Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1335/2024 ~ М-874/2024 от 07.05.2024

Дело № 2а-1335/2024

УИД 37RS0007-01-2024-001912-82

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 июля 2024 годаг.Кинешма Ивановской области

Кинешемский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Шустиной Е.В.,

при помощнике судьи Кочеминой М.Л.,

с участием административного истца Сивохина Л.Н., представителя административных ответчиков ФКУЗ-37 ФСИН России по Ивановской области, ФСИН России Чибисковой А.Н., представителя заинтересованного лица ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области Зборовской О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области административное дело №2а-1335/2024 по административному исковому заявлению Сивохина Леонида Николаевича к заместителю начальника ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России по Ивановской области Брызгаловой Татьяне Николаевне, ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России по Ивановской области, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Сивохин Л.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к заместителю начальника ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России по Ивановской области Брызгаловой Т.Н., ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России по Ивановской области, в котором просит взыскать с ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России по Ивановской области моральный вред в размере 50000 рублей за ненадлежащее оказание медицинской помощи, в порядке восстановления нарушенного права назначить обследование сердца и других заболеваний, на основе полученных анализов назначить независимую экспертизу МСЭ в другом регионе России.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, в качестве заинтересованного лица – ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области.

Заявленные требования обоснованы следующим обстоятельствами.

17 июля 2023 года Т.Н.Брызгалова – врио начальника ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России по Ивановской области отказала в удовлетворении жалобы на отказ в госпитализации в филиал «Больницу» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России по Ивановской области. Она, как начальник ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России по Ивановской области, обязана разобраться с подчиненным ей персоналом и дать законный обоснованный ответ.

Сивохин Л.Н. является инвалидом детства по сердцу, его родители отказались от инвалидности. В настоящее время он хочет пройти все необходимые обследования для установления инвалидности по заболеванию сердца и определенного медицинского внимания. Наблюдение состояния здоровья требует определенных познаний, фактически медицинская помощь оказывается фельдшерами и терапевтами, не имеющими специального образования, только на основании визуального обследования (осмотра). Оказываемая медицинская помощь может привести к летальному исходу, чего можно избежать. Необходимую медицинскую помощь ему могут оказать только в областной больнице.

На момент ответа, Т.Н.Брызгалова, не имея на руках никаких свежих анализов, установила, что нет необходимости в госпитализации. Из выписного эпикриза от 17.05.2021 следует, что ему необходим контроль ЭХО КГ 1 раз в год, контроль АД, консультация кардиолога.

17 июля 2023 года по законному обращению административного истца справедливого ответа на получил, в связи с чем нарушены его права, предусмотренные ст.ст. 2,33,39 и 41 Конституции Российской Федерации.

Административный ответчик - заместитель начальника ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России по Ивановской области Брызгалова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, представила письменный отзыв на заявленные требования, из содержания которого следует, что 22.06.2023 в ФКУЗ МСЧ-37 поступило обращение от осужденного Сивохина Л. Н., касающееся вопроса отказа в госпитализации на стационарное обследование и лечение в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-37 и проведение консультации кардиолога в условиях ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница» (далее - ОБУЗ ИвОКБ).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в целях объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения, были запрошены необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в филиалах ФКУЗ МСЧ-37, где оказывалась медицинская помощь Сивохину Л.Н. Ответственным лицом проведен внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности по вопросам, поставленным Сивохиным Л.Н. в обращении. Так, в рамках проверки установлено, что Сивохин Л. Н. наблюдается в ФКУ ИК-4 У ФСИН России по Ивановской области (далее - ФКУ ИК-4) в филиале «Медицинская часть №3» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России (далее - МЧ-3) с 08.09.2020 по настоящее время. Прибыл из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области.

К медицинской карте пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (далее - медицинская карта) Сивохина Л.Н., приобщены справки ОБУЗ ИвОКБ, полученные в ответ на запросы, где указано, что Сивохин Л.Н., 1988 года рождения, в период с 01.01.1999 по 15.12.2019 и с 01.01.2005 по настоящее время лечение в круглосуточном и дневном стационарах не проходил, в период с 01.01.2002 по 15.12.2019 в консультативно-диагностическую поликлинику не обращался, что опровергает ежегодное стационарное обследование в условиях ОБУЗ ИвОКБ вне мест лишения свободы, наличие сведений об отказе пациента от группы инвалидности. Так же имеется справка из ОБУЗ «Городская клиническая больница №7» об отсутствии случаев стационарного лечения и обращения Сивохина Л. Н. в травматологический пункт.

За период наблюдения в МЧ-3 Сивохин Л.Н. обращался с разноплановыми жалобами на состояние здоровья. В 2020-2021гг. обращался в МЧ-3 с жалобами на головокружение, периодическую головную боль, головокружение, боли в спине, усиливающиеся при движении, общую слабость, боль в шее, периодическую тошноту, боли в животе, изжогу, насморк, заложенность носа, беспокойство, плохой сон. При каждом обращении осматривался, назначалось необходимое обследование и лечение. Данные осмотров, диагнозы проведенное обследование и лечение внесены в медицинскую карту Сивохина Л. Н.

С 09.03.2021 по 17.05.2021 Сивохин Л. Н. находился на обследовании и лечении в терапевтическом отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-37 (далее - Больница) с диагнозом: <данные изъяты>. Выписан в удовлетворительном состоянии с рекомендациями по дальнейшей тактике ведения.

В выписном эпикризе указано, что в соответствии с решением врачебной комиссии от 17.05.2021 оснований для направления на медико-социальную экспертизу нет.

При этом в медицинской карте Сивохина Л.Н. имеется справка от 28.06.2021 № 6.12.37/2021 о результатах медико-социальной экспертизы, где указано экспертное решение: инвалидом не признан. Таким образом, довод Сивохина Л.Н. в исковом обращении, о том, что он является инвалидом, не состоятелен.

Рекомендации по контролю ЭКГ, ЭХО-КГ, выданные врачом-кардиологом 13.05.2021, выполнены при повторной госпитализации в терапевтическое отделение Больницы в период с 19.04.2022 по 12.05.2022 с диагнозом: <данные изъяты>.

Данные рекомендации также выполнены. Контроль артериального давления выполнен при амбулаторных посещениях по поводу заболеваний и при диспансерных осмотрах, ЭХО-КГ выполнено 05.06.2023 в амбулаторном порядке. Инструментальные методы обследования носят объективный характер и позволяют в совокупности с данными клинических осмотров судить о динамике заболевания. В соответствии с заключением ЭХО-КГ можно сделать вывод об отсутствии прогрессирования заболевания сердца у Сивохина Л.Н.

28.04.2023 повторно из МЧ-3 направлен запрос на плановую госпитализацию в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России (исх. №). Анализируя содержание выписки из медицинской карты Сивохина Л.Н., приобщенной к запросу, можно прийти к выводу, что состояние пациента за наблюдаемый период стабильно, но осужденный Сивохин Л.Н. настаивает на проведении стационарного обследования.

ДД.ММ.ГГГГ получен обоснованный отказ в госпитализации (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Рекомендовано выполнить МРТ головного мозга амбулаторно при наличии показаний.

По результатам проверки доводов, изложенных в обращении Сивохина Л.Н., подготовлено медицинское заключение, сделаны следующие выводы:

1. Оказание медицинской помощи Сивохину Л.Н. в МЧ-3, Больнице осуществляется в соответствии с имеющейся лицензией на медицинскую деятельность, штатным расписанием, нормативными документами, регламентирующими порядок оказания медицинской помощи спецконтингенту, медицинскими показаниями и установленными диагнозами.

2. По всем обращениям с жалобами на состояние здоровья Сивохин Л.Н. осматривается медицинскими работниками МЧ-3, врачами-специалистами ФКУЗ МСЧ-37, назначается обследование, проводится лечение.

