Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-65/2024 (3а-181/2023;) ~ М-222/2023 от 27.12.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    21 февраля 2024 года                                                                                  г.Тула

    Тульский областной суд в составе:

    председательствующего Семеновой Т.Е.,

    при секретаре Самойловой М.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-65/2024 (№3а-181/2023) по административному исковому заявлению Шайхутдиновой Ж.В. к правительству Тульской области, ГУ ТО «Областное БТИ» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

    у с т а н о в и л:

    Шайхутдинова Ж.В. обратилась в Тульский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что в период с 14.12.2021 по 15.02.2022 являлась собственником земельного участка <данные изъяты>

    Административный истец не согласна с архивной кадастровой стоимостью земельного участка <данные изъяты>, установленной по состоянию на 01.01.2020 в размере 3 544 337.97 руб.

    Просит установить кадастровую стоимость земельного участка <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2020 в размере 667 589.97 руб.

    В судебном заседании административный истец Шайхутдинова Ж.В. заявленные требования поддержала. Заинтересованное лицо Родина Л.Г. в судебном заседании не возражала против удовлетворения административного иска.

    Другие лица, участвующие в деле, а именно, правительство Тульской области, ГУ ТО «Областное БТИ», Управление Росреестра по Тульской области, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, администрация м.о. Чернский район, администрация МО Тургеневское Чернского района, Бармаков А.А., Бармаков Д.А., Бармакова Н.И. в суд не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены.

    На основании ч. 4 ст. 247 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

    Выслушав объяснения административного истца, заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 245 КАС РФ и статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее также Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде (часть 1).

    В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

        В силу положений пп.2 ч. 1 ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, который подлежит зачислению в силу ст. 61 БК РФ по нормативу 100% в бюджет городских поселений.

        Согласно положениям ст. 400 НК РФ физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц.

Согласно п. 2 ст. 214.10 НК РФ, в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

    Судом установлено, что Шайхутдинова Ж.В. в период с 14.12.2021 по 15.02.2022 являлась собственником земельного участка <данные изъяты>

    На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ объект передан в собственность Бармаковой Н.И., Бармаковой А.А. и Бармакову Д.А. (зарегистрирован 24.02.2022).

    Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2020 № 670 утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Тульской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости, определенные по состоянию на 01.01.2020.

    В силу подпункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона № 237-ФЗ к полномочиям бюджетных учреждений, связанным с определением кадастровой стоимости, относится определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки.

    При этом в силу частей 3, 5 цитируемой статьи бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Постановлением правительства Тульской области от 18.09.2017 №409, в целях проведения государственной кадастровой оценки на территории Тульской области, в соответствии со статьей 6 Федерального закона № 237-ФЗ, на основании статьи 48 Устава (Основного Закона) Тульской области государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости на территории Тульской области.

    Кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> была определена указанным выше постановлением №670 по состоянию на 01.01.2020 в размере 3 544 337.97 руб. Данная кадастровая стоимость участка является архивной, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 25.12.2020 и применялась с 01.01.2021.

Актуальная кадастровая стоимость объекта <данные изъяты> установлена по состоянию на 01.01.2022 постановлением правительства Тульской области от 16.11.2022 №719 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Тульской области». Эта кадастровая стоимость применяется с 01.01.2023.

Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

    Из них, прежде всего, следует, что результаты определения кадастровой стоимости объектов могут затрагивать права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, поскольку кадастровая стоимость, установленная по состоянию на 01.01.2020, действовала на 1 января года, в котором зарегистрирован договор купли-продажи, то есть, на 01.01.2022. Следовательно, истец является носителем субъективного права оспаривать данную кадастровую стоимость.

    Согласно положениям пп. 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона №237-ФЗ, статьи 246 КАС РФ, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

    Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Отчет об оценке объекта оценки является итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости (статья 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

    Согласно разъяснениям, данным в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.

    В соответствии с отчетом об оценке <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2020 составляла 667 589.97 руб.

    В рамках данного административного дела стороны не воспользовались правом ходатайствовать о проведении судебной экспертизы.

    Оценивая отчет, представленный стороной административного истца в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд учитывает, что отчет подготовлен лицом, отвечающим требованиям Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, приказа Минтруда России от 26.11.2018 № 742н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности», имеющим необходимое для проведения исследования образование, стаж работы в области оценочной деятельности, а значит, обладающим необходимыми познаниями на проведение подобного рода исследований, застраховавшим свою ответственность, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, так что оснований не доверять выводам оценщика у суда не имеется.

    Отчет содержит необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики; в нем имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки; оценщиком при определении рыночной стоимости земельного участка применялся сравнительный подход методом нормированных расстояний в пространстве ценообразующих факторов. Отчет содержит обоснование выбора объектов, используемых в качестве аналогов для сравнения, применены необходимые корректировки и проведено исследование по применению каждого из корректирующих коэффициентов. В отчете приводятся необходимые сведения о рынке земельных участков на дату оценки и анализ факторов, влияющих на стоимость исследуемого объекта. Выводы оценщика сомнений у суда не вызвали.

В ходе производства по делу лицами, участвующими в деле, замечаний к отчету также высказано не было.

По таким основаниям суд относит указанный отчет к числу допустимых и достоверных доказательств, применительно к положениям статьи 84 КАС РФ, и полагает возможным взять его за основу выводов о величине рыночной стоимости объекта на интересующую дату.

    Таким образом, оценив всю совокупность доказательств по делу, суд приходит к выводу, что рыночная стоимость земельного участка <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2020 составляла 667 589.97 руб., а это ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости того же земельного участка и потому влияет на размер налоговых обязательств административного истца.

    Установление в отношении объекта кадастровой стоимости равной рыночной стоимости является для административного истца способом защиты нарушенных прав на установление экономически обоснованной налоговой базы.

    При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше норм материального права и, принимая во внимание, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретных объектов недвижимости, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

    С учетом ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ, ст. 249 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд полагает необходимым указать в судебном решении дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

С учетом разъяснений, данных в абзаце втором пункта 25 названного Постановления, в судебном решении следует указать также период применения оспариваемой кадастровой стоимости.

    Возражения представителя ГУ ТО «Областное БТИ» в той части, где учреждение ссылается на снижение поступлений в бюджет, которое может повлечь удовлетворение административного иска, суд находит несостоятельными, поскольку установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости, не нарушает прав муниципального образования (либо государства) на получение законных и экономически обоснованных платежей и не противоречит интересам всего общества.

    Изложенная в письменных возражениях администрации м.о. Чернский район позиция о пропуске административным истцом шестимесячного срока с даты кадастровой оценки до даты обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости равной рыночной основана на неправильном толковании законодательства.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

                                                                  р е ш и л:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2021 ░░ 31.12.2022 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01.01.2020 ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 667 589.97 ░░░.

░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26.12.2023.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-65/2024 (3а-181/2023;) ~ М-222/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шайхутдинова Жанна Валериевна
Ответчики
Правительство Тульской области
ГУ ТО "Областное БТИ"
Другие
Администрация МО Чернский район
МИЗО ТО
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ТО
Суд
Тульский областной суд
Судья
Семенова Татьяна Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud--tula.sudrf.ru
27.12.2023Регистрация административного искового заявления
27.12.2023Передача материалов судье
28.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.01.2024Предварительное судебное заседание
29.01.2024Предварительное судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
04.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2024Дело оформлено
09.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее