Дело № 2а-4601/2023
УИД № 24RS0048-01-2022-013009-25
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2023 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Худик А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Белов А.В. к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю о присуждении компенсации за нарушение условий содержания,
УСТАНОВИЛ:
Белов А.В. обратился в суд к министерству финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю с административным иском, в котором просит признать незаконными действия (бездействия) ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю по несоблюдению условий его содержания под стражей в период с 2000 года по 2009 года и с 2012 года по 2021 год, взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 500 000 руб.
Требования мотивированы тем, что в сентябре 2022 года ему стало известно, что в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю в отношении содержащихся в них заключенных лиц допускались нечеловеческие, унижающие человеческое достоинство, условия содержания. В ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю он содержался в период с 2000 по 2009 год в камерах №№, в которых: окна были заделаны железными пластинами в виде лесенки с просветом около одного сантиметра и сплошным по вверх них наваренным листом железа с небольшим количеством отверстий диаметром около одного сантиметра, от чего отсутствовало естественное освещение, а искусственного освещения было недостаточно; естественное проветривание было невозможно, приточно-вытяжная вентиляция отсутствовала, либо была в неисправном состоянии, двери камеры закрывались плотно к дверному проему, что было причиной отсутствия в камерах свежего, прохладного и чистого воздуха. В камерах №№ количество содержащихся лиц варьировалось от 10 до 12 человек при 5-ти двуярусных кроватей с лимитом наполняемости камер 10 спальных мест при 16-18 кв.м. без учета предметов мебели: кровати (7 кв.м.), стола (2 кв.м.), двух скамеек (1 кв.м.), санитарного узла (1 кв.м.) и раковины (0,050 кв.м.). В камерах №№ количество содержащихся лиц варьировалось от 6 до 7 человек при 3-х двуярусных кроватей с лимитом наполняемости камер 6 спальных мест при 16-18 кв.м. без учета предметов мебели: кровати (5 кв.м.), стола (1,5 кв.м.), скамейки (0,5 кв.м.), санитарного узла (1 кв.м.) и раковины (0,050 кв.м.). В камере №№ количество содержащихся лиц варьировалось от 21 до 23 человек при 7-ми двуярусных кроватей с лимитом наполняемости 21 спальных мест при 40-44 кв.м. без учета предметов мебели: кровати (12 кв.м.), двух столов (3 кв.м.), санитарного узла (1 кв.м.) и раковины (0,050 кв.м.). Таким образом, площадь, приходящая на одного человека в названных камерах, составляла менее 4-х кв.м. Туалет в каждой из вышеуказанных камер был общий на возвышенности 30-40 см. с вмонтированной в ней «Чашей Генуя», ограждение от общей площади отсутствовало, приходилось справлять нужду на глазах других заключенных лиц, приватность не соблюдалась, в камерах был отвратительный тошнотворный запах. Прогулка проводилась не более 20-30 мин. из-за недостаточности прогулочных дворов.
В ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю он содержался в период с 2012 по 2021 год в камерах №№, в которых площадь, приходящая на одного человека составляла менее 4-х кв.м., часто лимит камеры по спальным местам переполнялся до 3-х человек в частности это камеры №№, в таких случаях администрация выдавала на время сна раскладушку.
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он не обеспечивался повышенной нормой лечебного питания в соответствии с приложением 5.2а к приказу Минюста России от 26.02.2016 №48, от 17.09.2018 №189 «Об установлении повышенных норм питания», и на период этапирования для участия в следственных действиях диетическим пайком рациона питания «РП Вариант №2», в связи с имеющемся у него заболеванием ВИЧ-инфекция. Полагает, что необеспечение его указанным питание послужило бездействие МЧ-21 ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России, выразившееся в не предоставлении списков в отдел тылового обеспечения места содержания под стражей.
Приведенные условия содержания Белов А.В. считает бесчеловечными, он испытывал физические и нравственные страдания, унижения и трудности, превышающие неизбежный уровень.
Определением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России.
Определением Советского районного суда г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Административный истец Белов А.В. в судебное заседание не явился (освобожден из мест лишения свободы по отбытии срока наказания - ДД.ММ.ГГГГ), о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.93), о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении рассмотрении дела не поступало.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО7, действующая на основании доверенностей, в судебном заседании (до перерыва) требования не признала, пояснив, что переполнения камер в спорный период не было, истец состоял на диетическом питании, которое получал, при выезде получал вариант питания №.
Представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-24 ФСИН России Давидюк Ю.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании (до перерыва) требования не признала, пояснив, что указанное административным истцом питание не является диетической нормой питания, это дополнительная норма питания, никак не влияет на ухудшение его состояния здоровья.
В судебное заседание представители административных ответчиков министерства финансов РФ в лице УФК по Красноярскому краю, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлены отзывы на административный иск, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
В пункте 14 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" Верховный Суд Российской Федерации указал, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", в практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к "бесчеловечному обращению" относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания.
Кроме того, как разъяснено в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе:
- право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статьи 93, 99, 100 УИК РФ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу ст. 8 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии с пунктом 11 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона (ст. 23).
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Условия и порядок содержания в следственных изоляторах в заявленный административным истцом период также регулировались ранее действовавшими Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N189 (далее – Правила внутреннего распорядка).
Камеры следственного изолятора оборудуются, в том числе: вентиляционным оборудованием (при наличии возможности) (абзац введен приказом Минюста России от 31.05.2018 N 96); напольной чашей (унитазом) (пункт 42 Правил).
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (пункт 44 Правил)
Подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, несовершеннолетние - не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не ограничивается (пункт 134 Правил).
Судом установлено, что Белов А.В. содержался в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что следует из справки старшего инспектора ОСУ ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Из справки начальника ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю следует, что за время содержания Белов А.В. в камерах №№ численность содержащихся в камерах не превышала 4 кв.м. на одного человека. Спальные места в данных камерах установлены из расчета по квадратным метрам жилой площади. Журнал количественной проверки предоставить не возможно, в связи с его уничтожением (л.д.100). Согласно справке начальника канцелярии ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, срок хранения журнала количественной проверки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в СИЗО составляет 10 лет согласно ст.1290 б) приказа ФСИН от 21.07.2014 №373. Срок хранения журнала дежурных камер корпусного отделения составляет 10 лет согласно ст.1277 ш) приказа ФСИН от 21.07.2014 №373 (л.д.101).
Согласно представленной информации начальника ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, за время содержания Белов А.В. в камерах №№ оконные проёмы не были закрыты какими-либо металлическими пластинами, камерные помещения обеспечены естественным освещением. Вентиляция функционировала исправно, перебоев в работе обнаружено не было. Стены санузлов в камерах полноразмерные до потолка, двери сплошные. На каждом режимном корпусе оборудованы прогулочные дворы, для осуществления прогулки спецконтингета, прогулка осуществляет в соответствии с графиком проведения прогулки (л.д.97, 99, 102, 103).
Также представлен акт проверки приточной вытяжки камер от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией установлено, что вентиляция исправна, в рабочем состоянии, согласно СНиП 41-01-2003 и ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ-75 (л.д.98).
Согласно справке инспектора ОРН ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в учреждении была изменена порядковая нумерация камер для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Камера № перенумерована в камеру №; камера № перенумерована в камеру №; камера № перенумерована в камеру № (л.д.95).
В материалы дела представлены фотографии камер №№ (ранее - №), № (ранее - №), № (ранее – №), в которых содержался Белов А.В. (по состоянию на 2023 год), из которых видно, что все камеры оборудованы окнами с защитной решеткой, которые пропускают естественное освещение, санузлами огражденными от жилой зоны (отдельное помещение в камере с дверью), вентиляционным отверстием для приточно-вытяжной вентиляции (л.д.104-147).
Таким образом, судом установлено, что в камерах ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Красноярскому краю имеется приточно-вытяжная вентиляция (находится в рабочем состоянии), имеется достаточное естественное освещение обеспеченное окном, имеется санитарный узел (огражден от жилой зоны, имеются двери), прогулка предоставляется, согласно утверждённому распорядку дня, нарушение нормы санитарной площади в камере на одного человека в ходе рассмотрения дела не установлено.
Также, судом установлено, что Белов А.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю в спорный период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что следует из справки врио заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю (л.д.58).
Из представленной информации врио заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю следует, что в апреле 2018 года изменена нумерация камер, так камера № переименована в камеру №, камера № в камеру №, камера № в камеру №, камера № в камеру №, камера № в камеру №. Площадь камеры № (ныне - №) составляет 78,28 кв.м., количество мест – 18; площадь камеры № составляет 16,2 кв.м., количество мест – 4; площадь камеры № составляет 33,5 кв.м., количество мест – 7; площадь камеры № (ныне - №) составляет 32 кв.м., количество мест – 8; площадь камеры № (ныне - №) составляет 48,8 кв.м., количество мест – 12; площадь камеры № (ныне - №) составляет 48,8 кв.м., количество мест – 12; площадь камеры № составляет 16,2 кв.м., количество мест – 4; площадь камеры № составляет 19,2 кв.м., количество мест – 4; площадь камеры № составляет 56.3 кв.м., количество мест – 14.
Согласно выписке из книги количественной проверки (л.д.60-66):
- в камере № (ныне - №) совместно с Белов А.В. одновременно содержалось от одного до семнадцати человек.
- в камере № совместно с Белов А.В. одновременно содержалось от одного до трёх человек.
- в камере № совместно с Белов А.В. одновременно содержалось от одного до шести человек.
- в камере №(ныне - №) совместно с Белов А.В. одновременно содержалось от одного до семи человек.
- в камере №(ныне - №) совместно с Белов А.В. одновременно содержалось от одного до одиннадцати человек.
- в камере № (ныне - №) совместно с Белов А.В. одновременно содержалось от одного до одиннадцати человек.
- в камере № совместно с Белов А.В. одновременно содержалось от одного до трёх человек.
- в камере № совместно с Белов А.В. одновременно содержалось от одного до трёх человек.
- в камере № совместно с Белов А.В. одновременно содержалось от одного до тринадцати человек.
Приказом МЮ РФ №94 дсп от 23.06.2005 в отделах (группах) специального учета следственных изоляторов и тюрем ФСИН России, предусмотрен персональный и количественный учет спецконтингета; учет покамерного размещения не ведется.
Таким образом, нарушение нормы санитарной площади в камере на одного человека (4 кв.м.) в период содержания Белов А.В. судом не установлено.
Рассматривая требование административного истца о нарушении его прав содержанием в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, в части питания, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 9 части первой статьи 17, статьи 22 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 года N 189 (действующие на момент оспариваемых обстоятельств), подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации (пункт 44 Правил). В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком (пункт 161 Правил).
Организация питания осужденных производится, в том числе, на основании приказа Минюста России № 189 от 17 сентября 2018 года "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время".
Указанным приказом установлена повышенная норма питания для больных, осужденных к лишению свободы, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время (приложение № 5).
Кроме того, осужденным помимо общего питания, дополнительного питания (повышенной нормы питания), может быть назначено лечебное питание, особенности назначения осужденным лечебного питания урегулированы нормами приказа ФСИН России № 696 от 2 сентября 2016 года "Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее - Порядок).
Учитывая изложенное, лечебное питание назначается при наличии специального медицинского заключения и только на период нахождения больного на лечении.
Согласно Приложению № 6 к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года N 189, установлен рацион питания для осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в случаях, если предоставление горячей пищи невозможно, на мирное время. Указанный рацион содержит два варианта индивидуального рациона питания.
По варианту рациона питания № 2 обеспечиваются осужденные, подозреваемые и обвиняемые беременные женщины, кормящие матери, несовершеннолетние обоего пола, больные осужденные, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений вне зависимости от места содержания, получающие питания по соответствующим повышенным нормам питания, установленным настоящим приказом, в случаях, когда предоставление горячей пищи невозможно.
По повышенной норме питания обеспечиваются больные ВИЧ-инфекцией вне зависимости от места содержания (подпункт "в" пункта 1 Приложения N 5 к Приказу Минюста России от 17 сентября 2018 г. N 189).
Дополнительно к данной норме выдается на одного человека в сутки: больным, находящимся на стационарном и амбулаторном лечении по поводу туберкулеза I, II, V групп диспансерного учета, дистрофии, язвенной болезни, авитаминоза, анемии, злокачественных новообразований, больным ВИЧ-инфекцией, а также лицам, наблюдающимся по поводу туберкулеза III группы диспансерного учета, на период проведения химиотерапии: хлеба пшеничного из муки 2 сорта - 50 г; макаронных изделий - 10 г; овощей - 50 г; сахара - 5 г; мяса - 50 г; мяса птицы - 20 г; молока питьевого - 250 мл; сока - 100 мл; масла коровьего - 20 г; творога - 50 г (подпункт "а" пункта 2 Приложения N 5 к Приказу Минюста России от 17 сентября 2018 г. N 189).
Из представленного списка осужденных, подозреваемых, обвиняемых, получающих дополнительное питание (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) следует, что Белов А.В. получал дополнительную норму питания (приложение 5.2.а1). Сведения о назначении лечебного питания Белов А.В. отсутствуют.
Согласно справке заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, представить списки о лицах, получавших повышение нормы питания за период 2018 года, не представляется возможным, в связи с уничтожением номенклатурного дела, в соответствии со ст.895 приказа №373 от 27.04.2014 (сок хранения 5 лет).
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что вариант рациона питания № 2, предусмотренный Приказом Минюста России от 17 сентября 2018 г. N 189, к заявленным периодам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не может применяться, поскольку Приказ в спорные периоды не действовал.
Белов А.В. при его этапировании из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю на судебно-следственные действия получал необходимый рацион питания, о чем свидетельствует его роспись в ведомостях выдачи материальных ценностей (индивидуального рациона питания).
Из пояснений представителя административных ответчиков, данных в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, следует, что при этапировании Белов А.В. на судебно-следственные действия он получал индивидуальный рацион питания по варианту рациона питания №1, что по мнению суда не привело к нарушению прав истца, поскольку в остальные дни он обеспечивался трехразовым горячим питанием по повышенной норме, указанный рацион выдавался всего 8 раз, каких-либо неблагоприятных последствий в результате выдачи индивидуального рациона питания по варианту рациона питания №1 не установлено.
Таким образом, судом установлено, что административными ответчиками представлены доказательства соблюдения прав Белов А.В., на материально-бытовое обеспечение, предусмотренные ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Доводы Белов А.В. о том, что условия содержания в СИЗО являлись бесчеловечными, унижающими человеческое достоинство не подтверждаются представленными материалами.
Обеспеченные в соответствии с требованиями закона условия содержания под стражей нельзя рассматривать как бесчеловечные или унижающие достоинство, поскольку условия содержания под стражей продиктованы, прежде всего, требованиями обеспечения безопасности лиц, содержащихся под стражей, конвоя и сотрудников изоляторов, и не носят цели нарушить гражданские и иные права истца.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении административного искового заявления Белов А.В. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░-24 ░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░-1 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░-3 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░