14RS0035-01-2023-018914-46
2а-1252/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 07 марта 2024 г.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующей судьи Марковой Л.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по РС (Я) к Алексеевой Марии Семеновне о взыскании недоимок и пени, штрафов, без вызова сторон.
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратился в суд с административным иском от 14.12.2023 № 38-14/079662 о взыскании недоимки, пени, штрафов в сумме 34 880,72 руб., в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год – 26 952,77 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного страхования в ФФОМС за 2020 год – 6 999,02 рублей, пени – 928,93 рублей.
Вместе с административным исковым заявлением налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с административным иском в суд.
12 января 2024 г. Якутским городским судом РС (Я) принято определение о переходе к рассмотрению административного иска в порядке упрощенного (письменного) производства.
Лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются извещенными надлежащим образом, если ко дню принятия решения суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленных ему в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Истец и ответчик надлежащим образом извещены.
Дело рассмотрено по правилам главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в порядке упрощенного производства в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 291 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 292 КАС РФ в установленные судом сроки отзыв, дополнительные документы, пояснения от сторон не поступили.
Суд, изучив и исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего спора.
Основанием для обращения с административным иском послужило ненадлежащее исполнение Алексеевой М.С. обязанности по уплате налогов, пени, штрафов.
Судом установлено, Алексеева М.С. в период с 24.03.2004 по 30.10.2020 осуществляла предпринимательскую деятельность, являлась плательщиком страховых взносов.
В связи с ненадлежащим исполнение обязанности по уплате страховых взносов налоговым органом направлены требования об уплате налогов, пени, сборов № 674995 от 08.05.2018 г. № 659053 от 08.05.2018, № 687668 от 14.11.2018, № 126735 от 25.11.2020.
Общая задолженность составляет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год – 26 952,77 рублей, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного страхования в ФФОМС за 2020 год – 6 999,02 рублей, пени – 928,93 рублей.
После направления требования меры по взысканию задолженности административным истцом не предпринимались.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанности по уплате налога.
Порядок и сроки взыскания налогов, пени, сборов с физических лиц в исковом порядке установлены положениями ч. 3 ст. 48 НК РФ, согласно которой:
Налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности:
1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей;
2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей,
либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
В случае внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об утрате силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя заявление о взыскании задолженности, в отношении которой в реестре решений о взыскании задолженности не размещены поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности и (или) постановление о взыскании задолженности, подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя либо в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения налогового органа об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае, если соответствующее решение вступило в силу после дня утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Частью 4 вышеуказанной нормы установлено, рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно ч. 5 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен судом. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа о принятии мер предварительной защиты.
Частью 6 статьи 289 КАС РФ установлено, пи рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Частью 5 статьи 138 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации установлено, в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Данное решение не может быть принято по административным делам, подлежащим последующему рассмотрению судом коллегиально. Решение суда может быть обжаловано в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Абзацем 2 пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено ли гражданином, организацией отдельное ходатайство о восстановлении срока. В случае пропуска указанного срока без уважительной причины суд отказывает в удовлетворении административного иска (заявления) без исследования иных фактических обстоятельств по делу (пункт 3 части 1, часть 5 статьи 138, часть 5 статьи 180, часть 5 статьи 219 КАС РФ, пункт 3 части 2 статьи 136 АПК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Из представленных материалов следует, что налоговым органом Алексеевой М.С. направлены требования об уплате № 674995 от 08.05.2018 г. № 659053 от 08.05.2018, № 687668 от 14.11.2018, № 126735 от 25.11.2020.
После направления вышеуказанных требований дальнейшие меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, не предпринимались.
Учитывая вышеизложенное, а также положения ст. 48 НК РФ, следует, что налоговым органом сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, пропущены.
Доказательства их соблюдения, обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, административным истцом не представлены.
Ходатайствуя о восстановлении срока на обращение в судебный орган, административный истец доказательств уважительности причин пропуска для реализации права на взыскание в судебном порядке также не представил.
Оценивая заявленное ходатайство, представленные доказательства и учитывая отсутствие объективных причин для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании налогов, пени, препятствовавших или исключавших реализацию им права на обращение в суд с административным иском в срок, установленный законом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного ходатайства.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ (░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 34 880,72 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ – 26 952,77 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ 2020 ░░░ – 6 999,02 ░░░░░░, ░░░░ – 928,93 ░░░░░░ ░░░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
___
___
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ____