Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-9/2024 (3а-422/2023;) ~ М-501/2023 от 30.10.2023

Дело № 3а-9/2024                            24 января 2024 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Архангельский областной суд в составе

председательствующего судьи Роговой И.В.,

при секретаре Быковой Т.А.,

с участием прокурора Лепиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» о признании частично недействующими отдельных положений Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 11 апреля 2017 г. № 144-пп, в редакции постановлений правительства Архангельской области от 31 августа 2021 г. № 451-пп, от 27 декабря 2021 г. № 769-пп, от 02 декабря 2022 г. № 995-пп,

установил:

постановлением правительства Архангельской области от 11.04.2017 № 144-пп утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области (далее по тексту – территориальная схема обращения с отходами, ТСОО). Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 17.04.2017.

В дальнейшем в постановление внесены изменения постановлением правительства Архангельской области от 12.12.2017 № 557-пп, постановлением от 29.05.2018 № 250-пп, постановлением от 29.08.2019 № 453-пп, постановлением от 01.03.2021 № 104-пп, постановлением от 31.08.2021 № 451-пп, постановлением от 14.12.2021 № 716-пп, постановлением от 27.12.2021 № 769-пп, постановлением от 20.09.2022 № 704-пп, постановлением от 02.12.2022 № 995-пп.

ООО «ЭкоИнтегратор» обратилось в суд с административным иском о признании недействующей территориальной схемы обращения с отходами в части содержания в ней показателя средней расчетной плотности ТКО в подразделе 2.3 «Характеристика твердых коммунальных отходов, в том числе их морфологический состав» раздела 2 территориальной схемы обращения с отходами в редакции постановлений правительства Архангельской области от 31.08.2021 № 451-пп, от 27.12.2021 № 769-пп, 02.12.2022 № 995-пп.

В обоснование иска указаны следующие обстоятельства. Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требований к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.2018 № 1130 (далее – Правила № 1130), определены требования к составу и содержанию ТСОО, в составе которых показатель средней расчетной плотности твердых коммунальных отходов отсутствует. Несмотря на требования законодательства, в территориальной схеме обращения с отходами на территории Архангельской области содержатся положения, утверждающие среднюю расчетную плотность ТКО в размере 130,39 кг/куб.м или 7,67 куб.м на тонну (в редакции постановления от 31.08.2021 № 451-пп), - 128,97 кг/куб.м или 7,75 куб.м на тонну (в редакции постановления от 27.12.2021 № 769-пп), - 124,96 кг/куб.м или 8,00 куб.м на тонну (в редакции постановления от 02.12.2022 № 995-пп). Установленный в схеме показатель расчетной единицы плотности ТКО является экономическим, расчетным и прогнозным показателем, на основании которого с учетом массы ТКО определяется конкретная сумма платы оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами за размещение таких отходов на конкретном объекте за конкретный временной период, если эксплуатируемый оператором по обращению с ТКО объект не оборудован средствами измерения или последние вышли из строя. Расчет средней плотности ТКО определен пунктом 4 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утверждённых постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505, как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе. Решениями Архангельского областного суда признаны недействующими нормативы накопления ТКО на территории Архангельской области в отношении многоквартирных жилых домов в населенных пунктах с численностью населения более 12 тыс.чел., организаций общественного питания, предприятий транспортной инфраструктуры, садоводческих кооперативов, садово-огороднических товариществ, утверждённых постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 № 11п, в редакции постановления от 04.07.2019 № 20п, от 29.01.2021 № 1п; постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.03.2022 № 5п (решения Архангельского областного суда по делу № 3а-44/2022 от 25.02.2022, № 3а-3/2023 от 30.01.2023, № 3а-98/2023 от 05.04.2023, № 3а-102/2023 от 04.04.2023, № 3а-142/2023 от 23.05.2023). Таким образом, показатели средней расчетной плотности ТКО, используемые в ТСОО, не являются обоснованными. Применение неверно определенной плотности ТКО в расчетах с операторами по обращению с ТКО влечет ошибочное начисление платы за оказанные услуги по захоронению ТКО. Просит признать недействующим со дня принятия подраздел 2.3 «Характеристика твердых коммунальных отходов, в том числе их морфологический состав» раздела 2 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 11.04.2017 № 144-пп, в редакции постановления от 31.08.2021 № 451-пп, в редакции постановления от 27.12.2021 № 769-пп, в редакции постановления от 02.12.2022 № 995-пп.

В судебном заседании представители административного истца Неуступов К.М., Барболин М.С. требования поддержали.

Представитель административного ответчика Шестакова Ю.В. с иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать.

Представитель заинтересованного лица Макаров А.В. с административным иском не согласился, полагал, что основания к удовлетворению заявленных требований отсутствуют.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагающего административным иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами «д, к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ).

В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (статья 6, пункт 1 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ).

Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО на территории Архангельской области утверждена постановлением правительства Архангельской области от 11.04.2017 № 144-пп.

Постановление правительства Архангельской области № 144-пп опубликовано в установленном порядке на официальном интернет-портале http://www.pravo.gov.ru 17.04.2017 № 2900201704170004.

Впоследующем территориальная схема изложена в редакциях постановлений правительства Архангельской области от 12.12.2017 № 557-пп, от 29.05.2018 № 250-пп, от 29.08.2019 № 453-пп, от 31.08.2021 № 451-пп, от 27.12.2021 № 769-пп, от 02.12.2022 № 995-пп, с изменениями, внесенными постановлениями правительства Архангельской области от 01.03.2021 № 104-пп, от 14.12.2021 № 716-пп, от 20.09.2022 № 704-пп.

В подразделе 2.3 «Характеристика твердых коммунальных отходов, в том числе их морфологический состав» раздела 2 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 11.04.2017 № 144-пп, в редакции постановления от 31.08.2021 № 451-пп содержится показатель средней расчетной плотности ТКО на территории Архангельской области в размере 130,39 килограмм на куб.м или 7,67 куб.м на тонну, расчет произведен путем деления общей массы отходов, образующихся в регионе, на общий объем отходов (таблицы 2.8, 2.9).

В том же подразделе ТСОО, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 11.04.2017 № 144-пп, в редакции постановления от 27.12.2021 № 769-пп показатель средней расчетной плотности ТКО на территории Архангельской области составил 128,97 килограмм на куб.м или 7,75 куб.м на тонну; в редакции постановления от 02.12.2022 № 995-пп – 124,96 килограмм на куб.м или 8,00 куб.м на тонну.

Постановление от 31.08.2021 № 451-пп опубликовано на официальном интернет-портале http://www.pravo.gov.ru 01.09.2021, от 27.12.2021 № 769-пп опубликовано 27.12.2021, от 02.12.2022 № 995-пп опубликовано 05.12.2022.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах компетенции и по указанному основанию административным истцом и участвующими в деле лицами не оспариваются.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из разъяснений, содержащихся в абзаце первом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

ООО «ЭкоИнтегратор» на основании соглашения об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, заключенного 29.10.2019 с министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, является региональным операторам по обращению с ТКО (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение) на территории Архангельской области.

В соответствии с пунктом 9 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов № 505 в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил (расчетным путем исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения). В случае если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого:

а) в течение 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) - исходя из установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство;

б) по истечении 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) или при отсутствии средства измерения - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство (пункт 11 Правил № 505).

Установленный в оспариваемом подразделе 2.3 Территориальной схемы обращения с отходами показатель расчетной единицы плотности твердых коммунальных отходов является экономическим, расчетным и прогнозным показателем. Данный показатель используется при расчете тарифов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, с иными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО. На основании данного показателя с учетом массы твердых коммунальных отходов определяется конкретная сумма платы оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами за размещение таких отходов на конкретном объекте за конкретный временной период.

Из представленных административным истцом документов следует, что в расчетах контрагентов ООО «ЭкоИнтегратор» начиная с 2020 г. использован показатель средней плотности ТКО, содержащийся в территориальной схеме обращения с отходами на территории Архангельской области, в период неисправности средств измерений (акты МКУ МО «Сельское поселение Соловецкое», ООО «Светлый дом», УПД ООО «Дампстер», МУП «Ерцевские теплосети», ООО «Гейзер» и др. (т. 1 л.д. 180-188, пояснения к расчетам т. 2 л.д. 10-11).

Таким образом, указанный подраздел Территориальной схемы может являться предметом судебной проверки по требованию заинтересованного лица в той части, в которой затрагивает его права и обязанности, с учетом того, что истец является лицом, осуществляющим деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, положения оспариваемой схемы к нему применялись.

В силу положений статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами утверждается в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (пункт 1); такая схема разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 13.3 закона территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя:

данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);

данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;

данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации (с разбивкой по годам);

данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;

данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов;

данные о месте нахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;

баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;

данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

оценку объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;

прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем;

сведения о зонах деятельности регионального оператора;

электронную модель территориальной схемы обращения с отходами.

В соответствии с положениями статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В пунктах 13, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (действующего на дату принятия оспариваемых актов) закреплено, что норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов, и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

При внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами на территории Архангельской области в части показателя средней плотности ТКО использованы нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 № 11п, в редакции постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 04.07.2019 № 20п, от 29.01.2021 № 1п, постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.03.2022 № 5п.

Решением Архангельского областного суда от 20.04.2021 по административному делу № 3а-137/2021 по административному исковому заявлению Большаковой Л. М. признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 1.1. пункта 1 (домовладения в городских населенных пунктах с численностью населения более 12 тысяч человек, категория объекта: многоквартирные жилые дома, в размере 316,16 кг/год и 2,38 м3/год на 1 проживающего) нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 № 11п «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области» (в редакции постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 29.01.2021 № 1п).

Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 08.09.2021 по делу № 66а-860/2021 решение Архангельского областного суда оставлено без изменения.

Решением Архангельского областного суда от 25.02.2022 по административному делу № 3а-44/2022 по административному индивидуального предпринимателя Новожилова М.В., ООО «Лавис-Инвест» признан недействующим со дня вступления в законную силу решения подпункт 4.9 пункта 4 «Иные категории» нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 № 11п (в редакции, действующей на дату рассмотрения спора).

Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 25.05.2022 по делу № 66а-506/2022 решение Архангельского областного суда оставлено без изменения.

    Решением Архангельского областного суда от 23.05.2023 по административному делу № 3а-142/2023 по административному исковому заявлению ГСК «Якорь» признан недействующим с даты принятия подпункт 4.4 «Предприятия транспортной инфраструктуры, в том числе автомастерские, шиномонтажи, автозаправочные станции» пункта 4 «Иные категории» нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 23.05.2018 № 11п «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области», в редакции постановления министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 04.07.2019 № 20п.

В апелляционном порядке решение не оспорено, вступило в законную силу 07.07.2023.

Решением Архангельского областного суда от 30.01.2023 по административному делу № 3а-3/2023 по административному иску Большаковой Л.М., ООО «Лавис Инвест» признан недействующим со дня вступления в законную силу решения подпункт 7.3 «Организации общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые)» пункта 7 «Иные категории» нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.03.2022 № 5п «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области».

Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15.06.2023 по делу № 66а-568/2023 решение Архангельского областного суда в части признания недействующим норматива накопления ТКО по категории «Организации общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые)» оставлено без изменения.

    Решением Архангельского областного суда от 04.04.2023 по административному делу № 3а-102/2023 по административному иску ГСК «Якорь» по строительству и эксплуатации коллективных гаражей-стоянок признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда подпункт 7.1 «Предприятия транспортной инфраструктуры, в том числе автомастерские, шиномонтажные мастерские, станции технического обслуживания» пункта 7 «Иные категории» нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.03.2022 № 5п «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области».

Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20.07.2023 по делу № 66а-682/2023 решение Архангельского областного суда оставлено без изменения.

Общий объем образуемых на территории Архангельской области твердых коммунальных отходов получен путем сложения объемов образования отходов, вычисленных с применением действовавших нормативов накопления ТКО. В свою очередь расчетная плотность твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области определена путем деления общей массы отходов, образующейся в регионе, на общий объем отходов (таблицы 2.8, 2.9 ТСО).

В соответствии с пунктом 4 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов № 505 в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).

Как приведено выше согласно статье 24.10 Закона № 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Согласно пункту 4 Правил определения нормативов № 269 (действующих на дату принятия оспариваемых нормативных положений) нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов выражаются в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил определения нормативов). Норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен в постоянной твердой цифре в кубических метрах в год на расчетную единицу.

Расчетные единицы определяются уполномоченным органом по каждой категории объектов (пункт 14 Правил определения нормативов).

На территории Архангельской области нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждены по категориям потребителей услуги по обращению с отходами.

Как следует из письменных пояснений административного ответчика средняя расчетная плотность ТКО на территории Архангельской области согласно территориальной схеме обращения с отходами определена путем деления общей массы отходов, образующейся в регионе, на общий объем отходов (таблицы 2.8, 2.9 ТСОО). Количество расчетных единиц (нормообразующих показателей) определено оценочно по фактическим (при наличии информации) или расчетным данным (на основании сведений, содержащихся в банке данных федеральной службы государственной статистики, а также открытых данных). По источникам образования ТКО в части иных категорий (объектов общественного назначения) также использовались данные регионального оператора по заключенным договорам на оказание услуги по обращению с ТКО. Если договор между региональным оператором и собственником ТКО заключен без учета утвержденных нормативов накопления («по факту»), то количество образуемых такими источниками ТКО оценивалось по фактически законтрактованным объемам (т. 2 л.д. 39-42).

