№ 2а –749/2019
43RS0026-01-2019-001200-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Омутнинск Кировской области 30 октября 2019 года
Омутнинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Шумайловой С.А., при секретаре Гордеевой Т.В., с участием прокурора прокуратуры Омутнинского района Кировской области Широкова Н.А., административного ответчика Макарова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Омутнинского районного суда Кировской области, с использованием системы видеоконференцсвязи, административное дело №2а-749/2019 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области об установлении административного надзора и административных ограничений Макарову Александру Васильевичу,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец в лице начальника исправительного учреждения обратился в суд с административным иском, указав в обоснование, что по приговору Клинского городского суда Московской области от 26.03.2018 Макаров А.В. осужден по ст. 158 ч.2 п. «в» УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы с отбыванием в ИК строгого режима, ранее был осужден по приговору Клинского городского суда Московской области от 15.02.2010 по ст.111 ч. 4 УК РФ к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в его действиях установлен опасный рецидив преступлений. Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 17.04.2015 ему установлен административный надзор на срок, предусмотренный для погашения судимости, то есть по 04.05.2023, после освобождения будет иметь неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве по приговору от 15.02.2010. Проживать намерен по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ В период отбытия наказания Макаров А.В. в настоящее время не трудоустроен, привлекается к работам по благоустройству территории ИУ согласно ст. 106 УИК РФ. Поощрений и взысканий не имеет, участия в общественной жизни отряда, культурно-массовых и спортивных мероприятиях осужденных не принимает. Мероприятия социально-правового и воспитательного характера посещает регулярно, интереса не проявляет. Просят установить в отношении него административный надзор на срок 8 лет, установленный законодательством РФ для погашения судимости по приговору от 15.02.2010, то есть по 04.05.2023, а также административные ограничения в виде установления обязательной явки для регистрации 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета на выезд за пределы территории населенного пункта по месту жительства, пребывания или фактического нахождения ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ без разрешения органа внутренних дел по месту регистрации, пребывания или фактического нахождения; запрета на пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22:00 до 06:00 часов следующего дня.
Представитель ФКУ ИК-1 УФСИН России по Кировской области в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в исковом заявлении начальник учреждения просил рассмотреть иск без участия их представителя, что в силу ст.ст. 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Административный ответчик Макаров А.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, поскольку при отбывании наказания он характеризуется положительно, при вынесении приговора Клинского городского суда Московской области от 26.03.2018 ему было назначено наказание только в виде лишения свободы, без дополнительных видов наказания. Указанные обстоятельства, по мнению Макарова, свидетельствуют об отсутствии оснований для установления ему административного надзора. Считает, что установление административного надзора будет мешать нормальной жизни после освобождения, будет препятствовать трудоустройству и налаживанию семейной жизни.
Прокурор в заключении поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав осужденного, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Закон) административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений. В соответствии со ст.4 Закона в отношении поднадзорного устанавливаются следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах, запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, в определенное время суток, запрещение выезда за установленные судом пределы территории. Часть 2 этой статьи определяет, что установление судом ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В соответствии с ч.8 ст.272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Пленум Верховного Суда РФ в п.22 постановления N 15 от 16.05.2017 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Пленум №15) разъяснил, что выбор вида административных ограничений должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказания воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинскую помощь и т.п.
По приговору Клинского городского суда Московской области от 26.03.2018 Макаров А.В. осужден по ст. 158 ч.2 п. «в» УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы с отбыванием в ИК строгого режима, ранее был осужден по приговору Клинского городского суда Московской области от 15.02.2010 по ст.111 ч. 4 УК РФ к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, в его действиях установлен опасный рецидив преступлений. Освободился 30.04.2015 по отбытию срока наказания.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 17.04.2015 ему установлен административный надзор на срок, предусмотренный для погашения судимости (8 лет).
После освобождения из ФКУ ИК-1 Макаров А.В. будет иметь неснятую и непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления при опасном рецидиве по приговору от 15.02.2010, проживать намерен по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ.
Согласно п.2 ч.1 ст.5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.1 п.3 и ч.2 ст.3 Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Поскольку Макаров А.В. отбыл наказание по приговору от 15.02.2010 за преступление, относящееся к категории особо тяжких, срок погашения данной судимости согласно ч.3 ст.86 УК РФ (в ред. ФЗ РФ 1996 года) составляет 8 лет после отбытия наказания.
Макаров А.В. был освобожден по отбытию срока наказания 30.04.2015, судимость по приговору от 15.02.2010 погашается 01.05.2023, следовательно, административный надзор в отношении него должен быть установлен по 30.04.2023, так как срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с которым назначается административный надзор.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.9 Закона административный надзор в отношении Макарова А.В. прекращен в связи с осуждением его к лишению свободы и направлением к месту отбывания наказания по приговору Клинского городского суда Московской области от 26.03.2018. В соответствии с п.32 Постановления Пленума N 15 осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора (п.3 ч.1 ст. 9 Закона).
Вместе с тем, как следует из положений частей 2 и 2.1 ст.3 Закона, назначение административного надзора за указанными в них лицами связано с наличием непогашенной либо неснятой судимости за совершение преступления определенной категории независимо от того, что ранее такой надзор был прекращен. С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 ст.3 Закона. Установление административного надзора при названных обстоятельствах в рамках срока непогашенной судимости по первоначальному приговору не является повторным. При этом, по смыслу пунктов 2 и 3 ч.1 ст.5 Закона, заявление об установлении административного надзора в этом случае может быть подано в пределах срока погашения судимости.
При выборе конкретных административных ограничений, установленных статьей 4 Закона, суд принимает во внимание все конкретные обстоятельства дела, характер, место и время совершения преступлений, личность осужденного, его состояние здоровья, имущественное и семейное положение, поведение при отбывании наказания и в период административного надзора, и определяет в целях предупреждения совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, что после отбытия наказания в отношении Макарова А.В. необходимо установить административное ограничение в виде установления обязательной явки для регистрации 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Исходя из обстоятельств совершенного преступления, суд не находит оснований для установления административных ограничений в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22:00 до 06:00 часов следующего дня и запрета на выезд за пределы территории населенного пункта по месту жительства, пребывания или фактического нахождения ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ без разрешения органа внутренних дел по месту регистрации, пребывания или фактического нахождения. Каких либо обоснований для установления данных запретов и ограничения административный иск не содержит, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
Суд обсудил доводы осужденного Макарова А.В. об отсутствии оснований для установления ему административного надзора, но считает их неубедительными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства. Доводы осужденного приняты во внимание и учтены судом при установлении конкретных ограничений.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15.02.2010 ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░, ░.░. ░░ 30.04.2023, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2019 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░