Дело № 2а-20/23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2023 года. Октябрьский районный суд <адрес> края в составе:
Председательствующего Кириленко И.В.,
При секретаре ФИО3,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Администрации МО <адрес> об оспаривании бездействия,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации МО <адрес> об оспаривании бездействия.
В обоснование административного иска указано следующее:
На основании технических условий для присоединения объекта к канализационным сетям 02.2/3458 от ДД.ММ.ГГГГ, выданных ООО «Югводоканал-Новороссийск» ФИО1 было осуществлено строительство канализационных сетей (<адрес>, район 14-го микрорайона).
Согласно п. 14 Технических условий ФИО1 обязана передать в муниципальную собственность внеплощадочные сети канализации.
В 2013 г. канализационные сети приняты в эксплуатацию МУП Водоканал-Новороссийск», что подтверждается актом технической готовности канализационных сетей.
ДД.ММ.ГГГГ, в исполнение п. 14 Технических условий, ФИО1 обратилась в Администрацию МО <адрес> с заявлением принять в муниципальную собственность внеплощадные сети напорной канализации.
На данное заявление Администрация МО <адрес> никак не отреагировала.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было подано заявление об отказе от прав на внеплощадные сети напорной канализации.
ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение ФИО1 был получен ответ Администрации МО <адрес>, в соответствии с которым на основании акта обследования технического состояния построенных объектов, для передачи объектов в муниципальную собственность, с последующей передачей в эксплуатацию МУП Водоканал-Новороссийск», ФИО1 необходимо провести следующие мероприятия:
1). Предоставить расчет на объем перекачиваемых стоков.
2). Предоставить паспорта на насосы всех КНС.
3). Нет разрешенной мощности электропотребления.
4). Произвести реконструкцию КНС с устройством приемного отделения, с установкой решеток, дробилок.
5). Выполнить реконструкцию колодца-гасителя.
6). Предусмотреть резервное электропитание КНС.
7). Предоставить перечень подключенных абонентов с адресами.
8). Выполнить очистку приемного колодца, при необходимости выполнить его реконструкцию.
Данный ответ Администрации МО <адрес> расценивается ФИО1 как отказ от принятия в муниципальную собственность вышеуказанных объектов (объектов от которых собственник отказался), который ФИО1 считает необоснованным и незаконным.
Законом не предусматривается выполнение каких-либо дополнительных действий лицом, которое отказалось от своих прав на имущество, в связи с чем ответ Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.1-п/18 является незаконным и необоснованным.
В связи с бездействием Администрации МО <адрес> по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного имущества ФИО1 вынуждена нести расходы по содержанию указанного имущества.
На основании изложенного просит:
Признать незаконным ответ Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.1-п/18.
Признать незаконным бездействие Администрации МО <адрес> по постановке на учет бесхозяйного имущества в виде внеплощадных сетей напорной канализации 05/03- 12-НК <адрес>, район 14-го микрорайона.
Обязать Администрацию МО <адрес> принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - внеплощадных сетей напорной канализации 05/03-12-НК <адрес>, район 14-го микрорайона.
Административный истец ФИО1, будучи извещена о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыла, не сообщив причину неявки, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель администрации МО <адрес> в судебном заседании полагал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, пояснил, что вследствие произвольного отказа от какой-либо вещи она становится никем не охраняемой и не поддерживаемой в надлежащем состоянии, может прийти в негодность. В состав права собственности включено непременное исполнение собственником имущества обязанности по его содержанию. Чтобы обеспечить сохранность вещи в период ее бесхозяйности, закон предписывает первоначальному собственнику исполнить подобные обязанности, сохраняя за ним право собственности до передачи имущества в новые руки. Для передачи имущества в муниципальную собственность с дальнейшей передачей в эксплуатацию МУП «Водоканал», собственнику необходимо выполнить мероприятия, указанные в оспариваемом ответе администрации МО <адрес>.
Представитель заинтересованного лица МУП «Водоканал <адрес>» в судебном заседании полагал, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку данные сети не являются бесхозяйными. Застройщиком и эксплуатирующей организацией данных объектов является ФИО1, которая на основании выданных технических условий и проектной документации произвела строительство канализационной насосной станции с сетями. В 2013 г. указанные объекты были сданы в эксплуатацию, что подтверждается актами технической готовности канализационных сетей, подписанные со стороны МУП «Водоканал». На протяжении всего времени сети канализации и внеплощадные сети напорной канализации непрерывно эксплуатировались ФИО1 При этом, за период эксплуатации ФИО1 и после вынесения оспариваемых судебных актов давал свое согласие собственникам частных домов на подключение к канализационным сетям без учета технической возможности и пропускной способности объектов.
В 2018г. в ходе обследования на предмет проверки технического состояния объектов, специалистами МУП «Водоканал» установлено, что для надлежащей эксплуатации необходимо произвести реконструкцию канализационной насосной станции с устройством приемного отделения с установкой решеток и дробилок, выполнить реконструкцию колодца-гасителя, обеспечить резервное электропитание путем установки автономного источника электрического питания мощностью 20 кВт, выполнить отчистку приемного колодца и осуществить его реконструкцию. О выявленных нарушениях была уведомлена ФИО1 Однако, с его стороны никаких мер принято не было. Вместе с тем, ФИО1, как собственник объектов водоотведения обязан содержать имущество в надлежащем состоянии и нести бремя расходов на устранение выявленных нарушений.
На основании пункта 28 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Однако, ФИО1 отказалась от дальнейшей эксплуатации объектов и расторгла договоры энергоснабжения. При этом, технологически оказание услуг по приему сточных вод возможно только при использовании объектов водоотведения, принадлежащих ФИО1.
