Дело № 2а-1724/2024
УИД: 61RS0009-01-2024-001520-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2024 года г. Азов, Ростовская область
Азовский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Кравченко И.Г., при секретаре Кушнир Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тума Евгения Васильевича, Тума Натальи Борисовны к Комитету имущественных отношений Азовского района Ростовской области заинтересованные лица : администрация Азовского района, администрация Маргаритовского сельского поселения Азовского района об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Тума Е.В., Тума Н.Б. обратились с административным иском к Комитету имущественных отношений Азовского района Ростовской области об оспаривании ненормативного правового акта.
Административные истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ Комитет имущественных отношений Азовского района Ростовской области отказал им в утверждении схемы земельного участка по адресу <адрес>. Основанием отказа послужило заключение отдела архитектуры и градостроительства Администрации Азовского района от ДД.ММ.ГГГГ №.
Так как административные истцы с отказом согласны не были, они обратились с административным иском в суд, оспорив отказ в утверждении схемы земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Азовским городским судом Ростовской области было постановлено решение, которым административные исковые требования Тума Евгения Васильевича, Тума Натальи Борисовны к Комитету имущественных отношений Азовского района Ростовской области об оспаривании ненормативного правового акта от ДД.ММ.ГГГГ. были удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение КИО Азовского района Ростовской области об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.№
Обязал Комитет имущественных отношений Азовского района рассмотреть заявление Тума Евгения Васильевича, Тума Натальи Борисовны об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 556кв.м. с видом разрешенного использования : для личного подсобного хозяйства, примыкающий с тыльной стороны к земельному участку истцов кадастровым номером №, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> –<адрес> <адрес> направив надлежащий ответ заявителям.
Апелляционным определением Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ДД.ММ.ГГГГ административные истцы повторно обратились в Комитет имущественных отношений Азовского района с заявлением об утверждении первоначальной схемы расположения того же земельного участка площадью 556 кв. м.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. за №.№ Комитетом имущественных отношений Азовского района Ростовской области дан отказ на основании заключения отдела архитектуры и градостроительства Администрации Азовского района № от ДД.ММ.ГГГГ
Комитет указал, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не может быть утверждена согласно подпункту 6 статьи 11.9 Земельного Кодекса Р. Ф., так как образование земельного участка или земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим.
Так как решить спор во внесудебном порядке административные истцы не смогли, они обратились в суд и просили:
- признать незаконным решение Комитета имущественных отношений Азовского района Ростовской области об отказе от №. №.10/2265 в утверждении схемы, расположенного по адресу: <адрес>;
- обязать административного ответчика в течение 10 дней, со дня вступления решения суда в законную силу, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>.
Административный истец Тума Е.В. и представитель административных истцом - Тума Е.В. и Тума Н.Б. Мельников С.В. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали, просили административный иск удовлетворить.
Административный истец- Тума Н.Б. в суд не явилась, письменно просила слушать дело в ее отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие Тума Н.Б. в порядке ст.150 КАС РФ.
Представитель административного ответчика Жидоморов А.А. в судебное заседание явился, административные исковые требования не признал, сослался на заключение отдела архитектуры, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица- администрации Маргаритовского сельского поселения Азовского района Гончаров А.В. в судебное заседание явился, считал административные исковые требования законными и обоснованными, указал, что утверждение схемы земельного участка не приведет вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице. Наоборот, земельные участки выровняются, и земля будет использоваться более эффективно.
Представитель заинтересованного лица - администрации Азовского района в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.150 КАС РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему:
В силу пункта 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 ЗК РФ).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ (статья 70 ЗК РФ).
Исходя из части 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.
В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне.
Документом градостроительного зонирования, который включает в себя градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Основания перераспределения земельных участков установлены пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований, по которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В силу пункта 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
Из смысла указанных норм следует, что условием перераспределения земельных участков является одновременно наличие оснований для перераспределения, предусмотренных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации и отсутствие указанных в пунктах 9, 14 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, препятствующих перераспределению земельных участков.
В силу пункта 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
ДД.ММ.ГГГГ. административный ответчик отказал административным истцам в утверждении схемы земельного участка на основании заключения отдела архитектуры и градостроительства Администрации Азовского района от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом данное заключение исследовано в ходе рассмотрения заявленного спора.
Заключение указывает на то, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не может быть утверждена, так как согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Судом обозревалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Из данной схемы усматривается, что образуемый земельный участок примыкает к земельному участку, который находится в собственности административных истцов, боковые границы данного земельного участка проходят по границам соседних земельных участков.
Глава Маргаритовского сельского поселения пояснил, что формирование земельного участка не только не приведёт к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, в наоборот выровняет границы земельных участков, что будет способствовать более рациональному использованию земли, так как административные истцы будут данный участок земли обрабатывать, не допускать образования на нем стихийных свалок, сорной растительности.
Представитель административного ответчика, в нарушение положений ч.2 ст. 62 КАС РФ доказательств обоснованности оспариваемого отказа в суд не представил, затруднился показать на схеме место вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.
Иных оснований к отказу в утверждении схемы обжалуемый ответ не содержит.
Из пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ следует, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Следовательно, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать указание на признание незаконным оспоренных решения, действия (бездействия), а также указание на принятие решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, направленных на восстановление нарушенного права, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 постановления от 28,06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснил, что признав оспоренное решение незаконным, суд независимо от наличия соответствующего требования в заявлении вправе указать наделенным публичными полномочиями органу на необходимость принятия конкретного решения о восстановлении нрава, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах заявителя.
Суд находит заявленные административные исковые требования обоснованными, принимая во внимание то обстоятельство, что административный ответчик дважды необоснованно отказал административным истцам в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, суд считает необходимым, в целях восстановления нарушенных прав административных истцов, обязать административного ответчика такую схему утвердить.
Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ,
Решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░. №.№
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2024░.