Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 декабря 2020 года г. Уяр
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Приваловой О.В.
при секретаре: Губиной В.В.,
с участием представителя административного ответчика ст.помощника прокурора Уярского района Ковалевой Е.П. (доверенность от 07.07.2020 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Овчинникова Виктора Викторовича к прокуратуре Красноярского края о признании действий незаконными и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Овчинников В.В. обратился в суд с административным иском к прокуратуре Красноярского края о признании действий незаконными и обязании совершить действия.
Свои требования истец в исковом заявлении и в судебном заседании лично мотивировал следующим. 27.05.2020 года и 29.05.2020 года им были написаны жалобы в Красноярскую краевую прокуратуру на прокурора по надзору и на неполные ответы спецпрокуратуры. До 03.08.2020 года Овчинников В.В. не получил ответов на данные жалобы. Считает, что прокуратурой нарушены сроки рассмотрения обращений. Просил суд признать незаконными действия прокуратуры Красноярского края в части не дачи ответа на жалобы Овчинникова В.В. от 27.05.2020 года, от 29.05.2020 года и обязать рассмотреть указанные жалобы, дав мотивированный полный ответ.
Представитель административного ответчика Красноярской краевой прокуратуры Ковалева Е.П. в судебном заседании требования истца полагала не подлежащими удовлетворению. Согласно представленным возражениям пояснила, что по результатам жалобы Овчинникова В.В. от 29.05.2020 года 24.07.2020 года ему дан ответ. Жалоба от 27.05.2020 года в прокуратуру не поступала. Считают, что административным истцом не представлено доказательств того, что оспариваемое им бездействие прокуратуры имело место и нарушило права и законные интересы Овчинникова В.В.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не обоснованными по следующим основаниям.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам и порядок их рассмотрения регламентированы Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Согласно названному Закону обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10); письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (часть 1 статьи 12).
Согласно п. 3 ст. 8 указанного закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В силу ст.ст. 2, 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее ФЗ |№59-ФЗ) граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения (ст. 8 ФЗ № 59-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 8 ФЗ № 59-ФЗ запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного (самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Аналогичные нормы содержатся в п. 5 ст. 10 "Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской (Федерации», п. 3.7 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В соответствии с п. 4.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах Прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 г. N 45 "Об утверждении и введении в действие инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах Прокуратуры Российской Федерации" (далее по тексту Инструкции), поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются. Для оперативности истребования дел и проверочных материалов используются технические средства информации и связи.
В соответствии с п. 4.14 Инструкции, по итогам рассмотрения обращения может быть принято одно из следующих решений:
"удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;
"удовлетворено повторное обращение" - принято решение об удовлетворении обращения, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и/или по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения, а также по которому подтвердились факты волокиты и небрежности при рассмотрении предыдущего обращения, независимо от принятого по существу обжалуемых вопросов решения;
"отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
"разъяснено" - разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом;
"принято иное решение" - оставлено без разрешения, возвращено заявителю, приобщено к материалам надзорного (наблюдательного) производства, прекращена переписка;
"направлено" - направлено в течение 7 дней со дня регистрации для разрешения в другую прокуратуру, другое ведомство, другую организацию по принадлежности.
В соответствии с п. 5.1 Инструкции, обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
Согласно п. 6.1 Инструкции обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными только в том случае, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителям.
В соответствии с пунктом 3.2 названной Инструкции, обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
В материалы дела представлены и истребованы судом следующие доказательства: сообщение Овчинникову В.В. о направлении ответа от 23.06.2017 года, справка по личному делу Овчинникова В.В., копии конвертов, сопроводительное письмо от 27.11.2019 года № года, жалоба Овчинникова от 15.11.2019 года, ответ ГУФСИН Россиии по Красноярскому краю на жалобу от 15.11.2019 года, сопроводительное письмо от18.03.2020 года №, жалоба от 06.03.2020 года, ответ ГУФСИН России по Красноярскому краю на жалобу от 06.03.2020 года, акт приема передач заказной и простой корреспонденции от 03.08.2020 года, перечнем документов, ответ Красноярской прокуратуры от 10.06.2020 года №, адресованный Овчинникову В.В., ответ Овчинникову В.В. на жалобу от 20.05.2020 года (от 11.06.2020 года №).
Судом установлено, что в прокуратуру края Овчинниковым В.В. направлены жалобы от 27.05.2020 года и 29.05.2020 года. Жалоба от 29.05.2020 года на действия специализированных прокуратур по надзору за исправительными учреждениями, а также о несогласии с ответом начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры края, поступила в прокуратуру 25.06.2020 года. По результатам рассмотрения жалобы 24.07.2020 года Овчинникову В.В. дан ответ, согласно которому Овчинникову В.В. разъяснено, что ответ начальника отдела дан обоснованно, в части новых доводов о нарушении права на материально-бытовое обеспечение в ИК-43 ФКУ ОИК-26 ГУФСИН России по Красноярскому краю и угрозах со стороны сотрудников ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю направлена для разрешения по существу Кежемскому и Красноярскому прокурорам по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, что суд считает обоснованным, так как разрешение указанных вопросов относится к компетенции указанных органов. Жалоба Овчинникова В.В. рассмотрена в срок, установленный ч. 1 ст. 12 ФЗ № 59-ФЗ. Ответ на жалобу согласно возражениям административного ответчика был направлен Овчинникову В.В. простым письмом 03.08.2020 года. Данные обстоятельства подтверждаются поручением прокуратуры Красноярского края от 29.06.2020 года №, адресованном Красноярскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 08.07.2020 года №, ответом прокуратуры Красноярского края от 24.07.2020 года №, адресованном Овчинникову В.В., почтовым реестром №, ответом прокуратуры Красноярского края Овчинникову В.В. на жалобу от 29.05.2020 года (исх.28.07.2020 года №).
Таким образом, нарушений требований закона при рассмотрении жалобы Овчинникова В.В. от 29.05.2020 года судом не установлено.
На основании статьи 27 Закона о прокуратуре, органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.
Согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Само по себе несогласие истца с действиями должностных лиц прокуратуры по его жалобам не является основанием для признания данных действий незаконными. Неполучение административным истцом почтовой корреспонденции не свидетельствует о бездействии прокуратуры Красноярского края при рассмотрении его обращения.
Что касается требования административного истца о признании действий прокуратуры Красноярского края, выразившихся в не направлении ответа на его обращение от 27.05.2020 года и обязании рассмотреть его и дать полный ответ, суд приходит к выводу о том, что данное требование также не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Из представленной суду информации по исходящей и входящей корреспонденции осужденного Овчинникова В.В. за период с 27.05.2020 года по 03.08.2020 года следует, что 28.05.2020 года зарегистрировано письмо Овчинникова В.В., адресованное в прокуратуру Красноярского края исх № от 28.05.2020 года, что подтверждается справкой исходящей корреспонденции осужденного Овчинникова В.В. за период с 27.05.2020 года по 03.08.2020 года ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю б/н. При этом, сведения о том, что указанное письмо поступило в прокуратуру Красноярского края, не подтверждается материалами дела.
Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные исковые требования Овчинникова В.В. удовлетворению не подлежат, как не основанные на фактических обстоятельствах, имевших место и требованиях действующего законодательства РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27.05.2020 ░░░░ ░ 29.05.2020 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░.░.