3. Медицинские работники, участвующие в организации оказания медицинской помощи Сивохину Л.Н., имеют специальное медицинское образование, соответствующее требованиям, предъявляемым к квалификации медицинских работников, и действующие сертификаты специалиста; регулярно проходят обучение на сертификационных циклах и циклах повышения квалификации и осуществляют организацию медицинского обеспечения в рамках действующей лицензии на медицинскую деятельность.

4. В период с 09.03.2021 по 17.05.2021 и с 19.04.2022 по 12.05.2022 Сивохин Л.Н. находился на стационарном обследовании и лечении в терапевтическом отделении Больницы. В 2021 году был консультирован врачом-кардиологом ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница», установлен диагноз, рекомендован контроль ЭКГ, Эхо-КГ через 1 год, рекомендаций о повторной консультации кардиолога не давалось. В 2022 году в Больнице было проведено обследование, в том числе рекомендованные ЭКГ и Эхо-КГ, а также УЗИ внутренних органов - каких-либо значимых изменений не выявлено. Показаний для проведения консультации врача-кардиолога нет.

5. По результатам обследования на иммунный статус сохраняются удовлетворительные показатели.

На основании приказа УФСИН России по Ивановской области от 07.07.2024 №214-к Брызгалова Т.Н. исполняла обязанности начальника медико-санитарной части - врача ФКУЗ МСЧ-37 с 10.07.2024. Таким образом, 17.07.2023 ею был подписан обоснованный законный ответ на обращение Сивохина Л.Н., который направлен заявителю в установленный законом срок.

В условиях МЧ-3 возможно проведение диспансерного наблюдения по заболеванию сердца с проведением инструментального и лабораторного обследования.

13.09.2023 Сивохин Л.Н. в МЧ-3 был представлен на консультацию врача- терапевта Больницы (при плановом выезде), по результатам которой даны рекомендации по наблюдению за пациентом. Показаний для направления на стационарное обследование (лечение), на медико-социальную экспертизу не вынесено.

Административный истец Сивохин Л.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал. В ходе рассмотрения дела Сивохин Л.Н. настаивал на том, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области (далее по тексту - ФКУ ИК-4) ему ненадлежащим образом оказывается медицинская помощь при наличии у него заболеваний сердца, не проводятся необходимые обследования. У него есть рекомендации врача-кардиолога, которыми ему показано ежегодно проходить обследование, в том числе, делать Эхо-КГ. 17 июля 2023 года он получил ответ, которым ему отказали в госпитализации, считает данный ответ незаконным, нарушающим его права. Моральный вред просит взыскать с ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России по Ивановской области за то, что его сотрудники принимают неправомерные решения, которые причиняют вред его здоровью.

Представитель административных ответчиков ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России, ФСИН России Чибискова А.Е., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, указанным в письменных возражениях. Дополнительно суду пояснила, что 22 июня 2023 года Сивохин Л.Н. обратился к начальнику ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России по Ивановской области с жалобой на отказ в госпитализации в больницу. На заявление был дан ответ в соответствии с действующим законодательством и в установленные сроки. На тот момент состояние его здоровья не свидетельствовало о том, что имеются показания для госпитализации. Согласно листов назначения, Сивохин Л.Н. получает всю необходимую медицинскую помощь. Из представленных медицинских документов следует, что медицинская помощь Сивохину Л.Н. оказывается в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи по имеющимся у него заболеваниям, все исследования и осмотры проводились своевременно, отказа в оказании медицинской помощи не было. Все результаты осмотров, диагнозы, назначенное лечение занесены в медицинскую карту Сивохина Л.Н. Само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи.

Представитель заинтересованного лица ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области Зборовская О.Ю., действующая на основании доверенности, также возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, в том числе приведенным в письменных возражениях, из содержания которых следует, что в настоящее время действует Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы утвержденный приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 (далее - Порядок).

