Дело № 2а-961/2024
УИД 33RS0017-01-2024-000857-04
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
7 августа 2024 года г. Собинка
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Денисовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Робей Е.В.,
с участием прокурора Литвинкина М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Собинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования г. Собинка к администрации муниципального образования г. Собинка Собинского района Владимирской области об оборудовании контейнерной площадки,
установил:
Собинский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования г. Собинка Собинского района Владимирской области с административным иском к администрации муниципального образования г. Собинка Собинского района (далее - администрация МО г. Собинка), МБУ г. Собинки «Благоустройство» об обязании администрации МО г. Собинка в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать оборудование контейнерной площадки, расположенной по адресу: <...>-А, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21; обязании МБУ г. Собинки «Благоустройство» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: <...>-А, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21.
Исковые требования мотивированы тем, что по результатам проверки, проведенной Собинской межрайонной прокуратурой, выявлены нарушения земельного, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Установлено, что по адресу: <...>-А, установлена контейнерная площадка, не соответствующая требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства: не имеет твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, отсутствует специальная площадка для накопления крупногабаритных отходов. Собинский межрайонный прокурор полагает, что выявленные нарушения федерального законодательства свидетельствуют о непринятии административными ответчиками достаточных мер, направленных на защиту окружающей среды и обеспечение санитарного благополучия населения - жителей МО г. Собинка.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Собинского района /л.д. 28/.
Определением Собинского городского суда Владимирской области от 7 августа 2024 г. принят отказ административного истца Собинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей МО г. Собинка в части административных исковых требований к МБУ г. Собинки «Благоустройство» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: <...>-А, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21.
Прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению Собинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - жителей МО г. Собинка к администрации муниципального образования г. Собинка Собинского района Владимирской области, МБУ г. Собинки «Благоустройство» об оборудовании контейнерной площадки в части административных исковых требований к МБУ г. Собинки «Благоустройство» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: <...>-А, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник Собинского межрайонного прокурора Литвинкин М.С. административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным выше. Просил административное исковое заявление Собинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Администрация МО г. Собинка, МБУ г. Собинки «Благоустройство» извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своих представителей в суд не направили. В письменном заявлении в адрес суда администрация МО г. Собинка просили рассмотреть дело в отсутствие представителя /л.д. 36/.
Администрация Собинского района извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в суд не направили, ходатайств об отложении не заявляли.
С учетом норм статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, явка которых обязательной не признавалась.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно пункту 2 статьи 2 указанного Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В соответствии со статьей 3 Федерального Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной иной деятельности на окружающую среду и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно статьи 51 указанного закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.
В силу положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются, в частности охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Как следует из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ устанавливает требования к местам (площадкам) накопления отходов.
В соответствии с пунктом 1 указанной статьи накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований /пункт 3/.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов /п. 4/.Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов /п. 5/.Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации /п. 6/. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» (далее - Правила).Пунктом 3 Правил предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. В силу пункта 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.Судом установлено, что Собинской межрайонной прокуратурой проведена проверка в МО г. Собинка на предмет исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации на территории МО г. Собинка мест складирования отходов мусора, в том числе, осмотрена контейнерная площадка, расположенная по адресу: <...>-А, и установлено, что отсутствует место накопления отходов (контейнерная площадка, мусорные контейнеры) /л.д. 20/. В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, <данные изъяты>"статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра).Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.Спорная контейнерная площадка изначально была создана органом местного самоуправления, а именно администрацией МО г. Собинка. Данный факт не оспаривался участниками процесса.Согласно постановлению администрации МО г. Собинка от 14 декабря 2023 г. № 795 внесены изменения в постановление администрации города от 29 ноября 2019 г. № 156 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Собинка», контейнерная площадка, расположенная по адресу: <...>-А, является собственностью администрации МО г. Собинка /л.д. 10, 11-19/. В данном случае суд исходит из того, что обязанность по содержанию контейнерной площадки в соответствии с санитарными требованиями возложена законом на администрацию МО г. Собинки, которой такая обязанность не исполнена.Принимая во внимание то, что на орган местного самоуправления возложена обязанность не только по созданию, но и содержанию контейнерной площадки в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, контейнерная площадка должна быть изначально оборудована также в соответствии с указанными требованиями, суд считает необходимым удовлетворить требования административного истца и возложить на администрацию МО г. Собинки обязанность по организации мероприятий по оборудованию и оборудованию в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 вышеназванной контейнерной площадки.В данном случае, с учетом объема подлежащих выполнению действий и иных заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе позицию административного ответчика администрации МО г. Собинка /л.д. 36/, суд считает обоснованным и разумным установление срока совершения действий по организации мероприятий по оборудованию и оборудованию контейнерной площадки, расположенной по адресу: <...>-А, в соответствии с требованиями СанПин 2.1.3684-21 в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.Доказательств невозможности исполнения возлагаемой решением суда обязанности в указанный срок административным ответчиком не представлено. В соответствии с частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу должно содержаться указание, в том числе, на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <...>-░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░15 ░░░░░░░ 2024 ░.