Дело №а-820/2022
Поступило в суд 01.11.2022
УИД 54RS0№-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<.....> <...>
Купинский районный суд <...> в составе:
председательствующего судьи Макалева И.В.,
при секретаре судебного заседания Зуева Е.Е.,
с участием:
административного истца - помощника прокурора <...> Ахмаевой Ж.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <...> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Яркульского сельсовета <...> о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг, обязании обеспечить возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронном виде муниципальных услуг,
Установил:
<...> обратился в Купинский районный суд <...> с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Яркульского сельсовета <...> о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг, обязании обеспечить возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронном виде муниципальных услуг.
В обоснование административных исковых требований указывает, что прокуратурой <...> проведена проверка исполнения администрацией Яркульского сельсовета <...> требований законодательства при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Порядок оказания государственных и муниципальных услуг регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде
Проверкой установлено, что администрацией Яркульского сельсовета <...> предоставляются муниципальные услуги, которые относятся к сводному перечню первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями - приложение № (1) к Распоряжению №-р от <.....>, а именно:
- «Приём заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» (п. 47 Сводного перечня, <.....>;
- «Предоставление информации о порядке предоставления жилищно- коммунальных услуг населению (п. 48 Сводного перечня), <.....>;
- «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» (п. 49 Сводного перечня), <.....>;
- «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (п. 9 Сводного перечня, приложение № (1)), <.....>.
В ходе проверки установлено, что администрацией Яркульского сельсовета <...> в нарушение требований законодательства не обеспечена возможность получения гражданами указанных муниципальных услуг в электронной форме.
В частности, на федеральном портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг <...> (https://www.gosuslugi.ru/r/novosibirsk) отсутствует информация об указанных муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Яркульского сельсовета <...> в электронной форме.
Указанные обстоятельства создают административные барьеры для реализации прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности муниципальных услуг. Также указанные обстоятельства не обеспечивают возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Просит суд:
1) Признать незаконным бездействие администрации Яркульского сельсовета <...> по непринятию мер по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг:
- «Приём заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» (п. 47 Сводного перечня, <.....>;
- «Предоставление информации о порядке предоставления жилищно- коммунальных услуг населению (п. 48 Сводного перечня), <.....>;
- «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» (п. 49 Сводного перечня), <.....>;
- «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (п. 9 Сводного перечня, приложение № (1)), <.....>.
2) Обязать администрацию Яркульского сельсовета <...> в срок до <.....> обеспечить возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронном виде муниципальных услуг:
- «Приём заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» (п. 47 Сводного перечня, <.....>;
- «Предоставление информации о порядке предоставления жилищно- коммунальных услуг населению (п. 48 Сводного перечня), <.....>;
- «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или нежилого помещения в жилое помещение» (п. 49 Сводного перечня), <.....>;
- «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (п. 9 Сводного перечня, приложение № (1)), <.....>.
Административный истец - помощник прокурора <...> Ахмаева Ж.П. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объёме, пояснила аналогично изложенному в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - представитель администрации Яркульского сельсовета <...> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела была извещена своевременно и надлежащим образом. Согласно заявлению главы Яркульского сельсовета <...> Фоменко М.А. от <.....>, поданному в Купинский районный суд <...> до рассмотрения дела, административные исковые требования прокурора она признала в полном объёме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Яркульского сельсовета <...>.
На основании ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, о чём не возражал участвующий в деле истец.
Суд, выслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частями 1, 2 статьи 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределённого круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Частью 4 статьи 218 КАС РФ установлено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 9 статьи 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Порядок оказания государственных и муниципальных услуг регламентируется Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Согласно п.6 статьи 4Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг являются возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме, по выбору заявителя.
В силу п.3 ст.5 вышеуказанного закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Пунктом 2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Согласно п.2 ч.1 ст.10 вышеуказанного закона при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут осуществляться подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и приём таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 1.2 ч.4 ст.29 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований пункта 3 части 1и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках предоставляемых услуг. Указанный срок (не позднее 1 июля 2012 года) является общим для всех исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения перехода на межведомственное информационное взаимодействие.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года № 1993-р утверждён сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде.
При этом установлены предельные (заключительные) сроки для перехода на предоставление услуг в электронном виде для органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.
Согласно положениям паспорта национального проекта национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Федеральный проект «Цифровое государственное управление», утверждённого протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 года № 7, его задачами являются: обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием (п.1.4 раздела 4.6), внедрение цифровых технологий в сфере оказания приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг (п.1.37 раздела 4.6).
В судебном заседании установлено, что администрацией Яркульского сельсовета <...> в нарушение требований законодательства не обеспечена возможность получения гражданами указанных муниципальных услуг в электронной форме.
Указанные обстоятельства создают административные барьеры для реализации прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности муниципальных услуг. Также указанные обстоятельства не обеспечивают возможность получения муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о правомерности требований прокурора <...> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации Яркульского сельсовета <...> о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению возможности получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг, обязании обеспечить возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности в электронном виде муниципальных услуг и удовлетворении указанных административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <...> ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <...> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <...> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:
- «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░. 47 ░░░░░░░░ ░░░░░░░, <.....>;
- «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░. 48 ░░░░░░░░ ░░░░░░░), <.....>;
- «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» (░. 49 ░░░░░░░░ ░░░░░░░), <.....>;
- «░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░. 9 ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ № (1)), <.....>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <...> ░ ░░░░ ░░ <.....> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░:
- «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░. 47 ░░░░░░░░ ░░░░░░░, <.....>;
- «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░. 48 ░░░░░░░░ ░░░░░░░), <.....>;
- «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░» (░. 49 ░░░░░░░░ ░░░░░░░), <.....>;
- «░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░» (░. 9 ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ № (1)), <.....>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.