В соответствии с положениями УИК РФ, закрепляющими право осужденных на медицинскую помощь, а также Порядка, медицинская помощь осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4, оказывается сотрудниками филиала «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России, имеющими необходимое медицинское образование. ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России осуществляет оказание медицинской помощи на основании лицензии на медицинскую деятельности. При необходимости оказания специализированной медицинской помощи, проведения сложных инструментальных методов лечения и обследования осужденные из Учреждения в плановом и экстренном порядке направляются в лечебные учреждения здравоохранения ФСИН России либо учреждения здравоохранения Российской Федерации.

Осужденный Сивохин Л.Н. наблюдается в филиале «Медицинская часть № 3» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России. За время нахождения в ФКУ ИК-4 он был дважды этапирован в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России (г. Кохма): с 09.03.2021 по 17.05.2021; с 19.04.2022 по 12.05.2022.

Таким образом, права осужденного Сивохина Л.Н. на охрану здоровья и получение медицинской помощи соблюдаются.

Выслушав административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).

В силу частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41).

В соответствии с положениями ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УИК РФ) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (ч. 1). При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2).

В силу ст. 101 УИК РФ в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.

Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти (ч. 5 ст. 101 УИК РФ).

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) регулируя отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, определяет, в том числе, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав.

Охрана здоровья граждан определена как система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В соответствии с ч.ч. 1, 7 ст. 26 указанного Федерального закона лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

Пунктом 4 ст. 13 этого же закона установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В силу п. 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 (далее по тексту - Порядок), оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Пунктом 33 Порядка установлено, что медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи.

В соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295 в исправительных учреждениях осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности (пункт 124).

При невозможности оказания медицинской помощи в ИУ осужденные имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций (пункт 125).

Осужденные могут получать дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оплачиваемую за счет собственных средств. Такие медицинские услуги предоставляются специалистами медицинских организаций государственной или муниципальной систем здравоохранения в условиях лечебно-профилактических учреждений (пункт 129 Правил).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 8 части 1 статьи 7, статьи 9, 14 Федерального закона от 26.04.2023 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», пункты 2, 9 статьи 17, статьи 19, 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», части 3, 6, 6.1 статьи 12, статьи 13, 101 УИК РФ, часть 2 статьи 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подпункт 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24.06.199 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);

В п. 17 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. 4, ч.ч. 2, 4 и 7 ст. 26, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида (ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ч. 7 ст. 101 УИК РФ).

При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (ст. 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 84 КАС РФ).

На территории Ивановской области в соответствии с Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 года № 285 осуществляется непосредственно самостоятельным юридическим лицом ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России.

Судом установлено, что Сивохин Леонид Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден Советским районным судом г. Иваново по ст. 162 ч. 2, ст. 131 ч. 1, ст. 69 ч. 3 Уголовного кодекса Российской Федерации. Срок: 7 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Начало срока: 28.07.2020, конец срока: 08.04.2026. Отбывает уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-4 с 08.09.2020. Сивохин Л.Н. наблюдается в ФКУ ИК-4 У ФСИН России по Ивановской области в филиале «Медицинская часть №3» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России с 08.09.2020 по настоящее время. Прибыл из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ивановской области.

В апреле 2023 года Сивохин Л.Н. обратился к начальнику медико-санитарной части ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области Хохловой С.А. с просьбой направить его на обследование в терапевтическое отделение филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России.

28 апреля 2023 года направлен запрос на плановую госпитализацию Сивохина Л.Н. в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России (исх. №38/ТО/38/1-2612).

05 мая 2023 года получен отказ в госпитализации (исх. №38/ТО/78/9-89 от 05.05.2023), указано, что госпитализация в настоящее время нецелесообразна, т.к. согласно представленной выписке из амбулаторной карты отсутствуют показания для стационарного лечения и обследования Рекомендовано при наличии показаний выполнить МРТ головного мозга амбулаторно.

22 июня 2023 года Сивохин Л. Н. обратился в ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России с жалобой по поводу отказа в госпитализации на стационарное обследование и лечение в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-37 и проведение консультации кардиолога в условиях ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница» (далее - ОБУЗ ИвОКБ).

