Дело № 2а-1005/2023
10RS0016-01-2023-000701-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2023 года г. Сегежа
Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Балашова Д.А.,
при секретаре Мамаевой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Вересова Евгения Анатольевича к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что Вересов Е.А. находился в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области, был этапирован в другое учреждение. После выбытия Вересова Е.А. ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области в 2021 году направило в адрес ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия (далее ФКУ СИЗО-2) посылку с машинкой для стрижки волос «Витек», однако ФКУ СИЗО-2 ее не получило, машинку для стрижки ему не вернули.
В судебном заседании административный истец не участвовал, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без своего участия.
Представитель ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия Колюшева Ю.С., действующая на основании доверенности, в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно статье 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Условия и порядок содержания под стражей Вересова Е.А., как отбывающего наказание по приговору суда, в рассматриваемый период были конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, устанавливающие правила внутреннего распорядка в исправительных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных учреждениях, а также лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений, в отношении находящихся в них осужденных (далее – Правила № 295), утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 № 110).
Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (п. 3 Правил № 295).
Исходя из п. 52 Правил № 295 запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на склад для хранения либо уничтожаются по постановлению начальника ИУ либо лица, его замещающего, о чем составляется соответствующий акт с ознакомлением осужденного под роспись. При переводе осужденных в другое ИУ изъятые у них запрещенные вещи, хранящиеся на складе ИУ, по заявлению осужденных пересылаются по почте посылкой их родственникам за счет собственных средств осужденных, а при отсутствии денежных средств на лицевых счетах осужденных - пересылаются на хранение по месту их нового содержания за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 95 Правил № 295 посылки, передачи и бандероли осужденные могут получать сразу же по прибытии в ИУ. При их поступлении в адрес лиц, не имеющих на то права, а также освобожденных либо умерших, они возвращаются отправителям наложенным платежом с указанием причин возврата. Посылки и бандероли, адресованные осужденным, переведенным в другие ИУ, пересылаются по месту их нового содержания за счет средств федерального бюджета.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14 постановления от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, в том числе, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
За причинение вреда в сфере властно-административных отношений граждане вправе требовать в том числе компенсацию морального вреда, которая осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда (пункт 3 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть как наряду с ним, так и самостоятельно. При этом суммы, взыскиваемые в возмещение морального вреда и материального ущерба, должны быть разграничены.
Согласно статье 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
На необходимость оценивать степень нравственных или физических страданий с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий, обращено внимание в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда».
В частности, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Перечень нравственных страданий, являющихся основанием для реализации права на компенсацию морального вреда, не является исчерпывающим.
Таким образом, для наступления ответственности по статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации суду необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда.
В судебном заседании установлено, что Вересов Е.А., отбывая наказание по приговору суда, содержался в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области, 25.11.2020 убыл в распоряжение ФКУ ИК-7 УФСИН России по Республике Карелия через ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Вологодской области.
По утверждению Вересова Е.А. административный ответчик допустил незаконное бездействие, выразившееся в неполучении почтового отправления с личными вещами Вересова Е.А. – машинки для стрижки волос «Витек» в период с 19.07.2021 по сентябрь 2021 года, направленной из ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области, в котором он ранее содержался.
В ФКУ СИЗО-2 Вересов Е.А. содержался в периоды с 02.06.2021 по 21.07.2021, с 16.10.2021 по 29.10.2021, с 29.12.2021 по 05.02.2022, с 25.02.2022 по 20.04.2022.
Согласно журналу № 364 Учета посылок, передач, бандеролей, поступивших в адрес подозреваемых, обвиняемых, осужденных и их вложений в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия за период с 18.07.2021 по 04.01.2022 посылок в адрес Вересова Е.А. не поступало.
Из ответа Сегежского почтамта УФПС Республики Карелия – филиала АО «Почта России» на запрос суда следует, что в связи с истечением большого периода времени в программе «Сортмастер» Почты России данных о поступивших почтовых отправлениях в адрес ФКУ СИЗО-2 на имя Вересова Е.А. и их получения учреждением в период с 19.07.2021 по 31.09.2021 не найдено.
ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Архангельской области на запрос суда о предоставлении номера почтового отправления личных вещей истца в адрес ФКУ СИЗО-2 представлена квитанция о направлении 19 июля 2021 года посылки с машинкой для стрижки волос Витек на имя Вересова Е.В.
Как следует из чека об отправке, ФКУ «Следственный изолятор №3» неправильно был указан адресат. В графе «кому» указан получатель Вересов Е.А., адрес доставки – г. Сегежа, ул. Лейгубская.
При этом на улице Лейгубская в городе Сегежа находится 2 исправительных учреждения – ФКУ «Исправительный центр №1», ФКУ «Исправительная колония №7» и ФКУ «Следственный изолятор №2».
Соответственно, извещение с Почта России доставлено в ФКУ «СИЗО 2» не было, должностным лицам о необходимости получения посылки для Вересова Е.А. ничего известно не было, а потому оснований для признания действий должностных лиц незаконными и взыскании компенсации морального вреда не имеется, в связи с чем в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.09.2023.