно-коммунального хозяйства ИК МО г.Казани, замещая должность муниципальной службы главного специалиста отдела ценообразования и экономики (л.д. 21-26).
Административный истец ФИО2, будучи проживающей и зарегистрированной в жилом помещении, расположенной в <адрес> по адресу: <адрес>, площадью 17,3 кв.м., являясь работником бюджетной сферы, обратилась в Администрацию Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани с заявлением установленной формы о принятии с семьёй в составе одного человека на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, предоставив необходимые документы.
В соответствии с распоряжением главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №р, протоколом жилищной комиссии Вахитовского и Приволжского районов г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 отказано в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки со ссылкой на пункты 3, 10 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ N 190 (л.д. 14).
Как следует из мотивировки указанного решения, ранее, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была зарегистрирована в квартире общей площадью 106,80 кв.м. по адресу: <адрес>, корпус 2, <адрес>, всего на указанной площади было зарегистрировано три человека. Исходя из полученных сведений, совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена в семье в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был больше установленной нормы – 18 кв.м. Предусмотренный пунктом 19 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 N 190 с момента намеренного ухудшения жилищных условий срок не истёк (л.д. 14).
Административный ответчик произвёл расчёт общей площади, взяв за основу площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, корпус 2, <адрес>, где в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была зарегистрирована, но фактически не проживала.
Согласно объяснениям административного истца в ходе судебного разбирательства, она имеет самостоятельный от родителей ФИО7, Д.В. бюджет и ведёт разное с ними хозяйство, проживая на постоянной основе с 2018 года отдельно от них. В жилое помещение родителей не вселялась и никогда в нём не проживала, членом их семьи как собственников жилого помещения не являлась. Регистрация по месту жительства родителей носила формальный характер, поскольку была необходима ей для трудоустройства.
Вышеуказанные доводы подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами: пояснениями заинтересованных лиц ФИО7, Д.В., подтвердившими, что в жилое помещение по адресу: <адрес>, корпус 2, <адрес>, принадлежащее им на праве общей долевой собственности их дочь вселена не была, с 2018г. проживает отдельно от них, а также показаниями свидетеля ФИО9, допрошенного судом, согласно которых, он является соседом супругов ФИО7, Д.В. и с 2018 года дворником во дворе дома, где они проживают и ему не понаслышке известно, что дочь супругов ФИО7, Д.В. - ФИО2, сохраняя регистрацию по месту жительства родителей, с ними фактически не проживает с 2018 года.
Кроме того, изложенные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, а именно счёт-фактурами на оплату жилищно-коммунальных услуг по адресу: <адрес>, корпус 2, <адрес>, оформленными на двух проживающих человек за апрель 2018г., май 2019г., январь 2020г., январь 2021г., декабрь 2021г. и вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ решением Приволжского районного суда <адрес> Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворён иск ФИО2 к ФИО7, Д.В. о признании разными семьями. Данным судебным решением ФИО2 с одной стороны и ФИО7, ФИО11, с другой стороны признаны разными семьями.
Изложенное не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителем административного ответчика Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани, доказательств обратного суду не представлено.
В силу положений пункта 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
На основании части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Вселённые собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).
В подпункте «а» пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. … Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Согласно абзацу 6 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ» судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 05.10.2000 N 199-О, от 27.05.2010а N 741-О-О следует, что место жительства гражданина может быть установлено на основе юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Таким образом, судом установлено, что административный истец ФИО2 в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, корпус 2, <адрес>, принадлежащее её родителям в качестве члена их семьи не вселялась и данным жилым помещением не пользовалась, её постоянным местом жительства являлось съёмное жилое помещение.
При таких обстоятельствах нельзя признать правомерным суждение административных ответчиков о том, что ФИО2 являлась членом семьи собственников жилого помещения ФИО7, Д.В. исходя из того, что она приходится им дочерью и была зарегистрирована на их жилой площади.
Регистрация административного истца в жилом помещении, принадлежащем родителям сама по себе не является доказательством приобретения права пользования административным истцом данным жилым помещением. Доказательств, свидетельствующих о волеизъявлении собственников на вселение ФИО2 в качестве члена своей семьи, административными ответчиками не представлено.
При таких данных, суд приходит к выводу о том, что административные ответчики при отсутствии иных сведений неправомерно расценили регистрацию ФИО2 в спорном жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО7, ФИО15. как приобретение ФИО2 права пользования данным жильем, в связи с чем, при решении вопроса об обеспеченности жильем административного истца данное жилое помещение не подлежало учету.
При правильном расчёте уровень обеспеченности на одного члена семьи административного истца приходится менее 18 кв.м. общей площади, что менее учётной нормы, поэтому основание для отказа ФИО2 в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в связи с обеспеченностью общей площадью не основано на законе.
Кроме того, при постановке на учёт ФИО2 указан состав семьи один человек, родители ФИО7, Д.В. в качестве членов семьи ФИО2 не были указаны, что свидетельствует о незаконности оспариваемого распоряжения органа местного самоуправления, поскольку как на момент его принятия, так и на день обращения с заявлением о постановке на учёт на ФИО2 приходилось менее учётной нормы площади жилого помещения, установленной в <адрес>.
При этом смена регистрации ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ не может рассматриваться как намеренное действие по ухудшению жилищных условий, поскольку причиной такой регистрации являлось обстоятельство приобретения в собственность жилья по адресу: <адрес> фактическое проживание по указанному адресу.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Как установлено статьей 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в том числе в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации № 258-О-О от 19.04.2007 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав статьей 53 ЖК РФ», по смыслу статьи 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих её подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий имеет место тогда, когда одновременно выполняются два условия: ранее гражданин не имел право состоять и не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении; гражданин совершил такие умышленные действия, в результате которых получил право быть признанным нуждающимся в жилом помещении, то есть искусственное ухудшение жилищных условий.
В соответствии с вышеуказанными разъяснениями, изложенными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 258-О-О от 19.04.2007, административному органу при приятии решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на статью 53 ЖК РФ, необходимо установить факт того, что заявителем совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Соответственно решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными, и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
В данном случае административным органом для правильного решения вопроса о возможности признания ФИО2 нуждающейся в улучшении жилищных условий в силу положений подпункта 3 пункта 1 статьи 54 и статьи 53 ЖК РФ, в контексте нормы статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» надлежало выяснить место фактического проживания заявителя в юридический значимый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обстоятельства того, являлась ли/является ли она членом семьи своих родителей как собственников жилого помещения по адресу: <адрес>, корпус 2, <адрес> с чем связана смена регистрации заявителя, является ли смена регистрации связанной с приобретением собственного жилья.
В соответствии с положением пункта 2 статьи 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учёт должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Обращение административного истца в установленном порядке в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением, подлежащим рассмотрению с принятием соответствующего решения об удовлетворении заявления либо об отказе в удовлетворении заявления, не предполагает для органа местного самоуправления произвольного правоприменения.
Исходя из содержания положений статьи 54 ЖК РФ, пункта 10 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005 № 19, с учётом положений пунктов 61 и 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС Российской Федерации», решение административного органа об отказе в постановке семьи заявителя на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке, должны содержать как ссылки на обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 54 ЖК РФ, пунктом 10 вышеуказанных Правил, а также мотивированные основания такого отказа с изложением причин и обстоятельств отсутствия оснований для постановки семьи заявителя на учет для улучшения жилищных условий по социальной ипотеке.
Оспариваемое решение в форме распоряжения главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ №р не содержит ссылок как на нормы ЖК РФ, с обязательным указанием на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 54 ЖК РФ, так и на конкретные основания, приведённые в пункте 10 упомянутых Правил (учитывая, что таких оснований несколько и они все разные), в силу которых административному истцу отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в связи с чем суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным отказа в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки семьи ФИО2 в составе одного человека, изложенного в распоряжении главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО г.Казани ФИО3 №р от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом суд, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, требования пункта 1 части 3 статьи 227 КАС Российской Федерации, и положения пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 КАС РФ …», в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает, что для устранения допущенного нарушения прав и свобод административного истца необходимо возложить на административного ответчика обязанность повторно с учётом обстоятельств установленных настоящим решением суда рассмотреть заявление административного истца о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения требования ФИО2 о возложении на административных ответчиков обязанности поставить её на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с административным исковым заявлением об оспаривании отказа, изложенного в распоряжении главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ №р, административный истец обратилась в Приволжский районный суд г.Казани посредством электронного документооборота ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-13), то есть в срок, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░.░░░░░░ ░░░3 №░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░.░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 122 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.