Согласно указанным документам ФИО1 подтвердила факт владения и пользования канализационными сетями, а также не отрицается факт эксплуатации сетей. Прекращение эксплуатации объектов приведет к остановке технологического процесса водоотведения в <адрес>, к нарушению прав неограниченного количества лиц, поскольку не может обеспечить безопасного для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды состояния.
Заслушав явившиеся стороны, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданам предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного и. муниципального служащего, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интерес или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что административный истец на основании технических условий 02.2/3458 от 30.08.2011г., выданных «ООО «Югводоканал- Новороссийск» осуществила строительство канализационной сети (напорной канализации) от земельных участков для индивидуального жилищного строительства <адрес>, район 14-го микрорайона, что подтверждается актом технической готовности сетей от 2013 г., утвержденным МУП «Водоканал - Новороссийск». В п. 14 технических условий указано, что сети канализации, предложенные к строительству, необходимо передать в муниципальную собственность.
В 2018 г. ФИО1 обратилась в администрацию МО <адрес> с заявлением об отказе от прав на внеплощадные сети напорной канализации и просьбой о принятии мер по постановке указанного имущества на учет в качестве бесхозяйного.
На данное заявление административным истцом был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержатся требования административного ответчика о выполнении собственником комплекса мероприятий.
В примечании технического задания указано, что канализационные сети, предложенные к строительству за пределами грань земельного участка, подлежат передаче в установленном порядке в муниципальную собственность.
ДД.ММ.ГГГГ, в исполнение п. 14 Технических условий, ФИО1 обратилась в Администрацию МО <адрес> с заявлением принять в муниципальную собственность внеплощадные сети напорной канализации.
На данное заявление Администрация МО <адрес> никак не отреагировала.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было подано заявление об отказе от прав на внеплощадные сети напорной канализации.
ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение ФИО1 был получен ответ Администрации МО <адрес>, в соответствии с которым на основании акта обследования технического состояния построенных объектов, для передачи объектов в муниципальную собственность, с последующей передачей в эксплуатацию МУП Водоканал-Новороссийск», ФИО1 необходимо провести комплекс мероприятий.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местно значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая и имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственная регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменен! размера платы за содержание жилого помещения в Случае оказания услуг и выполнения работ по управлению содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) перерывами, превышающими установленную продолжительность" в состав общего имущества включает внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных част! (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных тру водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также друга оборудования, расположенного в этой системе.
Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491 предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно- телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективно (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно ст.236 Гражданского кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом б намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЭ предусмотрено, что к вопросам местно значения относятся, в частности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 931 "С установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (Порядок N 931).
Из пункта 2 названного Порядка следует, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета государственной регистрации прав.
На учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт Порядка N 931).
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постанов на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в том числе, органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (пункт 5 Порядка N931).
При этом отсутствие государственной регистрации права кого-либо на соответствующие объекты недвижимости само по себе не может являться основанием для признания их бесхозяйными (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1150/13 по делу N А7 24747/2011).
В 2013 г. указанные объекты были сданы в эксплуатацию, что подтверждается актами технической готовности канализационных сетей, подписанные со стороны МУП «Водоканал».
На протяжении всего времени сети канализации и внеплощадные сети напорной канализации непрерывно эксплуатировались ФИО1 При этом, за период эксплуатации ФИО1 и после вынесения оспариваемых судебных актов давал свое согласие собственникам частных домов на подключение к канализационным сетям без учета технической возможности и пропускной способности объектов.
В 2018г. в ходе обследования на предмет проверки технического состояния объектов, специалистами МУП «Водоканал» установлено, что для надлежащей эксплуатации необходимо произвести реконструкцию канализационной насосной станции с устройством приемного отделения с установкой решеток и дробилок, выполнить реконструкцию колодца-гасителя, обеспечить резервное электропитание путем установки автономного источника электрического питания мощностью 20 кВт, выполнить отчистку приемного колодца и осуществить его реконструкцию.
О выявленных нарушениях была уведомлена ФИО1 Однако, с его стороны никаких мер принято не было.
Вместе с тем, ФИО1, как собственник объектов водоотведения обязан содержать имущество в надлежащем состоянии и нести бремя расходов на устранение выявленных нарушений.
На основании пункта 28 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Однако, ФИО1 отказалась от дальнейшей эксплуатации объектов и расторгла договоры энергоснабжения. При этом, технологически оказание услуг по приему сточных вод возможно только при использовании объектов водоотведения, принадлежащих ФИО1.
Согласно указанным документам ФИО1 подтвердила факт владения и пользования канализационными сетями, а также не отрицается факт эксплуатации сетей.
Прекращение эксплуатации объектов приведет к остановке технологического процесса водоотведения в <адрес>, к нарушению прав неограниченного количества лиц, поскольку не может обеспечить безопасного для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды состояния.
При этом, отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом 416-ФЗ.
В части 5 статьи 8 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечивают водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии статьей 12 данного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Из приведенной нормы права следует, что ее действие распространяется только на бесхозяйные объекты централизованных систем энергоснабжения.
На основании пункта 28 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружен предназначенных для водоотведения.
Прекращение эксплуатации объектов приведет к остановке технологического процесса водоотведения <адрес>, к нарушению прав неограниченного количества лиц, поскольку не может обеспечить безопасного для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды состояния.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что основания для признания спорной канализационной сети бесхозяйным имуществом и возложения на орган местного самоуправления обязанности по остановке данного имущества на учет отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░