В подразделе 2.3 «Характеристика твердых коммунальных отходов, в том числе их морфологический состав» раздела 2 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, указана средняя расчетная плотность твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области как отношение суммы общей массы отходов по всем категориям объектов, образующихся в регионе, к общему объему отходов, не только с применением нормативов накопления, но и с использованием данных регионального оператора по заключенным договорам на оказание услуги по обращению с ТКО, что не соответствует требованиям пункта 4 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов № 505.

С учетом изложенного, указанные в подразделе 2.3 «Характеристика твердых коммунальных отходов, в том числе их морфологический состав» раздела 2 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области показатели средней расчетной плотности ТКО в редакции постановлений от 31.08.2021 № 451-пп, от 27.12.2021 № 769-пп, от 02.12.2022 № 995-пп не соответствуют статье 13.3 Закона № 89-ФЗ. Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты не соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу, что является основанием для признания их недействующими в оспариваемой части.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункту 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При удовлетворении требования об оспаривании нормативного правового акта, который до принятия решения суда отменен в установленном законом порядке или действие которого прекратилось, суд может признать данный акт не действующим полностью или в части со дня, когда такой акт (отдельные положения акта) вошел в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, если соответствующая дата предшествует дню отмены оспоренного акта или дню прекращения его действия и если отсутствуют основания для признания такого акта не действующим с иной даты (пункт 38 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Административным истцом заявлены требования о признании недействующим подраздела 2.3 «Характеристика твердых коммунальных отходов, в том числе их морфологический состав» раздела 2 территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 11.04.2017 № 144-пп, в редакции постановления от 31.08.2021 № 451-пп, в редакции постановления от 27.12.2021 № 769-пп, которые на дату рассмотрения настоящего административного иска являются утратившими силу, в связи с чем оспариваемые положения нормативного правового акта в указанных редакциях должны быть признаны недействующими со дня принятия, поскольку определение иной даты не будет отвечать задаче административного судопроизводства - защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов в сфере административных и иных публичных правоотношений. Оспариваемое положение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области в редакции от 02.12.2022 № 995-пп подлежит признанию недействующим с 15.06.2023 – даты вступления в законную силу решения Архангельского областного суда от 30.01.2023 по административному делу № 3а-3/2023, которым признан недействующим подпункт 7.3 «Организации общественного питания (кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые)» пункта 7 «Иные категории» нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области, утвержденных постановлением министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 24.03.2022 № 5п «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Архангельской области».

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

В соответствии со частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в пользу ООО «ЭкоИнтегратор» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 13 500 рублей, уплаченная при подаче административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2017 ░. № 144-░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2021 ░. № 451-░░, ░░ 27 ░░░░░░░ 2021 ░. № 769-░░, ░░ 02 ░░░░░░░ 2022 ░. № 995-░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 2.3 «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2017 ░. № 144-░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2021 ░. № 451-░░ ░ ░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 130,39 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░.░. ░░░ 7,67 ░░░.░ ░░ ░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░ 2.8, 2.9)».

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 2.3 «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2017 ░. № 144-░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2021 ░. № 769-░░ ░ ░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 128,97 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░.░. ░░░ 7,75 ░░░.░ ░░ ░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░ 2.8, 2.9)».

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ 15 ░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░░ 2.3 «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2017 ░. № 144-░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░░ 2022 ░. № 995-░░ ░ ░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 124,96 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░.░. ░░░ 8,00 ░░░.░ ░░ ░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░ 2.8, 2.9)».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░, 13 500 ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                                      ░. ░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 06.02.2024

░░░░░                                         ░. ░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-9/2024 (3а-422/2023;) ~ М-501/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Архангельской области
ООО "ЭкоИнтегратор"
Ответчики
Правительство Архангельской области
Другие
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Неуступов Константин Михайлович
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Рогова Ирина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud--arh.sudrf.ru
30.10.2023Регистрация административного искового заявления
30.10.2023Передача материалов судье
31.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
31.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.11.2023Предварительное судебное заседание
13.12.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
06.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее