Дело № 3а-93/2023 (3а-410/2022)
42OS0000-01-2022-000529-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кемерово 7 февраля 2023 года
Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,
при секретаре Альбек Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Гришаева Александра Юрьевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Гришаев А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости: «Помещение», с кадастровым номером №№, площадью 1 808,9 кв.м., назначение «Нежилое», наименование «Нежилое помещение», расположенного по адресу: <адрес>, помещение 1, в размере рыночной стоимости равной 20 789 000 рублей, определенной по состоянию на 18 октября 2021 года;
Об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости: «Помещение», с кадастровым номером №№, площадью 1 818 кв.м., назначение «Нежилое», наименование «Нежилое помещение», расположенного по адресу: <адрес> в размере рыночной стоимости равной 23 289 000 рублей, определенной по состоянию на 21 июля 2022 года;
Об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости: «Помещение», с кадастровым номером №№, площадью 1 807, 2 кв.м., назначение «Нежилое», наименование «Нежилое помещение», расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 23 150 000 рублей, определенной по состоянию на 15 августа 2022 года.
Требования мотивированы тем, что он является собственником 1/2 доли данного объекта недвижимости. Помещение неоднократно претерпевало капитальный ремонт, в связи с чем менялись его количественные характеристики и, как следствие, его кадастровая стоимость.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 04.10.2022, от 22.09.2022 кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 18 октября 2021 года составляла 44 457 100,14 руб., по состоянию на 21 июля 2022 года составляла 44 680 749,66 руб., по состоянию на 15 августа 2022 года составляет 44 415 319,46 руб.
При этом исходя из отчетов ООО «Независимая профессиональная оценка» от 1 ноября 2022 года № 221015/01 и № 221015/02 рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 18 октября 2021 года составляет 20 789 000 руб., по состоянию на 21 июля 2022 года составляет 23 289 000 руб., по состоянию на 15 августа 2022 года составляет 23 150 000 руб.
В связи с этим, ссылаясь на Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон №237-ФЗ), просит установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 18 октября 2021 года в размере 20 789 000 руб., по состоянию на 21 июля 2022 года в размере 23 289 000 руб., по состоянию на 15 августа 2022 года в размере 23 150 000 руб.
В судебном заседании представители административного ответчика ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки и технической инвентаризации Кузбасса» действующие на основании доверенностей Парахина Е.В., Середенко Е.В. против заявленных требований возражали, по основаниям, изложенным в письменных возражениях, суть которых сводится к тому, что истцом не соблюдены требования к содержанию административного иска, учреждение необоснованно было привлечено в качестве ответчика (л.д.138-139).
Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Административные ответчики Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Публично-правовая компания «Роскадастр» (филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области-Кузбассу), привлеченная к участию в деле в качестве правопреемника ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу), Правительство Кузбасса, заинтересованные лица администрация г.Кемерово, Гусейнов Р.Н., Администрация г.Новокузнецка своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Управление Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу, филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области-Кузбассу представили письменные возражения, указывая на то, что не являются административными ответчиками по делу, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей (л.д.155, 188-190).
От иных лиц, участвующих в деле, возражений (отзывов), относительно требований административного истца не поступило.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, распорядившихся своим правом на участие в судебном заседании.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон №237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Частью 1 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2023 года.
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ или Федеральным законом № 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ).
Положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до 1 января 2017 года (часть 6 статьи 24, часть 1 статьи 25 Федерального закона № 237-ФЗ)
Таким образом, оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до названной даты, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Судом установлено, что Гришаев А.Ю. является собственником 1/2 доли объекта недвижимости – «Помещение», с кадастровым номером №№, площадью 1 807, 2 кв.м., назначение «Нежилое», наименование «Нежилое помещение», расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах (л.д. 18-21).
По сведениям филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области-Кузбассу вышеуказанный объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет 02.06.2009, вид объекта «Помещение», назначение - «Нежилое», наименование - «Нежилое помещение», площадь 1 807,2 кв.м.
Сведения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №№ в размере 46 130 784,99 были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.01.2012 №2.
18.10.2021 в ЕГРН были внесены изменения в сведения о площади объекта недвижимости с кадастровым номером №№ с «1 877 кв.м.» на «1 808,9 кв.м.» на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 19.08.2021 №MFC-0239/2021-10737-1, технического плана помещения от 18.08.2021 № б/н, что повлекло изменение сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В этой связи сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 44 457 100,14 руб. были внесены в кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости № КУВД-001/2021-34373015 от 18.10.2021 в соответствии с п. 3.1 Порядка определения кадастровой стоимости объектов
недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней
государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественный и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущим за собой изменение их кадастровой стоимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 № 113 (далее - Порядок № 113), рассчитанная путем умножения среднего УПКС помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании в размере 24 576,87 руб./кв.м., на площадь помещения - 1 808.9 кв.м.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №№ в размере 44 457 100,14 руб. являлась 18.10.2021 - дата учета изменений характеристик объекта недвижимости (л.д.188-193).
22.07.2022 в ЕГРН были внесены изменения в сведения о площади объекта недвижимости с кадастровым номером №№ с «1 808,9 кв.м.» на «1 818 кв.м.» на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 19.07.2022 № MFC0239/202283072, технического плана помещения от 08.04.2022 № б/н, что повлекло изменение сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В этой связи сведения об оспариваемой кадастровой стоимости недвижимости с кадастровым номером №№ в размере 44 680 749,66 руб. были внесены в кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости № КУВД-001/2022-30625011 от 22.07.2021 соответствии с п. 3.1 Порядка № 113, рассчитанная путем умножения среднего УПКС помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании в размере 24 576, 87 руб./кв.м., на площадь помещения - 1 818 кв.м.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастр номером №№ в размере 44 680 749,66 руб. являлась 21.07.2022. Дата начала применения кадастровой стоимости - 22.07.2022 (л.д.188-192, 194).
15.08.2022 в ЕГРН были внесены изменения в сведения о площади объекта недвижимости с кадастровым номером №№ с «1 818 кв.м.» на «1 807,2 кв.м.» на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 08.08.2022 №MFC-0239/2022-9201-2, технического плана помещения от 28.07.2022 № б/н, что повлекло изменение сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В этой связи сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №№ в размере 44 415 319,46 руб. были внесены в кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости объектов недвижимости № КУВД-001/2022-34284722 от 15.08.2022 соответствии с п. 3.1 Порядка № 113, рассчитанная путем умножения среднего УПСК помещений соответствующего назначения (жилое, нежилое) в здании в размере 24 576,87 руб./кв.м., на площадь помещения - 1 807.2 кв.м.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №№ в размере 44 415 319,46 руб. является 15.08.2022. Дата начала применения кадастровой стоимости - 15.08.2022 (л.д.188-192, 195).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.20 Федерального закона №135-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника недвижимого имущества, являющегося плательщиком налога на имущество, размер которого определяется от кадастровой стоимости объекта недвижимости (пункт 1 статьи 401, пункты 1, 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В суд с настоящим заявлением административный истец обратился 10 декабря 2022 года (л.д. 131 – почтовый конверт с ШПИ 63451233219582).
Учитывая, что происходило изменение характеристик спорного объекта недвижимости, кадастровая стоимость была определена по состоянию на 18 октября 2021 года, на 21 июля 2022 года, на 15 августа 2022 года, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости административным истцом не пропущен.
Из представленных административным истцом отчетов от 1 ноября 2022 года № 221015/01 и № 221015/02 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленного оценщиком ООО «Независимая профессиональная оценка» ФИО10 (л.д. 24-63, 65-123), следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №№ на дату оценки - 18 октября 2021 года составляет 20 789 000 руб., на дату оценки - 21 июля 2022 года составляет 23 289 000 руб., на дату оценки - 15 августа 2022 года составляет 23 150 000 руб.
Проверяя относимость и допустимость отчетов оценщика к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.
Дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости –18 октября 2021 года, 21 июля 2022 года, 15 августа 2022 года, соответствует датам, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оценивая указанные отчеты оценщика, суд, исходит из того, что они содержат подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта недвижимости, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования.
В результате выбора подходов оценщиком для оценки объекта недвижимости отобран сравнительный подход (применен метод сравнения продаж), отказ от использования затратного и доходного подходов и иных методов мотивирован. Оценщиком приведен анализ сегмента рынка объекта оценки, с учетом характеристик исследуемого объекта, подобраны наиболее соответствующие ему объекты-аналоги, применены необходимые корректировки, в том числе и на состояние объекта, физический износ которого также рассчитан, указаны сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки. В представленных стороной истца отчетах приведены помимо применения необходимых корректировок, даны пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком. Отчеты оценщика содержат сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами по данному делу не представлено каких-либо возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величин установленных оценщиком в отчетах рыночной стоимости спорного объекта недвижимости либо доводов, свидетельствующих о наличии противоречий в выводах оценщика, сомнений в достоверности представленного истцом отчета.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона №135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об иных размерах рыночной стоимости объекта недвижимости, у суда не имеется оснований не доверять отчетам оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 18 октября 2021 года в размере 20 789 000 руб., по состоянию на 21 июля 2022 года в размере 23 289 000 руб., по состоянию на 15 августа 2022 года в размере 23 150 000 руб., суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости объекта недвижимости.
Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом отчеты являются надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости объекта на даты, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, в связи с чем он вправе требовать установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области и филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Кемеровской области-Кузбассу о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат приведенным положениям закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, которые основаны на законе.
При таких обстоятельствах требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: «░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №№, ░░░░░░░░ 1 808,9 ░░.░., ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 20 789 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: «░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №№, ░░░░░░░░ 1 818 ░░.░., ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 23 289 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: «░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №№, ░░░░░░░░ 1 807, 2 ░░.░., ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 23 150 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.