На основании приказа УФСИН России по Ивановской области от 07.07.2024 №214-к Брызгалова Т.Н. исполняла обязанности начальника медико-санитарной части - врача ФКУЗ МСЧ-37 с 10.07.2024.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ) установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1); запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (пункт 2); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона (пункт 4); уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункт 5).

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

17 июля 2023 года Врио начальника – врач подполковник внутренней службы Т.Н. Брызгалова на обращение от 22 июня 2023 года дала Сивохину Л.Н. ответ следующего содержания: «ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России проведена проверка по вашей жалобе по вопросу направления на обследование в ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница».

Оказание вам медицинской помощи в филиале «Медицинская часть №3» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России (далее - МЧ-3) и филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России (далее - Больница) организовано в соответствии с имеющейся лицензией на медицинскую деятельность, штатным расписанием, нормативными документами, регламентирующими порядок оказания медицинской помощи осужденным, медицинскими показаниями и установленным диагнозом.

Все медицинские работники, участвующие в организации оказания вам медицинской помощи, имеют специальное медицинское образование, соответствующее требованиям, предъявляемым к квалификации медицинских работников, и действующие сертификаты специалиста; регулярно проходят обучение на сертификационных циклах повышения квалификации и осуществляют организацию медицинского обеспечения в рамках действующей лицензии на медицинскую деятельность.

В период с 09.03.2021 по 17.05.2021 и с 19.04.2022 по 12.05.2022 вы находились на стационарном обследовании и лечении в терапевтическом отделении Больницы. В 2021 году были консультированы врачом-кардиологом ОБУЗ «Ивановская областная клиническая больница», установлен диагноз, рекомендован контроль ЭКГ, Эхо-КГ через 1 год, рекомендаций о повторной консультации кардиолога не давалось. В 2022 году в Больнице было проведено обследование, в том числе рекомендованные ЭКГ Эхо-КГ, а также УЗИ внутренних органов - каких-либо значимых изменений не выявлено. Показаний для проведения консультации врача-кардиолога нет. По результатам обследования на иммунный статус сохраняются удовлетворительные показатели.

По итогам рассмотрения документов на госпитализацию в 2023 году принято обоснованное решение о продолжении лечения и обследования в амбулаторном порядке при наличии показаний. В настоящее время состояние вашего здоровья удовлетворительное, лечение получаете».

Данный ответ административный истец Сивохин Л.Н. считает незаконным, полагает, что плановая госпитализация для проведения необходимых исследований ему по состоянию здоровья показана ежегодно. Отказ в госпитализации нарушает его право на получение квалифицированной медицинской помощи, в результате ему причинен моральный вред, поскольку он испытывал тяжкие нравственные и глубокие физические и психические страдания.

Судом установлено, что с 09.03.2021 по 17.05.2021 Сивохин Л. Н. находился на обследовании и лечении в терапевтическом отделении филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-37 с диагнозом: <данные изъяты> бедра, состояние после МОС от 2009 года. Легкая умственная отсталость. Обследован в полном объеме, в том числе консультирован кардиологом ОБУЗ ИвОКБ 13.05.2021: диагноз: Гипертоническая болезнь 1 ст. ВПС: Двустворчатый аортальный клапан. HAK 1 ст. Риск 3. НО. Рекомендовано: ограничить потребление поваренной соли до 5 гр/сутки, контроль АД. т.Рамиприл 2,5 мг утром. Контроль электрокардиограммы (далее - ЭКГ), эхокардиограммы (далее - ЭХО-КГ) через 1 год. Выписан в удовлетворительном состоянии с рекомендациями по дальнейшей тактике ведения. В выписном эпикризе указано, что в соответствии с решением врачебной комиссии от 17.05.2021 оснований для направления на медико-социальную экспертизу нет.

Рекомендации по контролю ЭКГ, ЭХО-КГ, выданные врачом-кардиологом 13.05.2021, выполнены при повторной госпитализации в терапевтическое отделение Больницы в период с 19.04.2022 по 12.05.2022 с диагнозом: <данные изъяты>.

Данные рекомендации также выполнены. Контроль артериального давления выполнен при амбулаторных посещениях по поводу заболеваний и при диспансерных осмотрах, ЭХО-КГ выполнено 05.06.2023 в амбулаторном порядке.

Согласно выписке из амбулаторной карты Сивохин Л. Н. наблюдается в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области в филиале «Медицинская часть №3» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России с 08.09.2020 по настоящее время. При поступлении осмотрен медицинскими работниками. На основании осмотра, данных амбулаторной карты и анамнеза выставлен диагноз: <данные изъяты>.

За период наблюдения в филиале «Медицинская часть №3» ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России Сивохин Л.Н. обращался с разноплановыми жалобами на состояние здоровья, в том числе, на головокружение, периодическую головную боль, головокружение, боли в спине, усиливающиеся при движении, общую слабость, боль в шее, периодическую тошноту, боли в животе, изжогу, насморк, заложенность носа, беспокойство, плохой сон и т.д. При каждом обращении осматривался, назначалось необходимое обследование и лечение. Данные осмотров, диагнозы, проведенное обследование и лечение внесены в медицинскую карту Сивохина Л. Н.

В силу положений статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условием содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

В соответствии с предписанием части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении такого административного иска, который может содержать также требование об оспаривании действий (бездействия), связанных с условиями содержания под стражей или в местах лишения свободы, суд устанавливает, имело ли место нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия. Решение суда по указанной категории административных дел должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 227 поименованного Кодекса, а также дополнительно содержать в мотивировочной части сведения об условиях содержания в исправительном учреждении, о характере и продолжительности нарушения, об обстоятельствах, при которых нарушение допущено, и о его последствиях; обоснование размера компенсации и мотивы, по которым присуждается компенсация или по которым отказано в ее присуждении (пункт 1 части 7 названной выше статьи).

С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в период отбывания наказания в ФКУ ИК-4 при обращении Сивохина Л.Н. в медицинскую часть, к медицинскому персоналу с жалобами на состояние здоровья, проводились необходимые осмотры, исследования, в том числе УЗИ, Эхо-КГ. Данных о том, что административному истцу по состоянию здоровья показаны ежегодное наблюдение и лечение в условиях стационара, материалы дела не содержат, административным истцом не представлено.

Его обращение от 22.06.2023 рассмотрено руководителем ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России по Ивановской области в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Заявителю в установленном законом порядке и сроки дан мотивированный ответ по существу поставленных вопросов. При этом оснований для истребования дополнительных сведений, документов, проведения дополнительных исследований не имелось.

Вместе с тем административный истец не лишен права обращения в установленном порядке в медицинскую организацию по месту отбывания наказания по вопросу оформления направления на МСЭ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для присуждения компенсации за нарушение установленного порядка отбывания наказания.

Определением от 29 мая 2024 года административному истцу на основании его заявления предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения решения суда по данному делу. Определение обжаловано не было, вступило в законную силу.

В силу ч. 2 ст. 114, ст. 103 КАС РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.

Поскольку Сивохину Л.Н. в удовлетворении административного иска отказано, с него подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета городского округа Кинешма в размере 300 рублей, не уплаченная им при подаче иска и уплата которой была отсрочена до рассмотрения дела по существу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░-37 ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░-37 ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1335/2024 ~ М-874/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сивохин Леонид Николаевич
Ответчики
ФСИН России
ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России по Ивановской области
Заместитель начальник Брызгалова Татьяна Николаевна ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России по Ивановской области
Другие
ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области
Суд
Кинешемский городской суд Ивановской области
Судья
Шустина Екатерина Викторовна
Дело на сайте суда
kineshemsky--iwn.sudrf.ru
07.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2024Передача материалов судье
07.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2024[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
18.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Судебное заседание
06.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2024Дело оформлено
10.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее