Дело №2а-477/2023
Поступило в суд 25 августа 2023 года
УИД 54RS0016-01-2023-000605-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2023 года с. Довольное
Доволенский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Буяновой Н.А.,
при секретаре Симинько Г.И.,
участием:представителя административного истца - заместителя прокурора Доволенского района Новосибирской области Русина М.Н.,
представителя заинтересованного лица Юсифова К.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Доволенский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к администрации Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Доволенского района Новосибирской области проведены проверки исполнения администрацией Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области законодательства о безопасности дорожного движения, о социальной защите населения в части беспрепятственного доступа к объектам социального назначения.
Проверкой установлено, что на остановочном пункте, расположенном вблизи <адрес> в <адрес> посадочная площадка, остановочная площадка, заездной «карман» не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52766-2007.
У остановочного пункта, расположенного вблизи <адрес> в <адрес> справа отсутствуют пешеходный переход, дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, 5.16; слева отсутствуют посадочная площадка, остановочная площадка, заездной «карман», автопавильон, пешеходный переход, дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, 5.16.
У остановочного пункта, расположенного по <адрес> в <адрес> справа отсутствуют посадочная площадка, остановочная площадка,, заездной «карман», автопавильон.
Также установлено, что на вышеуказанных остановочных пунктах отсутствует информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком, путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту) и тактильный наземный указатель – средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющее инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.
Допущенные нарушения могут привести к росту количества дорожно-транспортных происшествий на территории поселения.
Просит признать незаконным бездействие администрации Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области по не обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязать администрацию Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Обязать администрацию Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области до ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с требованиями п. 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утвержденного Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст остановочные пункты, расположенные вблизи <адрес> в <адрес> в <адрес> в <адрес>.
Обязать администрацию Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области до ДД.ММ.ГГГГ на остановочных пунктах, расположенные вблизи <адрес> в с. Ильинка Доволенского района Новосибирской области, д. 33 по ул. Ленина в с. Ильинка Доволенского района Новосибирской области, ул. Баганская в п. Дружный Доволенского района Новосибирской области установить тактильную информацию и тактильный наземный указатель.
В судебном заседании представитель административного истца Русин М.Н. поддержал административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – глава администрации Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в телефонограмме просил рассмотреть дело без его участия, с требованиями административного истца согласен.
Представитель заинтересованного лица – ОГИБДД МО МВД России «Краснозерский» Юсифов К.Б. в судебном заседании пояснил, что совместно с прокуратурой Доволенского района Новосибирской области проводилась проверка остановочных пунктов в с. Ильинка Доволенского района Новосибирской области, были выявлены нарушения ГОСТа Р 52766-2007, которые до настоящего времени не устранены.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, представителя заинтересованного лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст. 3, п. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу пунктов 1, 5, 6, 12 статьи 3 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся, в том числе остановочные пункты, пешеходные дорожки; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании п. 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (п. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ).
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливаются ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007), которым помимо прочего предусмотрено, что остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (остановочные пункты) для организации ожидания, высадки и посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования, в населенных пунктах.
Пункт 5.3.3 ГОСТ Р 52766-2007 предусматривает требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов и на улицах. По п. 5.3.3.1 остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:
- остановочная площадка;
- посадочная площадка;
- заездной «карман» на дорогах;
- боковая разделительная полоса;
- тротуары и/или пешеходные дорожки; автопавильон или навес по 5.ДД.ММ.ГГГГ;
- пешеходный переход;
- скамья;
- урна для мусора;
- технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);
- освещение (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). Остановочный пункт на улицах размещают в заездном «кармане» по 5.3.3.2 и 5.3.3.3.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела административным истцом выявлены нарушения, которые выразились в следующем.
На остановочном пункте, расположенном вблизи <адрес> в <адрес> посадочная площадка, остановочная площадка, заездной «карман» не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52766-2007.
У остановочного пункта, расположенного вблизи <адрес> в <адрес> справа отсутствуют пешеходный переход, дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, 5.16; слева отсутствуют посадочная площадка, остановочная площадка, заездной «карман», автопавильон, пешеходный переход, дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2, 5.16.
У остановочного пункта, расположенного по <адрес> в <адрес> справа отсутствуют посадочная площадка, остановочная площадка, заездной «карман», автопавильон.
Также установлено, что на вышеуказанных остановочных пунктах отсутствует информация, которая предназначена для тактильного восприятия и может быть воспринята (опознана) человеком, путем прикосновения к источнику этой информации (тактильному объекту) и тактильный наземный указатель – средство отображения информации, представляющее собой полосу из различных материалов определенного цвета и рисунка рифления, позволяющее инвалидам по зрению распознавать типы дорожного покрытия путем осязания стопами ног, тростью или используя остаточное зрение.
Согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
В тоже время административным ответчиком в лице главы администрации Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области не оспаривалась несоответствие стандартам и необходимость приведения остановочных пунктов установленным требованиям.
Таким образом, установлено наличие бездействия администрации Ильинского сельсовета Доволенского района Новосибирской области.
Доказательств наличия фактически активных действий, мер, направленных на обустройство остановочных пунктов, административным ответчиком не представлено.
Отсутствие в бюджете поселения на определенный год соответствующих средств, отсутствие утвержденного бюджета не освобождает органы местного самоуправления от выполнения предусмотренных законом полномочий.
Указанное бездействие нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам населенного пункта.
В связи с чем у суда имеются основания, предусмотренные частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения требований прокурора.
На основании ст. 227 КАС РФ, принимая решение о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов и срок устранения нарушений.
В силу ст. 180, 187, 227 КАС РФ суд указывает срок исполнения решения суда в соответствии с характером заявленных требований, обязанностей, которые ответчик должен выполнить, полагая достаточным для исполнения решения суда срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для взыскания по административному делу государственной пошлины не имеется, поскольку стороны в силу ст. 333.36 НК РФ освобождены от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 5.3.3.1 ░░░░ ░ 52766-2007 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №-░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ <░░░░░> ░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. 33 ░░ ░░. ░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.